Шины в стоматологии

При лечении переломов челюстей, травм зубов применяют несколько видов шин. Наиболее распространенными и практичными являются назубные проволочные шины (рис. 7). Для  их изготовления   необходимо иметь алюминиевую проволоку диаметром около 2 мм, лигатурную проволоку (бронзо-алюминиевую или медную) диаметром 0,3—0,5 мм для крепления шины к зубам и инструментарий: анатомический пинцет, крампонные щипцы или плоскогубцы, напильник.
Рис. 7. Методы иммобилизации отломков проволочными шинами при переломах нижней челюсти: а — межчелюстное связывание зубов лигатурной проволокой (слева — с образованием дополнительной петли по Айви, справа — о непосредственным скручиванием концов лигатур); б — одночелюстная гладкая шина-скоба из алюминиевой проволоки; в — проволочная шина с опорной плоскостью и распорочным изгибом в области отсутствующих зубов; г — проволочная шина с зацепными петлями, скрепленными резиновыми колечками.

Гладкую шину-скобу применяют при лечении переломов альвеолярного отростка челюсти, вывихах зубов, а также при переломах нижней челюсти в пределах зубного ряда, когда отломки могут быть легко установлены в правильном положении. Шина должна прикасаться к каждому зубу и располагаться несколько выше шейки зуба, не травмируя края десны. Проволоку, из которой изготавливают шину, фиксируют щипцами, а форму шине соответственно форме челюсти придают пальцами. Для лучшей фиксации концы шины загибают в виде крючка, который охватывает последний зуб со щечной стороны полностью, а с язычной или небной стороны примерно на 1/3—2/3. Можно конец шины изогнуть в виде шипа, который вводят в межзубный промежуток. Лигатурной проволокой шину плотно фиксируют к каждому прилегающему зубу; перед этим необходимо правильно установить отломленный фрагмент альвеолярного отростка или вывихнутый зуб. Для фиксации шины конец лигатурной проволоки длиной 7—8 мм проводят в межзубный промежуток в направлении с вестибулярной стороны в язычную (для верхней челюсти — в небную сторону) под шиной, а затем, захватив пинцетом, протягивают лигатурную проволоку в соседний межзубный промежуток в противоположном направлении над шиной. Концы лигатурной проволоки скручивают щипцами по часовой стрелке, при этом плотно фиксируя шину к зубам.
Шину-скобу с распорочным изгибом применяют в случае отсутствия ряда зубов. Распорочный изгиб должен соответствовать ширине беззубного промежутка.
Шина с наклонной плоскостью показана в случае, если большой отломок смещен в сторону перелома. Для удержания отломка в правильном положении на шине в области отломка выгибают три вертикальных петли, равные двойной высоте коронки зуба.
Шины с зацепными петлями применяют при переломах челюстей со смещением фрагментов, если их трудно установить в правильное положение, при переломе нижней челюсти вне зубного ряда, при двойных и более переломах. При этом накладывают шины и на верхнюю и на нижнюю челюсти. Для межчелюстного вытяжения и фиксации на шинах выгибают по 4—6 зацепных петель на расстоянии 10— 15 мм друг от друга под углом к оси зуба 35—45°. Длина петли 3,5—4 мм. Для вытяжения смещенных отломков и их фиксации на зацепные петли надевают резиновые кольца, которыми соединяют верхнюю и нижнюю шины. Каждые 2—3 дня проверяют фиксацию шин, при необходимости лигатуры подтягивают, заменяют резиновые кольца. Больные нуждаются в специальном уходе (см. Уход за больными, стоматологическими). При своевременной фиксации и неосложненном клиническом течении укрепление отломков наступает через 3—5 недель.
В специализированных клиниках применяют различные виды шин, которые изготавливают в зуботехнических лабораториях индивидуально для каждого больного.
Основные противопоказания к применению шин — тяжелое состояние больных  при  переломах   челюстей одновременно с переломами костей основания черепа и тяжелых формах сотрясения и ушибах головного мозга.

Шины в стоматологии. К ним относятся шины челюстные, применяемые для фиксации отломков при лечении переломов челюстей и костнопластических операциях на челюстях.
Для лечения перелома верхней челюсти применяют шину Лимберга. Она представляет металлическую ложку для снятия оттиска с челюсти, к боковым поверхностям которой припаяны металлические стержни, выходящие из полости рта. При помощи резиновой тяги стержни прикрепляют к головной шапочке. Для этой же цели может применяться универсальный аппарат, разработанный в ЦИТО, а также аппарат Петрова (рис. 24). Громоздкость конструкции ограничивает их широкое использование. Лучшим типом может считаться проволочная шина-дуга с внеротовыми стержнями. Дугу фиксируют к зубам верхней челюсти лигатурами, а стержни прикрепляют к головной шапочке. Стержни могут быть съемными, для чего к проволочной дуге прикрепляют или припаивают четырехгранные трубки, куда и вставляют стержни.
При лечении переломов нижней челюсти большое распространение получили проволочные шины с межчелюстной фиксацией отломков (см. Челюсти, рис. 8). Шины межчелюстные изготовляют из алюминиевой проволоки диаметром 2 мм или стальной диаметром 0,8—1 мм. Их выгибают по зубной дуге. На каждой из шин делают по 4—6 крючков длиной 3—4 мм, которые должны отходить от нее под острым углом и не касаться слизистой оболочки. Заканчивается шина шиловидными концами, входящими в межзубные промежутки, или полукольцами, охватывающими одиночно стоящие зубы. Шины фиксируют к зубам лигатурной проволокой диаметром 0,3 мм, а на крючки надевают резиновые кольца. В зависимости от направления и количества колец можно регулировать направление вытяжения. Снимают шину через 3— 5 недель при наличии клинических признаков консолидации перелома.
При простом переломе в пределах зубного ряда без смещения отломков, переломе альвеолярного отростка, вывихе зубов и пародонтозе на период лечения можно применять проволочную шину-скобу (см. Челюсти, рис. 8). Шины снимаются через 3—5 недель при наличии клинических признаков консолидации.
Наряду с проволочными применяют шины из быстротвердеющей пластмассы (рис. 25). Не менее трех зубов по обе стороны от перелома обвязывают полиамидной нитью (рыболовная леска) диаметром 0,4—0,6 мм по типу машинного шва. К каждому зубу с вестибулярной стороны привязывают пластмассовую бусинку, которую затем покрывают слоем пластмассы. Вместо полиамидной нити и бусинок можно применять лигатурную проволоку, которой обвязывают по нескольку зубов по обе стороны от поставленных на место отломков челюсти, а концы после закручивания загибают с вестибулярной стороны и также покрывают слоем пластмассы. Предварительно следует изготовить из воска или эластичной пластмассы желобки, заполняемые свежезамешанной пластмассой; прижимая эти желобки к вестибулярной поверхности зубов, покрывают бусинки или концы проволоки пластмассой. При необходимости могут быть изготовлены и зацепные петли из пластмассы.
Шины, изготовляемые в лабораториях по слепкам, снятым с челюстей, применяют при сложных переломах и недостаточном количестве зубов на отломках. К ним относятся шины колпачковые (капповые), шины Вебера, Гуннинга — Порта, Ванкевич и др.
Шины колпачковые (капповые) (см. Челюсти, рис. 8) штампуют отдельно для каждого зуба в виде коронок или на несколько зубов сразу из нержавеющей стали или латуни толщиной 0,2—0,3 мм. К шине припаивают соединительные стержни, крючки, наклонные плоскости и другие приспособления. Эти шины фиксируют на зубах цементом без предварительной обработки зубов. Жесткость конструкции позволяет использовать их не только для межчелюстной фиксации, но и как одночелюстные шины.
Шину зубонаддесневую Вебера изготовляют из пластмассы (см. Челюсти, рис. 8). Она покрывает зубы и десну как с вестибулярной, так и с язычной стороны. Часто
шину снабжают наклонной плоскостью для предупреждения смещения челюсти в сторону перелома.
Шину Гуннинга — Порта (рис. 26) в сочетании с пращевидной повязкой можно применять при частичном или полном отсутствии зубов. Она представляет базисные пластинки для верхней и нижней челюстей с окклюзионными валиками, которые после определения центральной окклюзии соединяют между собой наглухо или скрепляют разборным замком. В области фронтальных зубов в шине оставляют отверстие для приема пищи.
Шину Ванкевич (см. Челюсти, рис. 8) применяют при частичном или полном отсутствии зубов на одном или обоих отломках нижней челюсти, а также при дефекте кости. Она может служить в качестве репонирующего и фиксирующего аппарата. Шина представляет зубонаддесневую пластинку на верхнюю челюсть, опирающуюся на слизистую оболочку твердого неба. С небной стороны от зубов опускаются два вертикальных отростка (пелоты), доходящие при сомкнутых челюстях почти до дна полости рта. Наружные поверхности этих отростков прилегают с язычной стороны к коронкам сохранившихся зубов, слизистой оболочке альвеолярного отростка и обоих отломков тела нижней челюсти, фиксируя их в правильном положении и препятствуя их смещению к средней линии и кверху. При открывании рта шина соскальзывает с верхней челюсти, при этом отломки нижней челюсти остаются фиксированными между пелотами.
Шины ортодонтические — см. Ортодонтические методы лечения.

Рис. 24. Аппарат Петрова для иммобилизации при переломах верхней челюсти.
Рис. 25. Шины из быстротвердеющей пластмассы.
Рис. 26. Шина Гуннинга — Порта: 1 — общий вид; 2 — на разрезе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,246 сек. | 11.51 МБ