Духоборы — русская христианская секта, возникшая в середине XVIII в. Основными членами этой секты являлись государственные крестьяне Тамбовской и Воронежской губерний, а также т. н. однодворцы и казаки Екатеринославской и Харьковской губерний Украины.
Уже в самом названии «духоборы» утверждался активный характер этой секты как борцов за дух, за одухотворение.
Духовным предтечей духоборчества был знаменитый украинский философ Григорий Сковорода. Его взгляды в значительной степени совпадали со взглядами духоборов. Он называл себя «абраамитом», т. е. последователем чешской секты, весьма сходной с духоборческой. Во всех своих сочинениях он утверждал, что Христос существует в людях и предлагал понимать Библию аллегорически.
В важном документе духоборческой истории, названном «Исповедание», изложены догматы вероучения духоборов: «Тело, плоть человеческая есть временная тюрьма, пребывание в которой имеет одну целы восстановить в себе образ Божий. Плоть есть зло, и всякое пристрастие к чему-либо в мире есть засеменение зла… Вся история людей есть постоянная борьба духа и плоти». Духоборы служат Богу духом: тело их — храм Божий, душа — образ Божий. «Не нужны для чад Божьих ни цари, ни власти, ни какие бы то ни было человеческие законы». «Праведнику никаков закон не положен». Ни писание, ни таинства, ни обряды — не обязательны, они суть только «знаки» и «образы», «картины» и «фигуры». Подчиняться им — значит лицемерить.
Первый руководитель духоборов Силуян Колёсников отменил среди своих последователей, бывших хлыстов, обряды экстатических радений. Тем самым было подчёркнуто, что новая секта зовёт не к духовной радости — встрече с божеством, а к духовной борьбе за человека.
На первых порах духоборы сохранили эсхатологию. Они считали, что в настоящем мире «царствует Вавилон». Царство духа придёт только после того, как на Последний Суд для правды соберутся все порабощённые и угнетённые, все, кто сеял и жал. И будет тогда Новое Небо и Новая Земля, и все люди станут полны совершенного разума. Но никому не дано знать, когда наступит царство духа.
Позднее эсхатология в вероучении духоборов отступает на второй план. Духоборы решают осуществить «Божью правду» не для всего человечества и не в далёком будущем, а немедленно, для своей общины избранных. В отличие от бегунов, хлыстов и скопцов, духоборы пытаются бороться с властью и церковью не только пассивным уходом в тесный мир своей секты, но и активным образом.
Вся история духоборов — это история создания и распада целого ряда религиозных «коммун». Принцип «общности имущества» и отказа от института власти духоборы пытались осуществить на практике. Была введена совместная обработка земли и равный делёж урожая, созданы общественные стада и магазины. В «коммунах» возникла теократическая форма правления в виде «совета стариков», возглавлявшегося религиозными руководителями духоборов (С. Капустин, Л. Калмыков, П. Калмыков и др.). Но «коммуны» оказались нежизнеспособными и распадались.
Духоборы постоянно подвергались преследованиям со стороны властей. Специальные строгие законы против духоборов были изданы императором Павлом I. При нём их крупными партиями посылали на фортификационные работы в Сибирь, Азовскую крепость и др. Особенно жестоко обращались с сектантами-духоборами в тюрьмах, дисциплинарных батальонах, на каторге. Их без всякой очереди отдавали в рекруты. Фактически сектанты были поставлены вне закона в государстве.
По указанию Александра I в период 1800—1816 гг, духоборы были эвакуированы в Таврическую губернию, на т. н. «Молочные воды». Сюда переселилось 3895 духоборов, они основали 9 селений.
Репрессии, гонения заставили духоборов замкнуться в себе, обособиться от всего мира и озлобиться против него. Руководители секты держали рядовых членов секты «в страхе Божием». Духоборы не имели права общаться с внешним миром без их разрешения. Управление сектой было построено на страхе. За малейшее проявление недовольства виновных, подвергали пыткам, ничего не стоило даже убить «виновного».
Особая следственная комиссия, учреждённая в 1836 г., обнаружила в Молочноводской коммуне духоборов в подземельях застенки с орудиями пыток и грудой человеческих костей, людьми, заживо зарытыми в землю. Комиссия подсчитала, что только за два года управления духоборческим обществом «пророка» Капустина исчезло с лица земли 400 человек.
Эти факты изуверства со стороны духовных руководителей духоборческой общины царское правительство использовало для усиления репрессий. Указами Николая I от 1826, 1830 и 1839 гг. духоборы были водворены на положении ссыльных в Закавказье — пограничный Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии.
В 1886 г., после смерти, руководительницы секты Лукерьи Калмыковой, секта раскололась на «большую партию» — сторонников П. Веригина, и «малую партию» — родственников Л. Калмыковой, захвативших общественные капиталы. «Веригинцы» призывали всех членов секты вернуться к правде прошлого. Под влиянием идеи возврата к «славному» историческому прошлому в среде духоборов снова возродились стремления к общинной жизни. Эти идеи были дополнены Идеями «непротивления злу насилием».
Была организована артельная обработка земель и артельные мастерские. Хлеб начали делить по числу едоков. Была создана общественная касса, куда сдавались все наличные средства. Духоборы отказывались служить в армии, платить подати, налоги. Влияние толстовцев сказывалось в том, что они отказывались пить спиртные, напитки, есть мясо и даже сожительствовать с жёнами. По призыву своего вождя Веригина, находившегося в ссылке, духоборы демонстративно сожгли оружие.
На это власти ответили полнейшим разорением духоборческих сёл, отдачей духоборов в дисциплинарные батальоны и ссылками в Сибирь. В результате возникло движение помощи духоборам, возглавленное Львом Толстым. В 1899 г. 8 тысяч духоборов переселилось в Канаду.
Переселившиеся в Канаду духоборы в 1906 г. предприняли попытку вернуться на родину. В Россию прибыла делегация духоборов во главе с П. В. Веригиным. Здесь они встретились со Столыпиным, который обещал, что, в случае возвращения духоборов на родину, он освободит их от несения военной службы и обещал дать земли в Алтайском округе. Но Веригину не понравилась неспокойная обстановка в России. Покидая страну, он писал: «Мы все вздохнули свободней от русских беспорядков».
После 1917 г. часть духоборов вернулась на родину, а 7000 духоборов были зарегистрированы канадским правительством в качестве членов «Христианской общины — коммуны всемирного братства». Вскоре из вергинской общины сложилась новая — «Союз реформированного братства сынов свободы», т. н. «свободников» во главе с новым Иисусом — Степаном Сорокиным. В 1924 г. в вагон железной дороги, в котором путешествовал П. Веригин со, своими приближёнными, была подложена бомба, и он был убит взрывом.
В настоящее время одной из наиболее деятельных духоборческих организаций в Канаде является «Союз духовных общин Христа». Она издаёт газету «Искра», по её инициативе созданы русские школы для начального и среднего образования. Есть и другие организации, выпускающие газету «Вестник», журнал «Духоборческий рассвет». Духоборы организовали федерацию русских канадцев, создан в Канаде духоборческий союз молодёжи.