Эстетика экспозиции-1

Еще одно свидетельство магии экспозиции довелось увидеть совершенно в иных условиях. В национальном музее Тегерана экскурсовод, получив удовольствие от выраженного посетителями восторга, сказал не без гордости: экспозиция разработана группой чехословацких специалистов. Эффект производила неожиданная комбинация: в огромном зале, через который посетители проезжали на движущейся ленте типа эскалаторной дорожки, на фоне стены из черного бархата горели в лучах софитов два золотых кубка. И больше ничего. В других залах было много драгоценностей, свидетельств истории, но все это лишь подводило к главному — кубкам царя Дария. В них передавалось все: древность
истории Персии, искусство ее мастеров, талантливость народа, способного создать рукотворное чудо.
На выставке в Праге, посвященной эпохе Карла IV и дальнейшей истории государства, не могло быть одного центрального экспоната, поскольку ее организаторы задались целью представить развитие страны за шесть веков, особо выделив два периода: начальный и нынешний. Поэтому экспозиция имела не только итоговую кульминацию, но и несколько промежуточных. Промежуточные относились к отдаленным временам, итоговая — к современности. Одну из промежуточных кульминаций составляли и подлинные символы власти Карла IV. Наверное, у многих вошедших в этот зал появлялись естественные вопросы: что может соперничать по красочности с короной и скипетром короля, не померкнут ли последующие разделы?
Оказалось, что есть вещи более ценные, чем короны покойных монархов и символы власти ушедших в прошлое королевств. Ни золото, ни самоцветы не могут затмить блеска идей, планов и действий, увековеченных в хрупких и бесценных памятниках—документах. Лист бумаги, исписанный карандашом, становится величественным как монумент, если он знаменует собой страницу истории. И если можно вести счет далекому прошлому на века и тысячелетия, то жизнь своего поколения люди просматривают за годом год, а то и по дням, если эти дни приходятся на май 1945 года или февраль 1948 года, когда рушились системы, рождались эпохи. Поток посетителей выставки, строго следовавший маршрутом экспозиции, разбивался на множество ручейков, как только втекал под своды Владиславского зала, где была представлена современность. Здесь экспонаты надолго останавливали посетителей, давая возможность каждому из них вглядеться в фотографии, запечатлеть в памяти содержание документов, запомнить почерки, которыми написаны письма или подписаны договоры.
Так же в отдельности на каждого, кто приезжает в Прагу, Карловы Вары и другие старые города Чехословакии, оказывают воздействие представленные здесь, как в гигантской экспозиции, многие художественные и исторические ценности— статуи, храмы, мемориальные здания.
Наладить мостки для такого общения — само по себе чудесное искусство. И поскольку эти мостки наведены в Карловых Варах и окрестных местах, врачи с чистой совестью относят культурную сферу к целительным свойствам курорта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,166 сек. | 12.48 МБ