Эстетика экспозиции-2

От памятника к памятнику продвигаемся по ступеням времени: документы Пражского совещания Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора, итоговый документ общеевропейского совещания — Заключительный акт.
Много людей собирается в залах прошлых веков, но перед современной экспозицией — еще больше. Здесь уже история и жизнь соединились вместе. Люди отчетливее видят важность сегодняшних дел, просматривают их в одном ряду с крупными событиями прошлого.
Кроме познавательного, исторического интереса, кроме удовольствия полюбоваться бесценными произведениями выдающихся мастеров выставка давала еще возможность задуматься над одним из таинств, сложившихся на стыке многих видов искусства, —магией экспозиции.
Кому доводилось бывать на чехословацких художественных или промышленные выставках, в павильонах ЧССР на международных ярмарках, тот неизменно пленялся изяществом и выразительностью представленных экспозиций. Вне зависимости от того, что демонстрируется, система размещения экспонатов представляет собой высочайшее достижение дизайна, эстетическую ценность и, как таковая, неотразимо действует на посетителя.
Но искусство дизайна приобретает особую силу, если оно передает высокую мысль и все детали экспозиции соединены общей глубоко разработанной концепцией. Давно уже вошла в историю выставка «Чехословацкое стекло», состоявшаяся в Москве в середине 50-х годов. Казалось бы, такая ли уж существенная вещь—стекло, чтобы привлечь на выставку сотни тысяч людей и остаться в их памяти. Но было именно так. Более того, об эффекте выставки знают даже специалисты выставочного дела, которые значительно позже вступили на эту стезю.
Сказалось искусство композиции, когда экспонаты не загружают помещения, как вещи на складе, а приковывают внимание к деталям и отличными друг от друга элементами формируют определенное настроение зрителя. Главной идеей выставки «Чехословацкое стекло» было утверждение того, что в центре социалистического производства стоит забота о человеке, о том, чтобы жизнь его была нарядной, красивой. Эта мысль близка советским посетителям. Существенно было и то, что достижения в производстве товаров массового спроса демонстрировала братская страна, экономика которой базируется на тех же принципах планового хозяйства. Экспозиция таким образом помогала обратить внимание на резервы и потенциальные возможности тех отраслей советской индустрии, которые связаны с выпуском сходной продукции.
Из чехословацкого опыта можно сделать вывод, что успех экспозиции определяется не обилием и богатством экспонатов, а соответствием ее содержания общественным интересам, искусством овладеть вниманием посетителей, найти ключ к взаимопониманию с ними.
Важным слагаемым успеха, как свидетельствуют многие выставки, с которыми можно ознакомиться в Карловых Варах, других городах ЧССР, является подлинность, вернее даже, уникальность экспонатов. Воздействие подлинного— будь то документ, изделие народного промысла или произведение искусства—не идет ни в какое сравнение с тем впечатлением, которое производят копии или макеты, как бы хорошо они ни были сделаны. В этой связи вспоминается чехословацкий раздел одной из весенних ярмарок в Лейпциге. Он занимал сравнительно небольшое помещение, и в нем находился единственный экспонат, но какой? Это был спортивный самолет. Как его туда затащили, было непонятно, но зато было очевидно другое: вокруг самолета всегда собиралась толпа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,204 сек. | 12.47 МБ