Этика и этические категории-1

В последнее время наметилась тенденция к конкретизации этических проблем в различных областях науки. Это объясняется тем, что разделение труда, как правило, накладывает свои специфические качества на взаимоотношения людей, занятых в определенной сфере профессиональной деятельности. Каждая профессиональная корпорация всегда поддерживает некие нормы поведения и общения.
Профессиональная этика представляет собой динамический процесс приложения общих понятий о нравственности к той или иной отрасли деятельности. Не случайно профессиональная этика выступает в полную меру своей актуальности и важности именно в тех сферах, которые связаны с лечением людей (медицинская этика), их воспитанием (педагогическая этика).
Врачебная этика — вид профессиональной этики, касающейся деятельности представителей медицины. Кроме своих частных вопросов, которые неразрывно связаны со спецификой работы врача, она органически включается в те общие положения, которые предъявляет современное общество к каждому своему члену.
Не требуется долго доказывать, что в медицине не может существовать практического мышления, которое не базировалось бы на этической основе. Можно смело постулировать, что профессия врача, сугубо отличная от всех других, безусловно имеет свои специфические внешние и внутренние законы, заветы и запреты, передающиеся из поколения в поколение. Они определяют поведение и мышление врача.
Этические проблемы ни в коей мере нельзя рассматривать как нечто законченное и неприкосновенное. Постоянная тенденция к совершенствованию . этических норм сохраняется на всем протяжении развития общества. Врачебная этика не может рассматриваться в виде обособленного объекта от общих основ нравственности и морали.
В капиталистическом обществе немыслимо представить себе реализацию всех этических норм, предъявляемых к врачу. Это вытекает из всей порочности самой системы и ее идеологии. Только в социалистическом обществе создаются условия, где проявляются все лучшие качества современного врача.
Ф. М. Достоевский, рассуждая о нравственности и отношении ее к профессиональной деятельности, пришел к выводу, «что без нравственного очищения, без внутреннего развития, — никакие специальности не войдут настоящим образом в наше сознание…». Далее он, продолжая свою мысль, пишет: «К сформированному погуманнее человеку получше привьются и всякие специальности… Все бы вместе, в строгом согласии — самое лучшее». Можно смело сказать, что эта идея Достоевского в настоящее время приобрела свою актуальность, особенно в деле этического воспитания будущего врача.
В минувшей кровопролитной войне как никогда проявились все моральные качества советских медиков. Им впервые пришлось столкнуться с таким громадным количеством раненых и больных. Недаром в свое время Н. И. Пирогов писал: «…война — это травматическая эпидемия». В суровых боях, в неимоверно трудных условиях, подвергаясь смертельной опасности, наши санитары, медсестры, врачи проявляли чудеса массового героизма и на деле доказали беззаветную преданность своему народу и Коммунистической партии. 23 августа 1941 г. Народный комиссариат обороны издал приказ № 281, в котором указывалось, что работа военных медиков на поле боя приравнивается к боевому подвигу.
72,1% раненых и более 90% больных советских воинов вернулись из госпиталей и медсанбатов на передовые позиции. Низкая смертность среди раненых в Красной Армии (не более 1,1%) и высокий процент возвращения в строй многие зарубежные специалисты-медики называли чудом в области медицины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,244 сек. | 12.45 МБ