Езиды

В некоторых странах Востока — как правило, в горных районах — живут представители таинственной религиозной секты езидов . Больше всего их в Ираке. Они говорят по-курдски, но этнически не все принадлежат к этому народу. Есть среди них и представители других народностей.

Секта эта с давних времён привлекала внимание путешественников. В самом деле, как не интересоваться теми, для кого главный Бог — дьявол!

Привлекала она внимание и А. С. Пушкина, который собирался дать приложением к отдельному изданию своего «Путешествия в Арзрум» заметку о езидах, написанную миссионером М. Гардзони. Он её заимствовал из книги Ж. Ж. Руссо «Описание багдадского пашалыка», вышедшей в 1809 году.

«Первое правило езидов, — сообщалось в этой заметке, — заручиться дружбой дьявола и с мечом в руках вставать на его защиту. Поэтому они воздерживаются не только от произнесения его имени, но даже и от употребления какого-либо выражения, близкого по созвучию к его имени… Всякий, кто посещает места, ими обитаемые, должен очень внимательно остерегаться, как бы не произнести слов „дьявол“ или „проклятый“ и особенно „будь проклят, дьявол“ — иначе он сильно рискует подвергнуться побоям и даже смерти. Не раз случалось, что члены секты, схваченные за какое-либо преступление… и приговорённые к смерти, предпочитали казнь предоставляемой им возможности избегнуть её, прокляв дьявола».

Заметка, переписанная Пушкиным, содержит много интересных сведений более чем полуторавековой давности, но и сегодня мы знаем об езидах немногим более того. Живут они весьма замкнуто, держат в тайне своё вероучение и те обряды, которые имеют религиозный смысл. Езиды не пишут о себе книг. Их религия запрещала им даже обучаться грамоте и писать буквы — так было, по крайней мере, до последнего времени. Сейчас, конечно, этот запрет не имеет универсальной силы, кое-что изменилось в образе жизни езидов, во взаимоотношениях их с людьми других вероисповеданий.

Впервые о езидах упомянули арабские историки XII века. Они сообщали, что основал секту шейх Ади ибн Мусафир. О его жизни нет достаточных сведений. По некоторым арабским источникам, шейх — потомок Омейядов, знатной мекканской семьи, которой принадлежал халифский трон в Дамаске. Датский путешественник Нибур, странствовавший по Северному Ираку, основываясь, по-видимому, на устных рассказах езидов, писал, что шейх Ади был выходцем из арабской семьи аш-Шамра ибн зи-аль-Джавшана, который принимал участие в убийстве сына имама Али аль-Хуссейна и был организатором религиозных гонений на сторонников Али. Иные утверждают, что шейх Ади был курдом.

В чём же особенность вероучения езидов?

Известно, что шейх Ади сначала был зороастрийцем. Видимо, поэтому в вере езидов отразились зороастрийские представления о двух началах мира — добром и злом, свете и тьме. Они почитают дьявола, но верят и в Бога — носителя добра. Однако при этом считают, что все свои деяния Бог осуществляет через дьявола, которого они почему-то представляют в образе павлина! Ёзиды поклоняются его изображению, носят его медную статуэтку на религиозных процессиях, окуривая её благовониями, жертвуют дьяволу золотые и серебряные предметы. После ритуальных шествий эта медная фигурка передаётся на сохранение тому, кто сделал самое крупное пожертвование. Езиды даже не едят мясо петуха, ибо он похож на павлина. Они считают, что синий цвет не угоден дьяволу. Вы не увидите езида в синей одежде, в их домах нет ничего синего. Мужчины-езиды никогда не стригутся и не бреются, заплетают волосы в косицы, на голову надевают войлочный конусообразный колпак. Один раз в год они совершают паломничество к могилам своих святых шейхов, постятся только три дня в декабре, причём каждый день поста начинают с молитвой, обратившись к восходящему солнцу.

Езиды строго охраняют тайны своего учения, творят молитву в укромных местах, чтобы никто их не видел. А когда это невозможно — вместо молитвы целуют ладонь правой руки. Женщины у них пользуются большими правами, чем у мусульман. Девушки, например, свободны в выборе женихов, и невеста может отказать своему суженому, а женщине разрешается выйти замуж, если её муж отсутствует в течение года.

О происхождении названия этой секты нет единого мнения. Некоторые учёные считают, что оно произошло от слова «яздан» — «Бог» на персидском и некоторых диалектах курдского языка. Другие связывают его с названием иранской провинции Язд. Более распространена версия о том, что секта названа по имени омейядского халифа Язида ибн Муавии, ненавидимого шиитами, ибо именно по его приказу недалеко от города Кербелы был уничтожен отряд аль-Хуссейна, сына имама Али, почитаемого шиитами, которые до недавнего времени весьма враждебно относились к этой секте.

В современном Ираке езиды в основном живут в отдалённых горных районах провинции Мосул. Один из центров, вокруг которых группируются их деревни, — гора Маклуб. Здесь, в Айн-Сифни, живёт их духовный глава — «мир», он же хранитель могилы шейха Ади, находящейся в 12 километрах отсюда в цветущей горной долине Лалиш. Много езидов живут также в горах Синджар, на северо-западе Ирака, между Мосулом и рекой Хабур близ сирийской границы.

Они не случайно забрались в неприступные горные районы. Их загнали туда преследования аббасидских халифов, а также притеснения турков, не разрешавших им выполнять религиозные обряды.

Раз в год езиды совершают паломничество к могиле шейха Ади во время праздника идджамаия аш-шейх Ади, приходящегося на 13 октября. Паломничество начинается за 10 дней до этой даты. Мавзолей шейха построен явно не сразу после его смерти. Это небольшая, пустая внутри часовня без украшений, с двумя ребристыми конусообразными куполами. Над её дверью — изображения двух павлинов и двух львов на мраморной треугольной плите. Справа от входа — закопчённое изображение змеи с опущенной головой и вздёрнутым к небу хвостом. Среди езидов распространена своеобразная легенда о змее. Ковчег Ноя, приставший к горам Синджар, получил пробоину. Вода хлынула в судно, и растерянный Ной попросил змею закрыть отверстие своим телом. «Хорошо, — ответила змея. — Я сделаю это при условии, что ты разрешишь мне жалить людей». Ной был вынужден согласиться, но вскоре пожалел об этом, т. к. потоп прекратился, а змеи расплодились. Возможно, змея входит в культовые изображения езидов потому, что с ней связаны действия дьявола.

Сразу за порогом внутри часовни стоит кувшин с водой. В четырёх её углах можно посидеть, отдохнуть. Напротив входа расположено большое выложенное мрамором отверстие — могила шейха Ади. Входя, следует переступить порог, не коснувшись его ногой: он священен, входящие кладут на него монетки — подношения шейху.

К мазару примыкает несколько помещений. В квадратной комнате находится могила последователя и ближайшего родственника основателя секты — шейха Хасана. За свои обширные теологические познания он получил прозвище Тодж аль-арифин — венец учёных. Из этой комнаты можно подняться в более просторное помещение, украшенное золотым полумесяцем. Другие помещения приспособлены для атрибутов религиозного культа. В полуподвале, например, в стене сделано специальное хранилище для оливкового масла, которое используется для светильников. В прямоугольном зале без каких бы то ни было украшений езиды, обратившись лицом на юг, творят молитву. Площадка вокруг мазара плотно утрамбована ногами паломников. В одном её углу — комнатка служителя, в другом — открытый бассейн с родником, который называют каниясы — «белый родник». Здесь совершаются ритуальные омовения. Родниковой водой омывают и новорождённых. В бассейн паломники бросают монеты — золотые и серебряные. Вокруг Айн-Сифни в горах — около 150 пещер с родниками, которые почитаются езидами.

В первую пятницу нового года в деревнях езидов начинаются религиозные игрища — таввафи . Интересно, что в них принимают участие также местные жители — мусульмане и христиане. Таввафи продолжаются целый месяц.

Накануне праздника, в четыре вечера, все жители: мужчины и женщины, старики и дети — собираются на деревенской площади. Когда наступает ночь, они выполняют обряды, которые сохраняют в тайне. Утром в день праздника рано встают и едят приготовленную в огромных котлах пшеничную кашу с мясом и жиром — гарису. Музыканты играют на тонких деревянных дудках — заная, специальных бубнах и барабанах. Их одаривают деньгами, подносят им анисовую водку в неглубоких медных пиалах. Под музыку начинаются танцы. Мужчины 8 строчёных белых куфиях, в расширяющихся книзу шароварах и войлочных жилетах, головы обернуты красными платками. Женщины танцуют, став в круг и взявшись за руки.

В горах Синджера женщины очень красивы — стройные, с голубыми глазами. Они одеваются в яркие блузы, длинные и широкие белые платья и шаровары, головы их окутаны белой тонкой тканью, украшенной нашитыми бусинками. В танце они похожи на запелёнатых стройных кукол, плавно движущихся по кругу.

Танцы продолжаются около трёх часов, затем мужчины вскакивают на коней, и, стреляя в воздух из ружей, открывают скачки. После обеда — вновь танцы, на которых присутствуют члены семьи мира — духовного главы секты.

Многие мусульмане считают езидов такими близкими друзьями, что позволяют им держать своего новорождённого сына при обряде обрезания. На мусульманском Востоке это ответственное дело доверяется лишь ближайшим и самым почитаемым родственникам и друзьям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: