Гностицизм (от греч. — познавательный) — это религиозно-философское течение, возникшее в I—II вв. Гностицизм явился формой связи новой христианской религии с мифологией и философией эллинизма.
Важным аспектом гностического восприятия человека было представление о том, что он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента исходят от низших сил, которые наделили человека своими свойствами. Дух (пневма) исходит от божества — это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск, становится избранным, неподвластным действию космических сил, управляющих миром.
Совокупность идей о непознаваемом Боге и мире, созданном не благим Богом, а низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром, о человеке, который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаря этому знанию (по-гречески «гносис») соединиться с божеством, христианские писатели называли гностическими идеями.
Гностические идеи проявлялись в разных сектах (например, в палестинских и сирийских сектах последователей Иоанна Крестителя). Эти секты, группы и философско-религиозные школы не были связаны между собой и часто враждовали друг с другом.
Основным отличием новозаветного христианства от гностических учений было неприятие им самого понятия гносиса (мистического слияния с божеством), которым гностики заменяли веру в Бога.
Христианские богословы называют несколько проповедников, которые первыми внесли гностические идеи в христианство.
К таким первым проповедникам принадлежит Симон Волхв
. По всей вероятности, он не был христианином, а принадлежал к какой-то неизвестной нам сирийско-самаритянской религиозной секте. Про него рассказывали, что он всюду возил с собой проститутку по имени Елена, которую называл «живым воплощением Божественной Мысли».
Суть учения симониан сводилась к тому, что в основе мира лежит единая Сила, которая проявляет себя как Разум. Разум создаёт стоящую ниже себя Мысль. Мысль обладает творческой способностью, она порождает ангелов и силы, создавшие мир. В процессе создания мира Мысль потеряла контроль над своими творениями, она находится в плену у них в. «нижнем» мире, мире зла. Необходимо освободить Мысль из этого плена.
В учении симониан абстрактные рассуждения, таким образом, переплетались с магией и мистическими представлениями о воплощении божества.
Одним из наиболее известных гностиков II.в. был Валентин
. Родился он в Египте, начал свою деятельность в Александрии. Около середины II в. (между 130 и 160 гг.) учил в Риме. Римская христианская община не приняла учения Валентина, но в Египте, Малой Азии, некоторых городах Италии у него было немало сторонников.
Согласно учению Валентина, абсолютное божество — «неизвестный отец» создал Разум. Затем появляются различные «зоны» (извечные сущности, порождённые божеством). Совокупность эонов образует духовную полноту, единство бытия — плерому («полноту»). Зоны не знают истинного отца, поэтому при сотворении мира была совершена ошибка. Зоны, а затем различные силы и власти, находящиеся уже вне плеромы, возникают попарно (каждая пара рождает следующую). В мире существует резкое разделение на противоположные пары: так, правым архонтом (властью) Валентин называл непосредственного Создателя мира, а левым — Сатану (образ, заимствованный им из иудейских и христианских представлений). Христос (одна из сущностей в этом мистическом процессе разделения единого Бога) открыл людям возможность гносиса, т. е. духовного достижения плеромы. Гносис — индивидуальное откровение — и есть спасение, но это спасение может быть только духовным.
Все эти оторванные от конкретной реальности построения были выражением ощущения абсурдности реального мира, стремлением создать картину мироздания, полностью исключённую из действительной жизни, замкнутую в самой себе.
Для валентинианов, как и для других гностиков, Иисус был лишён человеческой сущности.
В начале И в. в-Александрии возникла секта Василидиан
. Основателем её был философ-гностик Василид, родом из Сирии, живший в Антиохии, Александрии, Персии. Василид принял 365 эонов, или циклов творения, называемых по-гречески «абраксакс», потому что буквы в этом слове, взятые как числительные знаки, дают в произведении число 365. Под словом «абраксакс» в более глубоком смысле подразумевался верховный Бог.
По учению Василида, истинное благо для всех существ придёт только тогда, когда каждое будет знать только самого себя и свою сферу. Василид безразлично относился к такому острому для христиан вопросу, как отступничество при гонениях. Нет никакого смысла в мученичестве и борьбе, утверждал он. Отречётся внешне человек от своей веры или нет, от этого ничего не изменится; значение имеет только его внутреннее состояние, его внутреннее прозрение божества.
Как и Симон Волхв, Василид не гнушался колдовством и «цирковыми эффектами», что ничуть не мешало ему развивать полярную доктрину гностиков. Вслед за древнеиранским пророком Зороастром он учил, что материю — средоточие зла — истребит очистительное пламя, а люди духа, достигнув совершенной зрелости, возвратятся к своему первобытному естеству и вознесутся в блаженные сферы «полноты разума». Отсюда и герметический принцип: «В огне обновляется природа». По иронии судьбы инквизиция впоследствии возжгла костры для очищения еретических душ, а не ради обновления материи.
От секты василидиан отпочковались офиты , назвавшие себя по имени змея, искусившего человеческую праматерь и даровавшего людям плод познания. Этим был сделан существенный вклад в фундамент сатанинского храма.
Дело офитов с успехом продолжили кананиты , провозгласившие Каина, убившего брата Авеля (символ слепой веры, по их воззрениям), первым гностиком, наказанным Богом Яхве.
Противники всяческого церковного закона — антитактиты — ополчились уже против любой религии, прославляющей Бога-Творца. А первые нудисты — адамиты , объявив брак «плодом греха» и сбросив одежды, провозгласили свободу любви, так сказать «сексуальную революцию».
Для гностиков одних только рассказов о неизвестном Божестве и проистекающих из него сущностях было недостаточно, чтобы привести себя в экстатическое состояние, которое воспринималось как воссоединение с Богом. Гностики совершали магические обряды, произносили заклинания, в которых большую роль играли верования, уходящие в глубокую древность. В учениях гностиков-христиан возродилась та сложная древневосточная магия, против которой выступали первые последователи христианства.
Гностики образовывали тайные союзы, куда было очень трудно попасть. Вступающие должны были давать особые клятвы. Некоторые группы гностиков-христиан селились в уединённых местах, чтобы избежать общения с инаковерца-ми и создать соответствующую обстановку для гносиса. В тайных организациях гностиков появились тайные писания, предназначенные для избранных, для тех, кому было доступно «истинное познание».
Замкнутость, таинственность, сложные магические обряды гностиков — всё это поставило их вне существующего общества.
Христианская церковь выступила против недопустимого с её точки зрения совмещения евангельской истории с языческим пантеизмом и мифологией. В конце II в. гностицизм был побеждён христианством и в дальнейшем продолжал существовать только в виде сект и отдельных направлений.