Прикосновение, которым братья ученической степени узнают друг друга, состоит в том, что надо ногтем большого пальца правой руки прижать к первому суставу правой руки брата. Слово если Jachin, произносимое братьями раздельно и по очереди: первый говорит «Ja», второй «chin» — или же каждый говорит поочерёдно по одной букве слова, которое потом выговаривается целиком.
По Причарду, ученик должен знать и другое слово «Боаз». «Иакин и Боаз» были названия двух мифических столбов в Соломоновом храме, к которым относятся различные легенды, масонские и средневековые предания, вероятно, послужившие источником или поводом для масонских. Наконец, знак ученической степени: надо правой рукой горизонтально провести у шеи.
Когда мастер испытывает на примере, знает ли новопринятый прикосновение, слово и знак, новопринятый отвечает на новые вопросы как он оделся снова по-прежнему, как принёс мастеру и всем братьям благодарность за принятие в «достойное общество», как мастер призвал его на «северо-восток ложи» и подарил ему запон, «знак невинности, более старый, чем золотое руно или римский орёл, и почётные звёзды и повязки какого бы то ни было другого ордена под солнцем».
Ответы продолжаются так:
«Я сел потом по правую руку мастера, который показал мне инструменты принятого ученика: это были 24 дюймовый масштаб, наугольник и молот. Наугольник служил мне, чтобы делать мою работу прямоугольной, 24 дюймовый масштаб, чтобы вымерять мою работу, молот — отсекать ненужный материал, чтобы можно было легко и верно наложить наугольник».
Мастер. «Брат, так как мы не все работающие масоны (каменщики), то мы относим эти инструменты к нашей нравственной жизни, что мы называем одухотворением: объясните это».
Ученик. «24-дюймовый масштаб представляет 24 часа дня».
Мастер. «Как вы делите их?»
Ученик. «Шесть часов на работу, шесть часов на служение Богу, шесть часов на служение другу или брату, „сколько я имею возможности без вреда себе и своему семейству“, и шесть часов для сна».
Ученик опять по вопросам мастера, рассказывает:
— Я был ни одетый, ни раздетый, ни босой, ни разутый и с верёвкой на шее, потому что если бы я оступился и выбежал на улицу, то народ принял бы меня за сумасшедшего, если же бы увидел меня брат, то он воротил бы меня назад и позаботился бы, чтобы мне оказали справедливость. Глаза были мне завязаны для того, чтобы моё сердце могло воспринять то, что, как я находился тогда во мраке ( т. е. относительно тайны масонства), так я должен весь мир держать во мраке. Металл был отобран для того, чтобы я не принёс в ложу ничего для нападения или защиты, и ещё потому, что так как я был беден и не имел денег, когда был сделан масоном, то это научило меня, что я должен помогать всем бедным и не имеющим денег братьям, насколько это для меня возможно. Три сильные удара в дверь означают известное изречение Писания, простите и дастся вам, ищите и найдёте, стучите и вам отворят.
К масонству это изречение применяется так: я искал и в моей душе, я просил моего друга, я стучался, и дверь масонства открылась мне. Меч, копьё или другое военное оружие было приставлено к моей обнажённой левой груди потому, что левая грудь всего ближе к сердцу, для того, чтобы это тем больше могло быть уколом для моей совести, как оружие кололо тогда моё тело. Меня обвели три раза кругом ложи для того, чтобы все братья видели, что я должным образом приготовлен. После принятия в ученики моё левое колено было обнажено и согнуто, потому что левое колено есть слабейшая часть моего тела, как новопринятый ученик есть слабейшая часть масонства, в которое я только что вступил.
Затем братья снова пьют тосты. Дальше идут вопросы о ложе, о её внутреннем составе, внешних украшениях и её символическом смысле.
Ученик. «Ложу составляет известное число масонов, которые соединились, чтобы вместе работать. Ложу составляют числа: три, пять, семь или одиннадцать (в других ритуалах масонов упоминается и число девять, и к нему приводятся аргументом девять муз).
Три составляют ложу потому, что три Великие Масона создали мир, так же как и это благородное произведение архитектуры, человека, которые так совершенны в своих пропорциях, что древние начинали свою архитектуру с тех же самых правил, и ещё потому, что три Великие Масона были при строении Соломонова храма.
Пять составляют ложу потому, что каждый человек одарён пятью чувствами, именно: слухом, зрением, вкусом, обонянием и осязанием. В масонстве три из этих чувств имеют для меня великую важность, именно: слух, зрение и осязание. Слух служит к тому, чтобы слышать слово, зрение, чтобы видеть знак, осязание, чтобы чувствовать прикосновение, так что я могу так же хорошо узнать брата в темноте, как при свете.
Семь составляют ложу потому, что есть семь свободных наук, именно: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Грамматика учит меня писать и говорить на языке, которому я учусь, «по правилам первого, второго и третьего согласования». Риторика учит искусству говорить обо всяком предмете. Логика учит правильно рассуждать, чтобы тем отличать истину от заблуждения. Арифметика учит свойству чисел. Геометрия учит искусству измерять… Музыка учит свойствам тонов. Астрономия учит знанию небесных тел.
Одиннадцать составляют ложу потому, что было одиннадцать патриархов, когда Иосиф был продан в Египет и считался погибшим, и ещё потому, чтобы было только одиннадцать апостолов, когда Иуда предал Христа.
Ложа имеет вид продолговатого, прямоугольного четвероугольника. Длина её — от востока до запада. Ширина — от севера до юга. Высота — от земли до неба. Глубина — от поверхности земли до её центра. Глубина ложи простирается от поверхности земли до её центра потому, что масонство универсально.
Ложа расположена от востока к западу потому, что так расположены, или должны быть расположены, все церкви и часовни, и это потому, что евангелие прежде всего возвещено на востоке и оттуда потом распространилось на запад.
Ложу поддерживают три великие столба, они называются: мудрость, сила и красота. Столб мудрости представляет собой мастера на востоке. Столбы силы — старший надзиратель на западе. Столб красоты — младший надзиратель на юге. Первое: потому, что мастер даёт рабочим наставления, чтобы они вели своё дело в должном стиле, с хорошей гармонией. Второе: как солнце заходит, чтобы окончить день, так старший надзиратель стоит на западе, чтобы выдавать рабочим их плату, что и Составляет силу и опору всякой работы. Третье: потому, что младший надзиратель стоит на юге в самый полдень (который и есть красота дня), чтобы сзывать рабочих для отдыха от работы и смотреть, чтобы они вовремя возвращались на работу для того, чтобы мастер получил от этого удовольствие и прибыль. Ложа поддерживается этими тремя столбами потому, что мудрость, сила и красота суть совершители всех дел и без них ничто не может быть сделано. Это оттого, что мудрость придумывает, сила поддерживает, а красота украшает. Ветер масона дует прямо от востока к западу.
Мастер. «Который час, брат?»
Ответ. «Самый полдень».
Мастер. «Созовите людей от работы для отдыха и смотрите, чтобы они вовремя воротились опять на работу».
Этим заканчивается масонская беседа, в заключение поётся масонская песня, причём масоны становятся вокруг стола. При последнем стихе песни они берутся за руки следующим образом: человек, стоящий справа, берёт левую руку своего соседа правой рукой, или стоящий слева берёт правую руку своего соседа левой рукой — так составляется масонская цепь. Братья всё поют в хоре, поднимая и опуская в такт руки и громко стуча ногами.
После того все говорят о чём хотят, а мастер делает распоряжение об отдыхе.
На этом кончается изложение степени ученика в ритуале Старых Масонов.