
Для сотворения уникальных летательных аппаратов Наша родина соединяет воединыжды современные технологии с заделами русского ОПК
Олег Фаличев
В мае прошедшего года газета «ВПК» опубликовала статью «Вспомним о гиперзвуковой «Лопате», в какой рассказывалось о решении возобновить на ОАО «ГосМКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка» работу по созданию гиперзвуковой крылатой ракеты. Это ведущее предприятие ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (ОАО «КТРВ»), но по силам ли данной встроенной структуре настолько масштабный проект? Об этом и других аспектах изысканий в данной области генеральный директор компании Борис Обносов упомянул, подводя итоги Интернационального авиационно-космического салона.
Решение задачи гиперзвука генеральный директор ОАО «КТРВ» Борис Обносов сравнил с реализацией таких больших проектов, как пуск первого спутника и полет первого астронавта. При этом с научной и технической стороны задачка возможно окажется даже более сложной.
" В ОАО «КТРВ» основательно относятся к выполнению важной гос программки – созданию первых в мире гиперзвуковых крылатых ракет ”
До начала 90-х годов прошедшего века наши исследования и разработки в этой области ни в чем же не уступали всему наилучшему, что происходило в этой области за рубежом, сначала в Соединенных Штатах Америки. Потом наступил определенный спад. Какие-то работы длилось, но по «Лопате» были на сто процентов прекращены. Только несколько лет вспять удалось вновь привлечь к данной теме внимание управления страны.
«Не пробую забегать вперед, – гласит Борис Обносов, – но мы просмотрели все наши разработки и сделали вывод, что тут нужна консолидация всех усилий. И не только лишь так как это одна из приоритетных задач для Рф. Говоря о гиперзвуке, нужно подразумевать сначала длительный полет в атмосфере со скоростями, превосходящими 4–5 М. У нас есть изделия, которые сейчас летают с значительно большей скоростью, но это или баллистический спуск, или его разновидности. А идет речь об управляемом полете в атмосфере со скоростями 6–7 М, в перспективе – 10–12 М».
Консолидация усилий
Исходя из убеждений Бориса Обносова, это более чем принципиальный проект, реализация которого могла бы соединить всю страну. Будет нужно напряженная работа множества компаний – не только лишь тех, что входят в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». И это притом что главные разработчики как раз находятся в ней – НПО «Машиностроение», ГосМКБ «Радуга» и другие. На решение задачки нацелена и основная площадка ОАО. Усилий даже таких суровых игроков возможно окажется недостаточно. Для подлинного прорыва на данном направлении нужна длительная поэтапная муниципальная программка, когда каждый шаг заканчивался бы не картонным отчетом, а определенным макетом изделия в металле.
Для сотворения в русские времена крылатой гиперзвуковой ракеты с условным заглавием «Лопата» потребовались уникальные технологии, сопоставимые с реальными научными открытиями: гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА) достигнул скорости около 5 М (1 М = 1230 км/час). По некий причине работы были прекращены по решению сверху. Достаточно жесткую оценку отдал этому заместитель председателя правительства Русской Федерации Дмитрий Рогозин во время посещения им ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А. Я. Березняка» в мае 2012 года.
«Решение политического управления страны конца 80-х годов искусственно приостановить более передовые разработки по гиперзвуку, – заявил Рогозин, – по другому как предательством государственных интересов я именовать не могу».
Америкосы оказались более прозорливыми и продолжили исследования. И сейчас необыкновенную опасность исходя из убеждений обеспечения обороноспособности нашей страны представляют работы, продолжающиеся в США в рамках программ Х-51, Falcon, HIFire, Boeung HyFly, ряд других. Они открывают янки перспективу перехода от демо прототипов к созданию в 2015–2018 годах боевой функциональной гиперзвуковой ракеты большой дальности. По воззрению ряда профессионалов, в наиблежайшие 5 – семь лет гиперзвуковые управляемые ракеты обретут способность наносить моментальные четкие удары по пт управления вооруженными силами, базам атомных подводных лодок и шахтным установкам межконтинентальных баллистических ракет, местам дислокации далеких бомбардировщиков на местности противника, который, даже владея СЯС, просто не успеет ответить. При помощи таких гиперзвуковых крылатых ракет США выстраивают новейшую стратегию воздействия на мировую политику.
ОАО «КТРВ» есть что противопоставить этому. Ракетные системы той же «Радуги» представляют новое поколение высокоточного орудия большой дальности. Это комплекс «Овод-МЭ» с ракетой Х-59М2Э, ракета Х-59МК завышенной дальности класса «воздух-поверхность», авиационная управляемая ракета Х-59МК2, противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, комплекс ракетного орудия «Москит-МВЕ» с противокорабельной ракетой 3М-80МВЕ. Аналогов этому оружию в мире нет.
Ракета Х-59МЭ снабжена системой навигации и автоматического управления. Телевизионно-командная система наведения обеспечивает ей точность попадания до 2-3 метров на дальности до 115 км. КР может лететь с огибанием рельефа местности на высоте до 7 метров (над морем). Есть такие ракеты с завышенной дальностью – до 285 км.
До сего времени никем не превзойден противокорабельный ракетный комплекс 3М-80Е «Москит». Он предназначен для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев, одиночных кораблей со скоростью хода до 100 узлов на расстоянии до 240 км. Такую сверхзвуковую ракету, меняющую линию движения полета, засечь средствами ПВО фактически нереально. Америкосы не смогли сделать нечто схожее. «Москит» имеет скорость выше 2,5 М и фактически прошивает корабль даже без боевой части.
Но и такое совершенное орудие – это разработки прошлого дня. Что впереди?
Сперва – беспилотники
Понятно, что восстанавливать всегда труднее, чем строить поновой. Все же Борис Обносов отдал осознать, что работы по «Лопате» ведутся, хотя и не расшифровал, какие конкретно. Судя по всему, полного повторения макета уже не будет. Ведь старенькых технологий, как и профессионалов, уже нет, но все исследования и выработки, как объяснил Обносов, будут учтены.
При всем этом гендиректор ОАО «КТРВ» довольно скептически отозвался о достижениях янки в этой области. По его воззрению, Америка не так далековато ушла от нас в этом направлении и иногда просто выдает хотимое за действительное. Нет, например, никакой инфы о том, какие скорости либо наибольшие температуры достигнуты в камерах сгорания. И дело здесь не в секретности, так как весь ВПК США работает сначала на продажу, а означает, на рекламу.
По воззрению Обносова, последние результаты испытаний внушают определенную надежду. Необходимы, естественно, люди, техника, размеренное финансирование. «Тот, кто считает, что пришел, увидел и за один год одолел, глубоко ошибается, – гласит Борис Викторович. – Эта работа, может быть, на десятилетия».
Немалые задачи в хоть какой ракете связаны с отладкой систем управления. Почти все тут находится в зависимости от чувствительности датчиков угловых скоростей, других устройств, черт самого летательного аппарата. На ракете, скажем, большой дальности вопрос точности очень критичен. При малой же требования к датчикам другие. А на высокоскоростных ракетах приходится решать к тому же делему выбора движков – меж прямоточными твердотопливными и работающими на обыкновенном керосине.
«Работы непочатый край, – подчеркивает Обносов. – Все находится в зависимости от скорости, которая задана. Если гласить о 4–5 М, то прямоточный движок с дозвуковым горением (Ramget) на сей день полностью отработан. В компании его освоили, мы вместе с НПО «Машиностроение», лыткаринским предприятием «Союз» являемся тут пионерами».
Если же выходить на более высочайшие скорости, то нужно достигнуть обычной работы мотора сверхзвукового горения (Scramjet). При всем этом, по воззрению Обносова, возникает серьезнейшая неувязка: «Scramjet работает на низких скоростях, а Ramget, напротив, не работает на больших. Потому неувязка – в уменьшении габаритов мотора. Не говоря уже о температурных режимах, которые нужно обеспечить в камере сгорания. Обыденные материалы их просто не выдерживают».
Такие же вопросы появляются на больших скоростях с обтекателем головной части ракеты. Даже если достигнуть его безупречной формы, то непременно возникнет вопрос обеспечения радиопрозрачности при настолько больших температурах. Это практически неразрешимая неувязка. Ведь при скоростях за 7–8 М вокруг ракеты возникает слой плазмы, который очень мешает работе системы наведения. Означает, нужно вести речь о новых материалах, движках, видах горючего, приспособленных к таким условиям, системах управления, новеньком моделировании.
Сейчас интенсивно ведутся дискуссии и о пассажирских летательных аппаратах, которые будут краткосрочно выходить в стратосферу с гиперзвуковой скоростью, преодолевая большие расстояния за малое время. Полет из Москвы на Далекий Восток либо в New-york может занять всего полтора-два часа. Но, по воззрению Бориса Обносова, до того как создавать таковой пилотируемый аппарат, нужно отработать критические технологии на беспилотниках. И это вопрос наиблежайшего грядущего. «Тот, кто первым обуяет гиперзвуковыми технологиями, получит пальму первенства в почти всех областях, – уверен Борис Викторович. – Мультипликационный эффект будет громаден, и он пока тоже недооценен».
Соединить усилия
Не так издавна скептики сомневались в возможности к развитию ОАО «КТРВ». Сейчас уже нет никаких колебаний в серьезности точной программки определенных действий этой встроенной структуры, намеченной на годы вперед. Указом президента компания расширилась за счет такового большого холдинга, как НПО «Машиностроение», все нужные регламентные работы по объединению уже проведены.
Это совершенно не значит, что бренд НПО «Машиностроение» будет предан забвению, напротив – делается все вероятное, чтоб он стал более пользующимся популярностью. Несколько шагов расширения компании, вливания в нее новых структур только усилило их мощь как одного целого. Сейчас ОАО «КТРВ» соединяет воединыжды 25 компаний общей численностью около 40 тыщ. В согласовании с постановлением правительства в рамках компании идет объединение ОАО «МКБ «Искра» имени И. И. Картукова» и ОАО «Горизонт». «Искра» переведена с Ленинградского проспекта Москвы в город Химки на местность «Горизонта». С этого момента это будет единое предприятие, что дозволит понизить бюрократические расходы, в том числе на содержание аппарата, и себестоимость продукции.
Значительно выросли объемы выручки компании «Тактическое ракетное вооружение», составив за 2012 год около 60 млрд рублей. Хотя прошлый год можно считать нетипичным, так как осваивалось и продолжает осваиваться огромное количество новых серийных изделий, пик производства которых придется на 2014–2016 годы. Тогда можно будет ждать двух-трехкратного роста объемов выпуска продукции.
Развивает компания и, образно говоря, дозвуковые технологии. На МАКС-2013, к примеру, были представлены эталоны продукции, которые прошли либо проходят госиспытания. Они вызывали большой энтузиазм как у внутреннего, так и у наружного заказчика. К примеру, противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, также ракеты класса «воздух-воздух». Представлена и новенькая зенитная ракета под индексом 338 – это разработка «Вымпела» в содружестве с основным заказчиком – «Алмаз-Антеем». Изделие перспективно, что доказано в процессе летных испытаний.
Продемонстрирована и крылатая ракета К-31АД (К-31ПД). Она только-только окончила госиспытания, пошла в серию и будет поставляться на вооружение, сначала в Российскую армию. Изготовлен и экспортный вариант, все разрешительные документы уже оформлены и ведутся контрактные переговоры.
Ряд изделий компании готов для оснащения ПАК ФА Т-50 (многообещающего авиационного комплекса фронтовой авиации) и ожидает испытаний с борта. К примеру, ракета Х-58 внутрифюзеляжного размещения. Все есть основания считать, что уже в конце 2013 года пройдут стрельбы на Т-50.
Начала работу компания и над созданием систем вооружения для ПАК ДА (многообещающего авиационного комплекса далекой авиации). Этот вопрос дискуссировался с фирмами Туполева и Ильюшина, у каких, по свидетельству Обносова, уже есть часть изделий, соответственных заложенным требованиям, также ряд других многообещающих наработок класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух». «Когда окончательные требования к ПАК ДА будут сверстаны, – гласит Обносов, – за ракетами дело не станет».
Отличные перспективы относительно вероятного сотрудничества с другими государствами, определенный энтузиазм проявляется к адаптации изделий ОАО «КТРВ» к самолету Rafal. Эта работа (с компанией Dasso) находится на исходном шаге.
В направлении гиперзвука имеются совместные проекты с Францией. Подобная работа (по движкам) ведется с Китаем. Похожая программка намечается с Индией. Борис Обносов высказывается за расширение такового сотрудничества, так как в одиночку создать настолько дорогостоящие системы очень трудно.
Необходимо отметить, что если сначала ХХI века толика экспорта компании достигала 90 процентов, то на данный момент наблюдается оборотная тенденция. «После выхода на 3-х летние договоры и заслуги пика нашего производства эта пропорция наверное окажется оборотной: львиную долю будет составлять продукция по гособоронзаказу, – предсказывает Обносов. – При всем этом общая толика выручки не уменьшится, а возрастет».
Что касается движков, то компания имеет надежного напарника в лице АО «Мотор Сич». «Мы не собираемся отрешаться от изделий, на которых стоят его движки, – подчеркивает Обносов. – Считаю, это надежный партнер с высоким качеством продукции. И если будут решены вопросы ценообразования, то заказы на его продукцию продлятся. Мы остаемся в тесноватом контакте с нашими закоренелыми партнерами, где бы они ни были, будь то Украина, Азербайджан либо неважно какая другая страна, и отрешаться от сотрудничества с ними не собираемся».
Человечий фактор
Не тайна, что суровой неувязкой нашей «оборонки» все еще остается отсутствие среднего звена – результат образовавшегося в 90-е годы разрыва меж поколениями. Компаниям не хватает конструкторов, технологов, рабочих главных специальностей, будь то фрезеровщик, оператор, программер, наладчик. Это огромный недостаток. Обнадеживает, что на местности НПО «Машиностроение» находится целый факультет, где учатся юные кадры. Есть у компании также профильные кафедры в МАИ, МГТУ, подписано соглашение с другими ведущими университетами страны.
Но заниматься решением кадрового вопроса нужно в масштабе всей страны. Нужна единая муниципальная всеохватывающая программка обучения, адаптации и следующего закрепления юных кадров. По воззрению Бориса Обносова, сейчас на заводах «оборонки» нужно возрождать в неплохом смысле слова семейственность.
В русское время, когда человек приходил на «почтовый ящик», у него была точная перспектива. Ему сходу предоставляли общежитие, а через 6–8–10 лет – квартиру, в особенности семейным. В компании на данный момент решение жилищных заморочек – ценность номер один вместе с созданием новейшей техники.
«Сегодня на головной площадке в городке Царице мы заложили четыре 17-этажных дома, что дозволит мало понизить потребность в жилище, – ведает Обносов. – Часто обсуждаем проблемные вопросы с губернатором Подмосковья, мэром городка Царица. Такая же политика проводится в Реутове на НПО «Машиностроение». А в Таганроге выстроили несколько социально нацеленных домов, где себестоимость квадратного метра – 28 тыщ рублей».
Есть суровые выработки по вербованию кадров и в Санкт-Петербурге, где в одном из учебных заведений открыто отделение по гиперзвуку, готовят соответственных профессионалов.
Все это гласит о том, как основательно в компании «Тактическое ракетное вооружение» относятся к выполнению важной гос программки – созданию первых в мире гиперзвуковых крылатых ракет, которые по совокупному поражающему потенциалу могут стать самым суровым орудием после ядерного. И у Рф, судя по всему, есть хорошие шансы оказаться в числе фаворитов покорения гиперзвуковых скоростей.
Олег Фаличев