Операция Хэйлстоун

Операция Хэйлстоун

Острова Чуук — группа маленьких островов в составе Федеративных Штатов Микронезии. Историческое заглавие этих островов – Трук.
История островов Трук началась с их открытия испанскими мореходами и продолжилась исследовательскими работами французского морехода Дюмон-Дюрвиля, а потом российского путника Фёдора Петровича Литке. После испано-американской войны 1898 года по соглашению меж Испанией, Германией и США,- Микронезия, кроме острова Гуам, была куплена у США Германией за $4,2 млн. Сначала Первой мировой войны, в 1914 году, острова были оккупированы Японией.

Операция Хэйлстоун

Атолл Трук был большой японской базой материально-технического снабжения, также «домашней» военно-морской базой Объединённого флота Правительского флота Стране восходящего солнца. Практически эта база представляла собой японский эквивалент Пёрл-Харбора ВМС США, была единственной большой японской авиабазой в радиусе Маршалловых островов и игралась главную роль в материально-технической и оперативной поддержке японских гарнизонов, составляющих оборонительный периметр на островах и атоллах центральной и южной частей Тихого океана.

5 аэродромов, рассчитанных практически на 500 самолетов. Не считая того в обеспечении защиты и функционирования базы участвовали патрульные, десантные и торпедные катера, подводные лодки, буксиры и корабельные минные тралы.

Чтоб обеспечить в воздухе и на море в дальнейшем пришествии на Эниветок, адмирал Рэймонд Спрюэнс отдал приказ штурмовать Трук. Оперативное соединение TF 58 вице-адмирала Марка Митчера состояло из 5 авианосцев: (Энтерпрайз, Йорктаун, Эссекс, Интрепид и Банкер Хилл) и четырёх лёгких авианосцев: (Белло Вуд, Кэбот, Монтерей и Каупенс), которые несли на борту более 500 самолётов. Эскорт авианосцев обеспечивал большой флот из 7 линкоров и бессчетных крейсеров, эсминцев, подводных лодок и других кораблей.

Боясь, что база стала очень уязвимой, жители страны восходящего солнца передислоцировали авианосцы, линкоры и тяжёлые крейсера Объединённого флота на Палау неделей ранее. Все же, бессчетные наименьшие военные корабли и грузовые суда оставались на якорной стоянке, а несколько сотен самолётов продолжали оставаться на аэродромах атолла.

Эта атака под кодовым заглавием «Операция Хэйлстоун» застала японских военных врасплох, что привело к одному из самых удачных схваток США за время 2-ой мировой войны

Операция Хэйлстоун

Японское грузовое судно у атолла Трук после попадания торпеды, сброшенной TBF Avenger авианосца Энтерпрайз во время налёта на Трук, 17 февраля 1944 года.

Операция Хэйлстоун

Южноамериканские наступательные деяния были композицией авианалётов, действий надводных кораблей и подводных лодок в течение 2-ух дней и, казалось, застали японцев врасплох. Несколько дневных, вместе с ночными авианалётами, в том числе истребительной авиации, пикировщиков и торпедоносцев по японским аэродромам, самолётам, береговой инфраструктуре и кораблям на и около якорной стоянке острова Трук. Южноамериканские надводные корабли и подводные лодки патрулировали вероятные направления отхода с якорной стоянки и штурмовали японские корабли, которые пробовали скрыться от авианалётов.

Операция Хэйлстоун

В общей трудности во время операции были затоплены три японских лёгких крейсера: (Агано, Катори и Нака)

Операция Хэйлстоун

Агано

Операция Хэйлстоун

Катори

четыре эсминца: (Оитэ, Фумидзуки, Майкадзэ и Татикадзэ), три вспомогательных крейсера (Акаги Мару, Айкоку Мару, Киёсуми Мару), две базы подводных лодок (Хэйан Мару, Рио-де-Жанейро Мару), три наименьших военных корабля (в том числе морские охотники Ch-24 и Сёнан Мару 15), авиационный транспорт Фудзикава Мару и 32 грузовых корабля.

Операция Хэйлстоун

Некие из этик кораблей были уничтожены на якорной стоянке, а другие в округах лагуны Трук. Многие грузовые суда были загружены подкреплениями и грузами для японских гарнизонов в центральной части Тихого океана. Только маленькое число войск на борту затонувших судов и малозначительная часть грузов были сохранены.

Операция Хэйлстоун

Майкадзэ и ещё несколько кораблей были затоплены южноамериканскими надводными кораблями во время пробы покинуть якорную стоянку Трука. Спасшиеся с тонущих японских кораблей, по донесениям, отрешались от спасения южноамериканскими кораблями.

Крейсер Агано, пострадавший во время рейда на Рабаул и который в момент начала налёта уже находился на пути в Японию, был затоплен американской подводной лодкой Скэйт. Оитэ, поднявший 523 моряков с Агано, возвратился к Труку, чтоб принять роль в обороне своими зенитными орудиями. Он был затоплен сходу после начала авианалёта со всеми спасшимися мореплавателями Агано, спаслось только 20 членов экипажа Оитэ.

Операция Хэйлстоун

Выше 250 японских самолётов было уничтожено, большая часть ещё на земле. Многие самолёты были на различных стадиях сборки, потому что только-только были доставлены из Стране восходящего солнца в разобранном состоянии на борту грузовых судов. Только маленькая часть собранных самолётов смогли подняться в воздух на отражение атаки самолётов США. Несколько японских самолётов, поднявшихся в воздух, были сбиты истребителями либо стрелками бомбардировщиков США.

Операция Хэйлстоун

Америкосы утратили 25 самолётов, приемущественно от насыщенного зенитного огня батарей на Труке. Порядка 16 американских лётчиков было спасено подводными лодками либо гидросамолётами. Ночная торпедная атака японского самолёта из Рабаула либо Сайпана нанесла повреждение Интерпиду, погибло 11 членов экипажа, заставив корабль возвратиться в Пёрл-Харбор, а потом в Сан-Франциско на ремонт. Корабль возвратился в строй в июне 1944 года. Ещё одна атака японских самолётов привела к повреждению линкора Айова бомбой.

Операция Хэйлстоун

Налёт на Трук окончил существование Трука в качестве большой опасности для операций Союзников в центральной части Тихого океана; японский гарнизон на Эниветоке не сумел получить реальной помощи и подкреплений, которые могли бы ему посодействовать в защите от вторжения, которое началось 18 февраля 1944 года и, соответственно, налёт на Трук существенно облегчил янки захват этого острова.

Операция Хэйлстоун
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,183 сек. | 11.36 МБ