Опытнейший основной боевой танк «Объект 172-2М» (ОКР «Буйвол»)

Опытный основной боевой танк «Объект 172-2М» (ОКР «Буйвол»)

Наряду с работами по доработке и постановке в серийное создание танка Т-72 «Урал» (объект 172М), КБ Уралвагонзавода с 1971 по 1975 год вело опытно-конструкторские работы по теме «Буйвол», направленные на предстоящее улучшение об.172М. 1-ый опытнейший эталон машины был построен уже в 1972 году. Его получили методом коренной конверсии 1-го их опытнейших объектов 172. Всего в рамках этой работы были построены семь опытнейших образцов машины в 3-х конструктивных исполнениях, получивших шифр «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». 2-ой, 3-ий и 4-ый бывалые эталоны уже имели в собственной базе конструкцию об.172М. Эталон №1 успел вкупе с 15-ю опытнейшеми танками об.172М принять роль масштабных испытаниях, проводившихся в летне-осенний период 1972 года под управлением генерала Ю.М.Потапова. Последующие три экземпляра прошли обкатку в период 1973-74 гг. в различных регионах страны. Все сделанные к тому времени эталоны в период с июня 1972 по июнь 1974 года выполнили тесты при разных погодных и дорожных критериях и прошли более 15000 км каждый, при всем этом движки отработали от 538 до 664 часов каждый и оставались в исправном состоянии.

Опытный основной боевой танк «Объект 172-2М» (ОКР «Буйвол»)

Основной задачей при проведении работ было резкое увеличение уровня ТТХ машины. Реализация мыслях привела к повышению веса до 42 тонн по сопоставлению с 41 т объекта 172М. Но повышение массы машины не повлекло за собой ухудшение динамических черт. Установка форсированного до 840 л.с. мотора В-46Ф (он же позже В-67) производства ЧТЗ позволило не только лишь восполнить рост массы, да и поднять удельную мощность до 20 л.с. на тонну веса. Форсирование мотора было осуществлено наименьшими средствами – переработкой конструкции нагнетателя. При всем этом расход горючего фактически не поменялся. Так на режиме наибольшей мощности В-67 потреблял 175 г на 1 л.с./ч против 172 г на том же режиме у В-46, установленном на об.172М. Вместе с значительно увеличенным объемом топливных баков (дополнительные внешние на левой надгусеничной полке), это позволило не только лишь сохранить, да и прирастить припас хода. В итоге он достигнул рекордной величины – 750 км по шоссе. Повышение удельной мощности также положительно сказалось на повышении средней скорости движения, в особенности по пересеченной местности. Этому же содействовало введение подвески с увеличенным динамическим ходом катков, гидроамортизаторов завышенной энергоемкости, проводились опыты по изменению схемы установки торсионных валов и балансиров с целью более оптимального перераспределения нагрузки. Были усилены БКП, повышено давление рабочей воды в системе гидроуправления.

Опытный основной боевой танк «Объект 172-2М» (ОКР «Буйвол»)

Смещение моторной перегородки в сторону кормы, что было достигнуто благодаря некому уплотнению сборки МТО, позволило поменять размещение укладок БК в БО, прирастить боекомплект с 39 выстрелов до 45, сделать укладку более комфортной. Более комфортная укладка дозволила создавать при ручном заряжании прицельную стрельбу со скоростью до 2 выстрелов за минуту против 1 м. 44 сек. на объекте 172М (по данным испытаний 15 танков об.172М в 1972 г.).

Суровые мероприятия было проведены в плане улучшения броневой и конструктивной защиты.
По корпусу: была усовершенствована стойкость ВЛД методом конфигурации пропорций составляющих комбинированной защиты (увеличена толщина тыльного железного листа). Установка сверху дополнительного железного листа увеличенной твердости конусновидного сечения, дозволила прирастить физический габарит защиты в лобовой проекции и прирастить угол наклона ВЛД с 68 до 70 градусов, что в свою очередь сделало больше предпосылок для рикошета современных БПС. В конечном итоге схема пакета В
ЛД смотрелась последующим образом: 70-мм сталь + 105-мм СТБ + 40-мм сталь под углом 70° . Вдоль бортов корпуса устанавливались железные взводные экраны (кормовые секции экранов выполнены резинометаллическими), прикрывающие борт практически на всем протяжении до уровня опорных катков вниз и наружные топливные баки на всю их высоту ввысь. Разнесенная схема защиты борта смотрелась так: 70-мм борт +16-мм металлической экран (район БО) и 70-мм борт + 5-мм металлической экран (район МТО). Не считая того, оставлена возможность установки стандартных откидных экранов – «лопухов», перекрывающих бортовую проекцию с носовых курсовых углов.

По башне: улучшение защиты проводилось в два шага. На первом шаге цельная цельнолитая башня имела железные взводные экраны в ракурсе +/- 30 град. Бортовая проекция башни имела внешнюю конструктивную защиту в виде большого ящика ЗиП и установленного перед ним железного взводного экрана. Кормовые проекции башни экранировались также ящиками ЗиПа и наружной обвеской (труба ОПВТ, скатка брезентового чехла, ветровой щиток, пенал под банник пушки). На втором шаге предусматривалось устанавливать литую башню с комбинированным наполнителем. В целом, лобовая проекция объекта 172-2М обеспечивала защиту от 125-мм подкалиберного снаряда с карбид-вольфрамовым наконечником, имеющего скорость в момент встречи с целью 1600 м/сек. Броня обыденного Т-72 выручала только от 115-мм снаряда со скоростью 1400 м/сек. Защита от кумулятивных средств поражения по лобовой части корпуса и башни выросла приблизительно на 10-15% и была эквивалентна 500…520 мм броневой стали средней твердости. У стандартного Т-72 (башня с «корундовыми шарами» — 1975г.) этот показатель составлял только 450 мм.
Все машины оснащались зенитной пулеметной установкой. 1-ый эталон имел пулеметную установку закрытого типа от танка Т-64А, другие оснащались стандартной для Т-72 открытой зенитной установкой ЗУ-72.

Опытный основной боевой танк «Объект 172-2М» (ОКР «Буйвол»)

Посреди 1974 года начались тесты еще больше могущественного варианта танка «Объект 172М-2М», с улучшенными устройствами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новые приборы наблюдения командира и наводчика, стабилизатор пушки «Жасмин-2» с электроприводом в горизонтальной плоскости (обыденный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод). По мере готовности, на машину был должен устанавливаться командирский наблюдательный устройство «Агат-Т». Не считая того, улучшенная 125-мм пушка 2А46М (Д-81ТМ) отличалась более высочайшей точностью за счет уменьшенной разностенности ствола и установки термозащитного кожуха на нем. Проведенные мероприятия дозволили прирастить количество попаданий при стрельбе с ходу на дальностях 1600…1800 м по целям типа «танк» до 80-100% (по результатам на испытаний 15 танков об.172М в 1972 году количество попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%). Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в 1 км в критериях дождика термозащитный кожух уменьшил до 15 см – против 3,6 м без него. Дополнительные приборы прирастили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов, наводчика – соответственно с 60 до 150 градусов. В целях тактической маскировки в дополнение к ТДА на машине была установлена система постановки дымовых завес 902А «Туча».
Параллельно, в 1973-75 годах в тагильском КБ прорабатывался вариант танка с нарезной 130-мм пушкой 2А50 (ЛП-36) разработки КБ Мотовилихинских заводов (г.Пермь, гл.конструктор Калачников Ю.Н.) и ее гладкоствольным вариантом ЛП-36В под 130-мм управляемую ракету (совместное предложение НИИ-6 (в посл.НИМИ) и КБ Нудельмана).

Но движки на танках №5-7 работали не очень накрепко. В отличие от первых 4 они отработали в среднем всего по 200 с маленьким часов. Главные проблемы были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей охлаждающей воды. В 1975 году конструкторами ЧТЗ дизель В-67 (ранее называвшийся В-46Ф) был срочно доработан, выявленные недостатки устранены. В 1976 году предполагалось провести войсковые тесты уже 10 танков «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». В процессе четырехгодичной насыщенной эксплуатации об.172-2М и об. 172М-2М в разных дорожно-климатических критериях узлы, механизмы и системы танков проявили
высшую надежность и долговечность, обеспечив проведение испытаний и движение танка без ограничения скорости при имевших место, в процессе испытаний, температуре среды от -38°С до +40°С.
Тесты проявили, что ресурс дизеля В-46Ф/В-67 составляет более 500 моточасов; усиленных коробок передач, гитары, приводов к вентилятору, стартер-генератору и компрессору, вентилятора системы остывания, поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес, торсионных валов, гидроамортизаторов – 15 тыс.км; гусеничных лент – 6,5 тыс.км летом и 10 тыс.км на промерзлом грунте. Коэффициент унификации по отношению к «Объекту 172М» составлял около 88%, так что переход к производству более сильной модели не добивался переоснащения производственных цехов. В наиблежайшие два-три года можно было ждать принятия на вооружение танка «Объект 172М-2М» – улучшенного варианта Т-72.

Но этого не вышло по целому ряду обстоятельств носящих быстрее административный и политический нрав. Все же, кое-что с «Объекта 172М-2М» уже в 1975 году было перенесено на серийные машины: к примеру, усиленные коробки, дополнительные смотровые приборы. Все другое не было нужно, и заместо начала производства «Объекта 172М-2М» Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1043-361 от 16 декабря 1976 года предписывалось провести работы по созданию «танка Т-72 с завышенными характеристиками». Последние или повторяли уже имеющиеся ТТХ «Объекта 172М-2М» (движок мощностью 840 л.с., лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов), или даже уступали ему. А именно, предлагалось бросить стабилизатор пушки 2Э28М, ночной прицел ТПН-3-49.

Опытный основной боевой танк «Объект 172-2М» (ОКР «Буйвол»)

Как курьез следует упомянуть две расхожие легенды, связанные с работами по объекту 172-2М. 1-ая легенда говорит, что «Буйвол» (так по шифру ОКР неофициально называли бывалые машины) был макетом Т-72 «Урал», что в корне ошибочно хотя бы из-за того, что об.172-2М создавался конкретно уже как модернизация объекта 172М, т.е. Т-72 «Урал». По 2-ой легенде именованием «Буйвол» предлагалось именовать в серии танк Т-72 (об.172М). Предложение типо поступило от головного конструктора Венедиктова В.Н. к управлению страны, но было отвергнуто из-за собственного «звериного» происхождения, что вызывало морально противные ассоциации с наименованиями забугорных танков (предполагались, видимо германские машины), и было заменено нейтральным и патриотичным – «Урал». Но и это не соответствует реальности, потому что снова предполагается, что «Буйвол» был макетом «Урала». Возможной предпосылкой появления обеих легенд будет то, что хронологически работы над объектом 172-2М проводились сразу с работами по об.172М и подходящим образом наложились друг на друга в памяти ветеранов. Следует также добавить, что в дискуссиях, мемуарах, а время от времени и в литературе, только ассоциативно, бывает «Буйвола» неверно называют «Бизоном» – путают зверушек.

В текущее время 1-ый опытнейший эталон «Объект 172-2М» находится в запасниках музея бронетанковой техники в Кубинке, практически сгнивает на свалке. На напористые просьбы передать его в музей Уралвагонзавода, ГАБТУ отвечает категорическими отказами.

МОДИФИКАЦИИ
• Объект 172-2М 1-ый опытнейший эталон – выполнен методом конверсии опытнейшего эталона об.172, в свою очередь приобретенного методом переделки танка Т-64А
• Объект 172-2М 2-ой, 3-ий и 4-ый бывалые эталоны – выполнены на базе конструкции об.172М
• Объект 172-2М 5-ый опытнейший эталон – выполнены на базе конструкции об.172М с установкой мотора В-67
• Объект 172М-2М 6-ой и седьмой бывалые эталоны – выполнены на базе конструкции об.172-2М. Значительно усовершенствованы СУО, вооружение, установлена система 902А, движок В-67
• Объект 172-3М — проект на базе конструкции об.172-2М с установкой нарезной 130-мм пушки 2А50 (ЛП-36).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,162 сек. | 11.52 МБ