
А уже 18 июня 1952 г. председатель НТК ГБТУ генерал-лейтенант В.В. Орловский направил на имя заместителя министра транспортного машиностроения ОН. Махонина и начальника Главтанка Н.А. Кучеренко короткие ТТТ на проектирование нового среднего танка. Сразу копии проекта ТТТ были разосланы в КБ заводов №75, №174, №183 и во ВНИИ-100.
Эти требования предугадывали создание среднего танка с резко завышенными по сопоставлению с Т-54 тактико-техническими показателями (по броневой защите, скорости движения, маневренности, вооружению, скорострельности, меткости стрельбы и надежности). Согласно ТТТ, боевая масса машины составляла 34 т. В состав экипажа входили четыре человека. Габаритные размеры: ширина — менее 3300 мм, высота — менее высоты имеющихся средних танков, клиренс — более 425 мм. Скорости движения: наибольшая по шоссе — более 55 км/ч, средняя по грунтовой сухой дороге — 35-40 км/ч. Среднее давление на грунт — 0,65 кгс/см². Преодолеваемые препятствия: подъем и спуск — более 40°, наклон — более 30°. Припас хода машины был должен составлять более 350 км (с внедрением горючего в дополнительных баках, при этом припас горючего, размещенный снутри танка, должен быть более 75% от его полного количества).
В качестве основного орудия предполагалась установка 100-мм танковой нарезной пушки Д-54 (Д-46ТА), снаряженной стабилизатором и имевшей исходную скорость бронебойного снаряда 1015 м/с. В состав дополнительного орудия входили курсовой (в фронтальной части корпуса танка) и спаренный с пушкой пулеметы калибра 7,62 мм. Для защиты от самолетов противника в качестве вспомогательного орудия предусматривался зенитный пулемет КПВТ калибра 14,5 мм. В состав боекомплекта входили 50 унитарных выстрелов для пушки, более 3000 патронов калибра 7,62 мм и более 500 патронов калибра 14,5 мм.
Броневая защита лобовой и бортовых частей корпуса и башни по сопоставлению с броневой защитой танка Т-54 должна была быть усилена на 20-30%.
Для обеспечения непрерывного радиального обзора над рабочим местом командира танка монтировалась командирская башенка со смотровым устройством, имевшим стабилизированное поле зрения. Для наводки орудия в цель служил прицел типа ТШ-20. Не считая того, предусматривалось внедрение дальномера либо прицела-дальномера (в случае размещения дальномера у командира танка командирский устройство в танке не устанавливался).
В составе силовой установки предполагалось иметь дизель либо движок лопаточного типа (ГТД. — Прим. авт.). При всем этом величина удельной мощности должна была составлять более 14,7 кВт/т (20 л.с./т), а коробка машины — обеспечивать непрерывное изменение передаточных отношений в широком спектре, неплохую поворотливость, более полное внедрение мощности мотора и легкость управления. Не считая того, не исключалась возможность внедрения глушителя для понижения шума (по мере надобности), создаваемого в процессе выпуска отработавших газов мотора. Неотклонимым являлось требование способности преодоления аква препядствий глубиной до 5 м по дну.
Для наружной связи предусматривалась установка радиостанции типа РТУ, установка которой осуществлялся в габаритах радиостанции 10РТ.
Работоспособность танка должна была обеспечиваться в разных погодных критериях в спектре температур окружающего воздуха от -40 до +40°С и сильной запыленности в границах гарантийного срока более 3000 км.
В связи с большой сложностью намеченных целей Министерство транспортного машиностроения приняло решение о проведении КБ заводов и ВНИИ-100 подготовительной конструктивной проработки схем компоновок нового танка для выявления способности выполнения требований ГБТУ. Главные надежды, связанные с выполнением намеченных целей, возлага
лись на КБ завода №75, возглавляемое А.А. Морозовым. По его мемуарам, уже в декабре 1952 г. харьковский проект нового среднего танка получил шифр «Объект 430». Невзирая на вербование к эскизной проработке сборки нового среднего танка КБ завода №174, эту задачку потом с него сняли в связи с его загруженностью созданием уже упоминавшихся ранее САУ «Объект 500» и «Объект 600», также других образцов бронетанковой техники и вооружения на их базе.
В согласовании с предъявленными требованиями КБ заводов №75, №183 и ВНИИ-100 в течение 1952 — начала 1953 гг. выполнили эскизные проработки нового среднего танка, в конструкции броневой защиты которого были учтены советы ЦНИИ-48, приобретенные при отработке схем броневой защиты эскизного проекта среднего танка Т-22ср и результатов обстрела корпуса и башни макета А-22.
Рассмотрение проектов нового среднего танка состоялось в Министерстве транспортного машиностроения 8—10 марта 1953 г.
Доклад по проекту среднего танка конструкции ВНИИ-100, получившего потом наименование «Объект 907» (управляющий проекта — К.И. Буганов), сделал директор института П.К. Ворошилов. В данном проекте корпус танка был выполнен литым и обеспечивал больший забронированный объем, чем у среднего танка Т-54 и опытнейшего томного «Объект 730» (Т-10). На машине предполагалось установить продольно расположенный укороченный дизель В12-5 мощностью 551 кВт (750 л.с.) с эжекционной охлаждающей системой и использовать узлы и агрегаты танков Т-54 и Т-10.
В качестве основного орудия применялась 100-мм танковая пушка Д-10Т, но предусматривался и вариант установки 122-мм танковой пушки М-62. Броневая защита башни с большенными углами наклона была равноценна броневой защите танка Т-10. В целом броневая защита машины была увеличена на 30% по сопоставлению с броневой защитой танка Т-54. При всем этом механик-водитель размещался в корпусе под погоном башни.
Коробка машины предлагалась в 2-ух вариантах — гидромеханическая и механическая (по типу танков Т-54 и Т-34). В ходовой части (применительно к одному борту) использовалась шестикатковая схема.
Расчетная боевая масса танка составляла 35,7 т.
Проект среднего танка, разработанного КБ завода №183, доложил управляющий проекта — заместитель головного конструктора Я.И. Баран. В базу сборки машины был положен комбинированный вариант, сочетавший внутри себя переднюю часть корпуса танка Т-54 и кормовую часть Т-34 с продольным расположением дизеля мощностью 449 кВт (610 л.с.) и широким внедрением узлов и агрегатов Т-54. Стоит отметить, что в процессе работы над проектом в КБ рассматривались разные варианты сборки: с посадкой механика-водителя в башне и корпусе машины; с фронтальным и задним расположением башни. Но они все не обеспечивали существенного уменьшения массы машины по сопоставлению с принятым вариантом.

схемы опытнейшего танка объект 907
Установка в качестве основного орудия 100-мм танковой пушки Д-54 дозволила уменьшить высоту башни на 83 мм. За счет использования нового мотора наименьшей высоты, чем у дизеля В-54, удалось понизить высоту корпуса на 57 мм и расположить над движком эжекционную систему остывания. Благодаря увеличению температуры охлаждающей воды до 120°С габариты радиаторов системы остывания уменьшили в 1,5 раза. Эти мероприятия дозволили по обеим сторонам мотора выполнить укладку боекомплекта к пушке. Предстоящее понижение высоты корпуса лимитировало только положение механика-водителя в отделении управления.
Завышенная мощность мотора обеспечивала получение данных скоростей движения. В ходовой части использовались поддерживающие и опорные катки наименьшего поперечника с внешней амортизацией. Элементы подвески были убраны из корпуса за счет внедрения пластинчатых торсионов, обеспечивавших ее удовлетворительную характеристику.
Расчетную боевую массу машины по сопоставлению с танком Т-54 удалось уменьшить на 3635 кг (из их: по корпусу — на 1650 кг, башне — на 630 кг, по установке мотора — на 152 кг), а лобовую броню усилить на 19%, бортов башни — на 25%.
В процессе обсуждения проекта главный конструктор ЧКЗ по моторостроению И.Я. Трашутин высказал огромные сомнения в способности сотворения мотора типа В-2 мощностью 449 кВт (610 л.с.) без внедрения наддува. По его воззрению, реально можно было рассчитывать
лишь на мощность 427 кВт (580 л.с.) без наддува и 625 кВт (850 л.с.) — с наддувом. Но в текущее время ЧКЗ не мог заниматься новыми движками в связи с большой нагрузкой серийного производства. В качестве кандидатуры было предложено отрешиться от водяного остывания и перейти на воздушное. Выпускные газы мотора использовать для эжекции.
По воззрению Е.А. Кульчицкого, по вооружению, броневой защите и динамике дело обстояло будто бы благополучно исходя из убеждений задаваемых ТТТ. Но они были получены на базе мистического мотора с маленьким ходом и завышенными температурами. Не считая того, движок воздушного остывания в летнее время перегревался, а зимой тяжело заводился. Предлагаемая конструкция ходовой части не могла обеспечить танку скорость 35 км/ч по проселку: не выдержала бы внешняя резиновая амортизация катков, так как предполагаемое увеличение скорости достигалось только за счет роста хода катка. Потому уменьшать поперечник и ширину катков не имелось оснований. Нужна была принципно новенькая ходовая часть.
В связи с тем, что в представленных проектах новых танков (кроме ВНИИ-100 свои проекты выдвинули фабрики №№ 183 и 75) недостаточно много были проработаны тактико-технические требования ГБТУ, Министерство транспортного машиностроения приняло решение о продолжении работ. Не считая того, в марте 1953 г. Министерство томного и транспортного машиностроения (с 28 марта 1953 г., согласно постановлению Совета Министров СССР №928-398, Министерство транспортного машиностроения вошло в состав Министерства томного и транспортного машиностроения (которое возглавил В.А. Малышев) в согласовании с требованиями ГБТУ на новый средний танк выдало задание дизельным заводам на разработку для него мотора.


На основании рассмотрения проектов подготовительных компоновок нового среднего танка ТТТ к нему в мае 1953 г. были уточнены и доработаны в НТК ГБТУ, согласованы с Министерством томного и транспортного машиностроения и в сентябре такого же года высланы заводам №183 (директор завода — И.В. Окунев, главный конструктор — Л.Н. Карцев), №75 (директор завода — К.Д. Петухов, главный конструктор — А.А. Морозов) и ВНИИ-100 (директор — П.К. Ворошилов) для представления предэскизных проектов к 1 января 1954 г.
В доделанных «Ориентировочных коротких тактико-технических требованиях к конструкции нового среднего танка», а именно, отмечалось:
2. Экипаж — 4 человека.
3. Габаритные размеры: ширина по гусеницам — 3300 мм (лучше ширину корпуса иметь менее 3150 мм), высота — менее высоты танка Т-54, высота боевого отделения по заряжающему в свету — более 1500 мм (обеспечить удобство работы заряжающему), высота корпуса по месту водителя (в свету) — 900 мм (с сохранением посадочной высоты на месте водителя более чем в Т-54), клиренс — более 425 мм.
4. Вооружение:
а) пушка типа Д-54 стабилизированная, с эжекционной продувкой канала ствола, калибром 100мм, исходной скоростью бронебойного снаряда — 1015 м/с.
б) пулеметы — спаренный с пушкой — СГМ калибра 7,62 мм;
— курсовой — СГМ калибра 7,62 мм;
— зенитный — КПВТ калибра 14,5 мм.
5. Боекомплект: выстрелов к пушке — более 40 шт., патронов 14,5-мм — 500 шт., патронов 7,62-мм — 3000 шт.
6. Броневая защита:
а) лоб корпуса — 120 мм с углом наклона 60°, борт — 90 мм (превышение защиты по скорости на 10%);
б) лоб башни — 230 мм, приведенная к нормали.
7. Ходовые характеристики и проходимость:
а) удельная мощность — более 16 л.с./т;
б) удельное давление без погружения — 0,75 кг/см²;
в) скорости движения: наибольшая по шоссе — 50 км/ч, средняя по сухой грунтовой дороге — 35 км/ч;
г) подъем и спуск — 35°;
д) наклон (без поворота) — 30°;
е) припас хода по шоссе — 350 км;
ж) припас горючего: общий — 900л, забронированный — 650 л;
з) преодоление аква препядствий глубиной 4 м.
8. Движок:
а) основной вариант — укороченный на базе В-2 либо горизонтальный мощностью 580 л.с;
б) многообещающий вариант — новый движок мощностью 600-650 л.с. с уменьшенными габ