Опытнейший танк Т-34-85 эталона 1960 года «Объект 135»

История сотворения

Танк Т-34-85 эталона 1960 года является улучшенной моделью танка Т-34-85 эталона 1944 года. Т-34-85 периода Величавой Российскей войны, разработали в конструкторском бюро горьковского завода №112 «Красное Сормово». Управлял разработкой главный конструктор завода Крылов В.В. Потом техдокументацию на машину утвердил головной завод №183 в Нижнем Тагиле (главный конструктор – Морозов А.А.). 23 января 1944 года постановлением ГКО №5020 танк приняли на вооружение Красноватой Армии. Создание данных танков велось на заводах №112 «Красное Сормово», №174 (Омск) и №183 в период с марта 1944 по декабрь 1946 гг. В период после войны заводами было выпущено 5742 танка.

В 1947 году машине было присвоено заводское обозначение «Объект 135». В 1950-х годах она не один раз модернизировалась. Мероприятия по модернизации выполнялись на заводах капремонта Минобороны СССР. Данные мероприятия (целью которых были улучшение технических и боевых черт, увеличение надежности агрегатов и узлов танка, удобства обслуживания) разработали ВНИИ-100 и ЦЭЗ №1 по заданию ГБТУ. Окончательная отработка чертежно-технической документации по модернизации, утвержденной в 1960 году, выполнило под управлением головного конструктора Карцева Л.Н. конструкторское бюро завода №183 (Нижний Тагил). Танк Т-34-85 эталона 1960 года имел традиционную схему общей сборки, экипаж – 5 человек. Внутреннее оборудование располагалось в 4-х отделениях: трансмиссионном, моторном, боевом и управления. Бронекорпус, башня, вооружение, ходовая часть, коробка и силовая установка по сопоставлению с Т-34-85 эталона 1944 года не перетерпели существенных конфигураций.

Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»

Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»

Сборка и оборудование

В отделении управления располагались пулеметчик (справа) и механик-водитель (слева), пулемет ДТМ установленный в шаровой установке, органы управления танком, контрольно-измерительные приборы, два ручных огнетушителя, два баллона со сжатым воздухом, аппарат ТПУ, также ЗИП и часть боекомплекта. Механик-водитель заходил в машину через лючок, который размещался в верхнем лобовом листе бронекорпуса и запирался броневой крышкой. Крышка лючка механика-водителя оснащалась 2-мя смотровыми устройствами, служивших для роста горизонтального угла обзора (были развернуты в сторону бортов корпуса). Для наблюдения за местностью и дорогой в черное время суток у механика-водителя имелся устройство ночного видения БВН. Набор БВН состоял из самого устройства, высоковольтного блока питания, фары ФГ-100 имеющей инфракрасный фильтр и ЗИП. Устройство БВН и ЗИП к нему в нерабочем положении хранились в укладочном ящике, размещавшемся за сидением водителя на первом ящике боеукладки. В носовой части корпуса на кронштейне крепился дополнительный оптический элемент, имеющий инфракрасный фильтр.

Устройство БВН при использовании монтировался в съемном кронштейне, который устанавливался на бонках, приваренных с правой стороны лючка к верхнему лобовому листу (при всем этом крышка лючка была открыта). Блок питания устройства устанавливался на кронштейне, снутри танка на левом борту, на правом борту корпуса – фара ФГ-100 имеющая инфракрасный фильтр. С левой ФГ-102 снимали оптический элемент и светомаскировочную насадку, а заместо их использовали оптический элемент имеющий инфракрасный фильтр. Перед сидением пулеметчика в днище отделения управления имелся запасный лючок, который запирался откидывавшейся вниз броневой крышкой (использовалась одна петля).

В боевом отделении, которое занимало среднюю часть корпуса и внутренний объем башни, находились вооружение танка с механизмами наводки и прицельными приспособлениями, приборы наблюдения, средства связи и часть боекомплекта, также рабочие места, командира танка и наводчика – слева от пушки, заряжающего — справа. На крыше башни над сидением командира размещалась невращающаяся командирская башенка. Боковые стены башенки имели 5 смотровых щелей (защищен
ы стеклами), которые обеспечивали командиру радиальный обзор. В крыше башенки имелся входной лючок, закрывавшийся бронекрышкой. В поворотном основании лючка устанавливался смотровой устройство ТПКУ-2Б либо ТПК-1. В крыше башни над рабочими местами наводчика и заряжающего устанавливалось по одному перископическому поворотному устройству МК-4. Для посадки экипажа не считая входного лючка, имеющегося в командирской башенке, употреблялся лючок, выполненный над рабочим местом заряжающего в правой части крыши башни. Лючок запирался с помощью откидной броневой крышкой на одной петле.

У левого борта в боевом отделении танка монтировался котел форсуночного подогревателя, который был включен в систему остывания мотора. За боевым отделением размещалось моторное отделение. Их делила съемная перегородка. В моторном отделении располагались движок, четыре аккумуляторные батареи и два радиатора. В левом несъемном и верхнем съемном листах выполнили вырез для доступа к нагнетателю подогревателя, закрывающегося кожухом. В дверце бокового листа имелось окно для патрубков подогревателя. В кормовой части корпуса находилось трансмиссионное отделение, отделенное перегородкой от моторного отделения. В нем были установлены главный фрикцион с центробежным вентилятором, агрегаты коробки, воздухоочистители, топливные баки и электростартер.

Вооружение и прицельные приспособления

Главным орудием Т-34-85 эталона 1960 года являлась танковая пушка ЗИС-С-53 калибра 85 мм с полуавтоматикой механического (копирного) типа и вертикальным клиновым затвором. Длина ствола – 54,6 калибра, высота полосы огня – 2,02 м. С пушкой ЗИС-С-53 был спарен пулемет ДТМ калибра 7,62 мм. В вертикальной плоскости наводка спаренной установки осуществлялась в спектре от -5 до +22 градусов с помощью подъемного механизма секторного типа. Непоражаемое место при ведении огня из спаренной установки составлял 23 метра. Для предохранения подъемного механизма во время марша от динамических нагрузок на кронштейне, слева от пушки, снутри башни располагался стопор походного положения пушки, обеспечивающий фиксацию орудия в 2-ух положениях (углы возвышения – 16 и 0 градусов). В горизонтальной плоскости наводка спаренной установки осуществлялась МПБ, размещенным с лева от сидения наводчика в башне. Конструкция механизма поворота башни обеспечивала поворот с помощью электромоторного либо ручного привода. При использовании электромоторного привода (применен 1,35-киловаттный электродвигатель МБ-20Б) башня поворачивалась в обоих направлениях с 2-мя разными скоростями. Наибольшая скорость поворота башни при всем этом составляла 30 градусов за секунду.

На части танков Т-34-85 последнего года выпуска двухскоростной электропривод поворота башни был заменен новым электроприводом КР-31. Данный привод обеспечивал поворот башни с места наводчика либо с места командира. Поворот башни наводчиком осуществлялся с помощью контроллера-реостата КР-31. Направление поворота башни при всем этом соответствовало отклонению ручки на право либо на лево от начального положения. Скорость поворота задавалась углом наклона ручки контроллера и изменялась в границах – от 2 до 26 градусов за секунду. Командир танка поворачивал башню с помощью системы командирского управления при нажатии кнопки, которая была смонтирована в левой ручке смотрового устройства командира. Переброс башни выполнялся по кратчайшему пути до момента совмещения оси канала ствола и полосы визирования смотрового устройства. Скорость – 20-24 градуса за секунду. В походном положении стопорение башни производилось с помощью стопора башни, смонтированного с правой стороны (около сидения заряжающего), в одном из захватов шариковой опоры башни.

Для наблюдения за полем боя, определения дальности до целей, прицельного огня из пушки и спаренного пулемета, корректирования огня употреблялся танковый шарнирный телескопический прицел ТШ-16. Наибольшая дальность прицельного огня из пушки – 5,2 тыс. м, из спаренного пулемета – 1,5 тыс. м. Для предотвращения запотевания стекла прицела его оснастили электрообогревателем. При ведении огня из пушки с закрытых огневых позиций употреблялся боковой уровень, закрепленный на левом щите огораживания пушки, также башенный угломер (указатель крепился слева от сидения наводчика на верхнем погоне опоры башни). Наибольшая дальность стрельбы из пушки – 13,8 тыс. метров. В состав спускового механизма пушки входили электроспуск и ручной (механический) спуск. Рычаг электроспуска был р
азмещен на ручке маховичка подъемного механизма, рычаг ручного спуска — на левом щитке огораживания. Огнь из спаренного пулемета выполнялся с помощью такого же рычага электроспуска. Переключение/включение электроспусков производилось переключателями на щитке электроспусков наводчика.

2-ой пулемет ДТМ калибра 7,62 мм устанавливался в шаровой установке в правой части лобового верхнего листа корпуса танка Т-34-85. Пулеметная установка обеспечивала углы вертикальной наводки в спектре от -6 до +16 градусов, горизонтальные углы – в секторе 12 градусов. При стрельбе из данного пулемета использовали оптический телескопический прицел ППУ-8Т. При стрельбе из лобового пулемета непоражаемое место составляло 13 метров. Боекомплект пушки состоял из 55 – 60 выстрелов, пулеметов ДТМ – 1890 патронов (30 дисков). Не считая того, боевое отделение имело укладку: автомата АК-47 калибра 7,62 мм (боекомплект 300 патронов, 10 магазинов), 20 ручных гранат Ф-1, 26-миллиметровый сигнальный пистолет (20 сигнальных патронов).

Боекомплект

Для стрельбы из пушки использовались унитарные выстрелы со последующими снарядами: тупоголовый бронебойно-трассирующий БР-365 имеющий баллистический наконечник; остроголовый БР-365К; подкалиберный бронебойно-трассирующий БР-365П; также с цельнокорпусной осколочной гранатой 0-365К с уменьшенным и полным зарядом. Бронебойно-трассирующий снаряд имел исходную скорость 895 м/с, осколочная лимонка при полном заряде – 900 м/с и при уменьшенном заряде – 600 м/с. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 метра при использовании бронебойного снаряда – 900-950 метров, подкалиберного бронебойно-трассирующего — 1100 метров.

Основная стеллажная укладка, состоящая из 12 выстрелов (О-365К), располагалась в нише башни. Хомутиковые укладки, 8 выстрелов, располагались: 4 выстрела (БР-365 либо БР-365К) – на правом борту корпуса в боевом отделении; 2 выстрела (БР-365П) – по углам перегородки в боевом отделении; 2 выстрела (БР-365П) – в фронтальной части боевого отделения справа. Другие 35 выстрелов (24 О-365К, 10 БР-365 либо БР-365К и 1 БР-365П) укладывались в 6 ящиках в боевом отделении на деньке.

Диски к пулеметам размещались в спец. гнездах: впереди сидения пулеметчика на фронтальном лобовом листе – 15 шт, у правого борта корпуса справа от сидения пулеметчика – 7 шт, слева от сидения механика-водителя на днище корпуса – 5 шт, впереди сидения заряжающего на правой стене башни – 4 шт. Ручные гранаты Ф-1 и запалы в сумках размещались на левом борту в укладочных гнездах.

Патроны к АК-47 (180 штук), оснащенные в 6 магазинов, размещались: в спец. сумке на правом борту башни – 5 магазинов; на чехле автомата в особом кармашке – 1 магазин. Другие патроны (120 шт.) в штатной укупорке укладывались по усмотрению экипажа. 6 сигнальных патронов находились в спец. сумке, левее прицела ТШ на левом борту башни, другие 14 патронов в укупорке располагались по усмотрению экипажа на свободных местах в боевом отделении.

Корпус и башня

Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Конструкция корпуса и башни по сопоставлению с Т-34-85 эталона 1944 года осталась без конфигураций. Корпус танка сваривался из катаной и литой брони шириной 20 и 45 мм с отдельными болтовыми соединениями. Литая башня, имеющая вварную крышу, монтировалась на корпусе танка при помощи шариковой опоры. Наибольшая толщина в лобовой части – 90 мм. На танке Т-34-85 эталона 1960 года устанавливались башни, имеющие усовершенствованную вентиляционную систему боевого отделения. Установку 2-ух вытяжных вентиляторов разнесли. При всем этом один вентилятор, устанавливавшийся над срезом казенной части пушки в фронтальной части крыши, делал функции вытяжного, а 2-ой, установленный в кормовой части крыши башни – нагнетательного. Данное размещение вентиляторов позволило прирастить эффективность продувки боевого отделения и исключить прохождения газов образующихся при сгорании пороха через рабочие места экипажа. На верхнем кормовом листе корпуса для постановки дымовой завесы устанавливались 2 дымовые шашки БДШ-5 имеющие механизм сброса и электронную систему воспламенения (с места командира). В походном положении (в случае установки 2-ух дополнительных бочек с топливом, устанавливавшихся на спец. креплениях на верхнем кормовом листе) дымовые шашки укрепляли на левом верхнем бортовом листе, перед дополнительным баком с маслом (на неких машин тут устанавливали 3-ий дополнительный бак емкостью 90 л.).

Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»

Движок и топливная система

На танки Т-34-85 эталона 1960 года устанавливался 500-сильный (при частоте вращения коленвала 1800 об/мин) дизельный движок В2-34М либо В34М-11. Запуск мотора осуществлялся с помощью 15-сильного электростартера СТ-700 (основной метод запуска) либо сжатым воздухом (запасной метод) хранящимся в 2-ух воздушных баллонов объемом 10 л.. Для облегчения запуска в критериях низких температур употребляется форсуночный подогреватель с водотрубным котлом, который включен в систему остывания, и калорифер для обогрева воздуха, который поступает в цилиндры мотора. Подогреватель крепился к перегородке моторного отделения на кронштейне. Не считая форсуночного подогревателя в систему обогрева, входили радиаторы обогрева масла в обоих масляных баках, электрическое оборудование (электропровода и свечки накаливания) и трубопроводы. Система обогрева обеспечивала подготовку дизельного мотора к пуску разогревом охлаждающей воды, также части масла в баках. Не считая того, для облегчения запуска мотора при низких температурах использовалось приспособление, удаляющее застывшее масло из маслопровода, подводящего его к нагнетающей части масляного насоса.

В топливной системе имелось 8 топливных баков, размещенных снутри корпуса и объединенных в 3 группы: группу кормовых баков, группу правых и левых бортовых баков. Общая емкость внутренних баков – 545 л.. На правом борту танка были установлены два внешних дополнительных топливных бака на 90 л. каждый. Внешние топливные баки в топливную систему включены не были. На наклонном кормовом листе крепились две бочки емкостью по 200 л. любая. В состав топливной системы был включен сливной бачок, располагавшийся на перегородке моторно-трансмиссионного отделения у правого борта корпуса и служивший для слива через особый трубопровод горючего картера топливного насоса. В ЗИП танка заходил компактный заправочный агрегат МЗА-3, укладывавшийся в транспортном положении в железном ящике, закрепленном снаружи на наклонном левом борту корпуса. Припас хода танка Т-34-85 эталона 1960 года по шоссе на внутренних (главных) топливных баках – 300-400 км, по грунтовым дорогам – до 320 км.

Охлаждающая система мотора – принудительная, жидкостная, закрытого типа. Любая сердцевина радиатора имела охлаждающую поверхность 53 метра. Емкость системы остывания после установки системы обогрева (с неизменным включением в систему) с форсуночным подогревателем равнялась 95 литрам. Для сокращения времени подготовки мотора к пуску при низких температурах в охлаждающей системе имеется заливная горловина. Жгучая жидкость, заливаемая в эту горловину, поступала конкретно в головки и зарубашечное место блоков мотора, тем ускоряя его нагревание.

Система воздухоочистки

В системе воздухоочистки применялись два воздухоочистителя ВТИ-3 комбинированного типа снаряженных эжекционным автоматическим удалением пыли из первой ступени пылесборника. Эжекторы, соединенные с пылесборниками, устанавливались в выпускных трубах мотора. Воздухоочиститель состоял из корпуса, циклонного аппарата с пылесборником, крышки и кожуха с 3-мя кассетами из проволочной канители.
Система смазки

Циркуляционная комбинированная (разбрызгиванием и под давлением) система смазки мотора с сухим картером (применялось масло МТ-16п) состояла из: масляного трехсекционного шестеренного насоса, 2-ух масляных баков, масляного проволочно-щелевого фильтра «Кимаф», уравнительного бачка, трубчатого масляного радиатора, маслозакачивающего насоса МЗН-2 с электроприводом, указателя температуры, манометра и трубопроводов. Меж движком и масляными баками с каждой стороны располагались водяные радиаторы, входящие в систему остывания. Масляный радиатор, охлаждающий выходящее из мотора масло, крепился 2-мя болтами к стойкам левого водяного радиатора. В критериях низких температур масляный радиатор с помощью специального трубопровода (возился в ЗИП) от системы смазки отключался. Масло в данном случае поступало конкретно в уравнительный бачок, после этого – в баки.

Полная заправочная емкость всей системы смазки Т-34-85 эталона 1960 года составляла 100 л.. В каждый масляный бак входило 38 л. масла. В системе смазки имелся форсуночный подогреватель для разогрева масла перед запуском мотора при низких температурах окружающего воздуха и особые радиа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,338 сек. | 11.45 МБ