Орудие Посейдона

Русский аналог американской корабельной ракеты «Гарпун» рождался в муках больше 20 лет.

В ночь на 24 марта 1986 года на экранах радаров южноамериканского крейсера «Йорктаун, находившегося в 70 милях от ливийского побережья, появилась цель. Сначало ее систематизировали как рыболовецкое судно, но командир крейсера отдал приказ продолжать наблюдение. Когда расстояние меж судами сократилось до 11 миль, на последнем внезапно заработал радиолокатор, выключившийся после окончания второго оборота антенны. Но этого оказалось довольно, чтоб на «Йорктауне» при помощи станции радиоразведки систематизировали цель: это большой ракетный катер ливийских ВМС «Эйн Загут» («Ean Zaguit», прошлый русский МРК проекта 1234), который находился в дозоре в 20 милях к западу от Бенгази. Катер маневрировал малым ходом, ходовые огни не горели, все радиоэлектронные средства были выключены.

Южноамериканский крейсер немедля выпустил две ракеты Harpoon («Гарпун») – и обе они попали в цель. 1-ая пробила борт чуток выше ватерлинии и взорвалась в машинном отделении. Катер растерял ход, бортовая сеть была обесточена. В борту образовалась дыра площадью около 20 квадратных метров, через которую начала поступать вода. После попадания 2-ой ракеты на катере появился сильный пожар, потому что невыгоревшее и наполовину горючее ракеты взрывом разбросало по кораблю. Пожар усиливался и через 5 минут окутал весь катер. С дифферентом на корму он начал стремительно погружаться и через 15 минут затонул. Вся команда катера погибла. Это был 1-ый случай боевого внедрения управляемых ракет «Гарпун», разработанных компанией McDonnell Douglas и принятых на вооружение ВМФ США в 1980 году.

Оружие Посейдона

Ракета Х-35 (заводской индекс 3М24) создана для поражения кораблей водоизмещением до 5 000 тонн. По конструкции она подобна американской ПКР AGM-84 Harpoon.

Российский проект

С начала 1960-х проектирование противокорабельных ракет (ПКР) в СССР было фактически монополизировано В.Н. Челомеем, возглавлявшим ОКБ-52. В 1959 году на вооружение был принят челомеевский корабельный самолет-снаряд П-5. Снаружи он вправду напоминал реактивный истребитель. Но, хотя заглавие «самолет-снаряд» отлично подходило изделиям Челомея, в СССР в 1959 году этот термин был официально заменен на словосочетание «крылатая ракета».

Следующие корабельные ракеты Челомея П-6, П-35, «Базальт», «Вулкан» и «Гранит», говоря обычным языком, были «подросшими» П-5 – большего размера и массы. Если стартовый вес П-5 составлял 5,2 тонны, то у «Гранита» он превысил 7 тонн. А вот америкосы томными ракетами не увлекались – к 1960 году они закончили работы над корабельными самолетами-снарядами Regulus I и Regulus II.

Практически сразу с началом работ над «Гарпуном» в подмосковном городке Калининграде в ОКБ «Звезда» началось проектирование аналогичной ракеты, получившей индекс Х-35. Знали ли наши конструкторы о разработках McDonnell Douglas? А если знали, то в каком объеме? Об этом можно только гадать. К концу 1977 года в ОКБ «Звезда» разработали технические предложения по созданию ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной ракетой Х-35, созданного для использования в составе корабельных, вертолетных и самолетных систем вооружения.

Изделие 78

Тесты комплекса «Уран» начались в 1983 году на полигоне «Песчаная балка» под Феодосией. Подготовительные тесты состояли из 3-х шагов. В процессе первого шага проводились запуски макетов ракет с заводским индексом Х-35 (морской индекс 3М-24). Не считая того, ракеты имели очередное заглавие – изделие 78. Макеты были снабжены только автопилотом, маршевым и стартовым движками. В процессе первого шага испытаний (с 1983 по 1984 год) с береговой пусковой установки, размещенной в поселке Черноморск (боевое поле полигона), было запущено 6 макетов, и один «ракетомакет» был запущен с морского носителя – ракетного катера Р-44 проекта 206МР.

2-ой шаг испытаний затянулся на целых 5 лет – с 1985 по 1990 год – началась перестройка. Макеты ракет Х-35 на этот раз были в полной комплектации, также с телеметрией, отсутствовали только активные радиолокационные головки самонаведения. Всего за 5 лет было произведено в общей трудности 26 пусков, 18 с береговой пусковой установки и 8 с катера. Но успешными были признаны только половина пусков.

Хотя в документации отмечалось, ч

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,180 сек. | 11.45 МБ