Орудие века. Наилучшие вертолеты

Рейтинг от журнальчика "Пользующаяся популярностью механика"

Оружие века. Лучшие вертолеты

Самый резвый: Lockheed AH-56 Cheyenne

Страна: США
1-ый полет: 1967
Длина: 16,66 м
Поперечник несущего винта: 15,62 м
Высота: 4,18 м
Движок:
турбовальный GET64, 3925 л.с.
Наибольшая
скорость: 393 км/ч
Потолок: 6100 м
Вооружение: носовая турель с 40-мм гранатометом М129 либо 7,62-мм пулеметом XM196, основная турель с 30-мм
пушкой XM140, ракеты Mk4 (70 мм), самонаводящиеся ракеты BGM-71

Вертолет мог действовать на низких скоростях и высотах, обеспечивать надежную поддержку пехоты и транспортной авиации.

С возникновением транспортника Boeing-Vertol CH-47 «Ирокез» оказался бессилен как провождающий: могучий «Чинук» был намного резвее собственного ангела-хранителя. Штатскому UH-1, обряженному в военную форму, не хватало скорости, припаса хода, огневой мощи, продвинутых прицельных систем. К 1962 году армия США созрела для объявления тендера на разработку специального ударного вертолета. Через четыре года фаворит конкурса Lockheed получил договор на поставку 10 демо образцов.

Формально «Шайенн» не вертолет. Он относится к классу винтокрылов, ибо кроме несущего и стабилизирующего винтов имеет к тому же толкающий пропеллер. На скоростях, близких к наибольшей (по неким источникам, «Шайенн» мог превысить скорость в 400 км/ч), наименее 20% подъемной силы создавалось несущим винтом. Аппарат удерживали в воздухе маленькие крылья, расположенные по краям от фюзеляжа. Горизонтальная тяга создавалась толкающим пропеллером. В отличие от обыденных вертолетов, очень наклоняющихся вперед при движении на высочайшей скорости, «Шайенн» мог задерживать горизонтальное положение, тем снижая лобовое сопротивление. Ручка общего шага была поворотной, как на байке. С ее помощью пилот управлял шагом толкающего пропеллера.

На макеты «Шайенн» устанавливался уникальный бесшарнирный несущий винт. Обычная конструкция втулки винта предугадывает наличие горизонтальных шарниров, которые позволяют лопастям совершать маховые движения вверх-вниз, и вертикальных шарниров, задающих опережение либо отставание лопасти. Шарниры понижают нагрузки на лопасти и позволяют им занять естественное положение под действием центробежной силы, но негативно сказываются на маневренности машины, позволяя винту «гулять» относительно фюзеляжа. На AH-56 лопасти крепились к втулке средством особых упругих частей. Они удерживали нагрузки на лопастях в применимых рамках и в то же время делали конструкцию намного жестче. Автомат перекоса размещался над лопастями и был совмещен с гироскопическим стабилизатором. Управляющие тяги были спрятаны снутри оси несущего винта, амеханизм приводов рукояток содержал пружины, сводящие к минимуму передачу вибраций на органы управления. В итоге уникальные летные свойства «Шайенна» сочетались с относительной простотой пилотирования.

Пилот и стрелок размещались в просторных бронированных кокпитах. Пилот, сидячий выше, мог вести огнь при помощи инфракрасной системы наведения, интегрированной в шлем. Кресло стрелка, сидячего впереди, было интегрировано в систему наведения и крутилось синхронно с основной турелью XM-52 (30-мм пушка со скорострельно-стью 450 выстр/мин). Пьедестал крутился совместно с перископом, устройствами и огромным дисплеем-картой. В носовой турели уста-навливался 40-мм гранатомет либо 7,62-мм пулемет Minigun. 6 узлов подвески вооружения позволяли вертолету нести до 907 кг дополнительного боекомплекта.

Уникальный бесшарнирный винт AH-56 сыграл с ним злую шуточку. 12 марта 1969 года пилот Дэвид Бейл, отключив системы безопасности, был должен спровоцировать циклические колебания лопастей. Твердость упругих частей оказалась недостаточной, чтоб выдержать резонанс. Лопасть пробила фонарь и уничтожила пилота, вертолет потерпел крушение. Для военных эта трагедия стала поводом, чтоб дать задний ход. Машина была еще не готова к запуску в серию, а фронт очень нуждался в вертолетах. Не считая того, армии был не нужен настолько дорогой и непростой в обслуживании вертолет. Место «Шайенна» заняла умеренная «Кобра» AH-1, построенная на базе такого же «Ирокеза». По боевым качествам она не могла сравниться с AH-56, зато ее можно было починить, разобрав на свалке старенький Bell.

Оружие века. Лучшие вертолеты

Самый маневренный: Ка-50 «Черная акула»

Страна: СССР
1-ый полет: 1982
Взлетная масса: 9800 кг
Движок: турбовальный, 2700 л.с.
Наибольшая скорость: 315 км/ч
Потолок: 5500 м

Соосная схема несущих винтов позволяет «Черной акуле» делать фигуру высшего пилотажа под заглавием «воронка»: сохраняя наведение на цель, вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с неизменным отрицательным углом тангажа до 35 градусов. Маневр производится со скоростью до 180 км/ч и обеспечивает долгое наведение на цель с одновременным уклонением от ПВО противника. Во время 1-го из испытательных полетов Ка-50 показал способность зависать на одном месте в течение 12 часов. На вертолетах классической схемы это было бы нереально из-за резвого утомления пилота, принужденного повсевременно вручную стабилизировать машину. В конце концов, «Черная акула» способна показать в небе «мертвую петлю».

Оружие века. Лучшие вертолеты

Самый 1-ый: Flettner FL 265

Страна: Германия
1-ый полет: 1939
Взлетная масса: 1000 кг
Движок: поршневой 7-цилиндровый, 160 л. с.
Наибольшая скорость: 160 км/ч

Использовать вертолеты на войне в первый раз отважились военно-морские силы Германии во время 2-ой мировой. Экспериментальный одноместный Fl 265 с 2-мя пересекающимися 12-метровыми винтами базировался на кораблях в Средиземном море и на Балтике. Его задачей было обнаружение неприятельских подлодок с воздуха. Легкие вертолеты могли брать на борт маленькие глубинные бомбы либо светящиеся маркеры, также нести носилки с ранеными, подвешенные на стропах. Всего было выпущено 6 Fl 265. В 1942 году его сменил Fl 282 «Колибри» с открытой кабиной.

Оружие века. Лучшие вертолеты

Наибольший: Ми-26

Страна: СССР
1-ый полет: 1977
Взлетная масса: 49650 кг
Движок: два турбовальных по 10440 л.с.
Наибольшая скорость: 295 км/ч
Потолок: 6500 м

Работая над Ми-26, конструктор Марат Тищенко стремился сделать вертолет, способный переносить груз больше собственного веса. Ми-26 – самый большой и самый мощнейший серийный вертолет в мире. По расчетам в военно-транспортном варианте он может принять на борт 60 носилок с ранеными либо 80 на сто процентов экипированных десантников. На практике же Ми-26 приходилось транспортировать до 150 человек. В октябре 1999 года вертолет на наружном подвесе перевез 25-тонный блок льда с 23 000-летним мамонтом, отысканным в нескончаемой мерзлоте Сибири.

Оружие века. Лучшие вертолеты

Самый скрытный: Boeing/Sikorsky RAH-66 «Команч»

Страна: США
1-ый полет: 1996
Взлетная масса: 4806 кг
Движок: два турбовальных по 1432 л.с.
Наибольшая скорость: 324 км/ч
Потолок: 4566 м

Фактически все элементы конструкции разведывательно-ударного «Команча» подчинены единой цели – сделать вертолет невидимым и бесшумным. Плоские наружные поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, отчасти выполнены из композитных материалов со особыми радиопоглощающими покрытиями. Ракеты располагаются вдвух укрытых боковых отсеках снутри фюзеляжа. В фюзеляж убирается и 20-мм пушка XM301. Было выстроено всего два макета «Команча»: военные решили, что в разведку проще посылать беспилотники, и закрыли программку.

Оружие века. Лучшие вертолеты

Самый массовый: Ми-8

Страна: СССР
1-ый полет: 1965
Свойства модификации Ми-8Т
Взлетная масса: 11100 кг
Движок: два турбовальных по 1500 л.с.
Наибольшая скорость: 260 км/ч
Потолок: 4500 м

Начиная с июля 1961 года было выпущено более 17000 вертолетов Ми-8 иего модификаций. Маши

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,222 сек. | 11.72 МБ