Пятидесятники (Христиане евангельской веры)

Пятидесятники  появились в первом десятилетии XXв. почти одновременно в Уэльсе и Лос-Анджелесе и распространились во многих странах: Скандинавии, Венгрии, Польше, Германии, а также Латинской Америке. Особенно большой успех проповедь пятидесятников имела среди последователей лютеранства, методизма, баптизма. В настоящее время численность пятидесятников превышает 10 млн. человек.

В 1906—1914 гг. пятидесятники проникли из Скандинавии в Финляндию, оттуда в Россию. В 1944 г. члены этой секты влились в организацию евангельских христиан-баптистов, однако много общин пятидесятников не признало этого слияния.

У пятидесятников есть ряд толков, которые называются:

1) Христиане евангельской веры (воронаевцы ) — особое внимание обращают на глоссолалию (говорению на иноязыках), пророчества, считают обязательным омовение ног и употребление пресного хлеба во время хлебопреломления;

2) Евангельские христиане в духе апостолов (смородинцы
) — признают Бога в одном лице, а не в трёх, считают необязательным «говорение на иноязыках», не совершают омовения ног перед хлебопреломлением;

3) Пятидесятники-сионисты,  особенность их вероучения — призыв к переселению в «обетованную землю», на гору Сион в Палестине для ожидания Второго Пришествия Христа.

Вероучение пятидесятников не отличается от вероучения баптистов. Об этом прежде всего свидетельствует почитание Христа как искупителя человеческих грехов и к Библии, «она — судья, которая решает споры там, где бессилен человеческий рассудок и разум».

Особое внимание пятидесятники уделяют догмату о Духе Святом, который как олицетворение Бога присутствует на земле и в сердцах последователей Христа. Спасение человека, по их учению, достигается личной верой, но для этого необходимо беспрекословное повиновение и покорность Богу, которая является необходимым условием получения Духа Святого, единственного ключа к спасению и к вечной жизни в царстве небесном.

На молитвенных собраниях проповедники говорят о грехе против Святого Духа, совершаемом верующими, при этом выделяют шесть видов такого греха: оскорбление и угашение Святого Духа, ложь, искушение, противление и огорчение Духа Святого.

Учение о Святом Духе является обоснованием «глоссолалии» (т. е. «говорения на иных языках»), связанной с «крещением Духом Святым»). Такое крещение должен пройти каждый верующий. Они верят в то, что на пятидесятый день после воскрешения Христа (отсюда их название) на его апостолов снизошёл Святой Дух, который может стать достоянием всех, кто своим благочестием и молитвой докажет преданность Господу Богу. На своих молитвенных собраниях они доводят себя до исступления, т. е. до такого нервного возбуждения, когда их начинает трясти (бытует название «трясуны »), Они стонут, падают в обморок, выкрикивают какие-то бессвязные слова и фразы. Состояние такого религиозного экстаза расценивается пятидесятниками как результат сошествия на них Святого Духа, а бормотание и выкрики — как разговор с Богом на «ином» языке (глоссолалия), понять который способен лишь тот, кто обладает даром пророчества или на кого снизошёл Святой Дух.

Кроме этого обряда, пятидесятники совершают обряды: водное крещение, преломление хлеба с обязательным омовением ног. Крещение проводится в естественных водоёмах. «Пророк» вводит принимающих веру пятидесятников в реку на глубину до полутора метров и там читает над ними молитву. В дни «преломления хлеба» ломается на части булка, и каждый из участников церемонии съедает кусочек и запивает вином из общего стакана, затем присутствующие наливают в тазы воду и моют друг другу ноги.

Всё богослужение пятидесятников заканчиваются, как правило, «пророчествами». Ведут их «пророки» и «пророчицы» — мастера «исцелений» и «чудодейственного различения духов». По учению пятидесятников, «пророки» находятся в постоянном контакте со Святым Духом, они могут «истолковывать» видения верующих.

Пятидесятники, как и баптисты, устраивают молодёжные вечера, организуют художественную самодеятельность с религиозным репертуаром, проводят вечера загадок на религиозные темы.

Пятидесятники — замкнутая секта. Непосвящённые не имеют доступа на богослужения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: