Разжигание противоречий между различными социальными, конфессиональными, этническими группами населения и войск противника

Цель психологических операций данного направле­ния — углубить существующие противоречия между определенными группами людей до критического уров­ня и посредством этого значительно понизить боеспособ­ность войск противника, а также способность населения к сопротивлению.

Достижение данной цели осуществляется через ак­центирование существующих различий между различны­ми социальными группами, наиболее значимыми среди которых являются социально-классовые и национально-религиозные.

Например, во время Фолклендского конфликта анг­личане в своей пропаганде на аргентинскую армию об­ращались преимущественно к рядовому составу. Его внимание они привлекали к фактам коррупции и казно­крадства среди генералов и офицеров. Такая пропаган­да вызывала у простых солдат чувство ущемленности, недовольство привилегированным положением офицер­ского корпуса, его высокомерным отношением к подчи­ненным. Это, в свою очередь, снижало их готовность упорно сражаться под началом своих командиров.

Особый эффект дает разжигание национально-рели­гиозных противоречий. Этнические, религиозные и дру­гие меньшинства, по мнению специалистов, представля­ют собой первоочередной объект воздействия с целью раскола в стране противника. Обращение к массовому сознанию таких групп населения, особенно если они под­вергаются притеснениям со стороны правительства, очень продуктивно.

Хорошие результаты дала советская пропаганда на украинцев и беларусов накануне вторжения СССР в Польшу в 1939 г., американская — на курдов накануне войны в Персидском заливе. США удалось тогда спро­воцировать антиправительственные выступления в ирак­ском Курдистане, что вынудило Багдад направить туда дополнительные войска.

Именно национально-религиозные противоречия по­служили основой для затяжного конфликта в Югосла­вии. Католики-хорваты, православные-сербы и сербы-мусульмане более трех лет (апрель 1992—ноябрь 1995) сражались между собой в Боснии. Примечателен тот факт, что накануне и во время Второй мировой войны Германия широко использовала военную помощь хорва­тов в Югославии, арабов-мусульман в Северной Афри­ке, западных украинцев, прибалтов, крымских татар, чеченцев и представителей некоторых других националь­ностей в СССР.

Подпись:

Подпись:

Формирование в народе и среди военнослужащих противника положительного отношения к противоположной стороне

Основная цель этого направления психологических операций, которое особо активизируется в угрожающий период, — сформировать в возможно более широких кру­гах противника установку на положительное восприя­тие своего государства, своей политики, своих вооружен­ных сил и т.д. Сделать это чаще всего очень трудно.

Так, этнически однородное, милитаризованное, на­строенное крайне отрицательно по отношению к СССР финское общество представляло в 1939—40 гг. явно не­удачный объект для прямолинейной советской пропаган­ды. Когда финны читали агитационно-пропагандистские материалы о дружбе народов СССР и Финляндии, они не вызывали у них ничего, кроме недоумения и смеха.

Противоположный результат давала советская про­паганда на национальные меньшинства в Польше перед войной 1939 г. Украинцы, беларусы, литовцы, евреи, под­вергавшиеся национальной дискриминации в этой стра­не, были предрасположены к положительному восприя­тию ее содержания. Позже они встречали советские войска с цветами в руках и выдавали им прятавшихся польских военнослужащих, жандармов, полицейских.

Немало попыток обеспечить себе поддержку сельско­го населения на оккупированых территориях СССР де­лали в 1941—44 гг. немцы. Вот характерная выдержка из обращения к беларуским крестьянам:

«Большая часть из Вас правильно поняла и оцени­ла освобождение немецким вермахтом Вашей страны от большевизма и Ваше собственное освождение от рабства колхозов. Часть из Вас пытается доказать свою благодарность по отношению к освободителям хорошей обработкой земли и своевременными постав­ками по своим обязательствам.

К сожалению, среди Вас есть еще целый ряд крес­тьян, которые больше слушают наущения бандитов и вереят в то, что смогут избежать трудовой повин­ности, не выполняя ежедневно своих обязательств по поставке.

Немецкая администрация терпеливо ждала один год, учитывала трудности молотьбы и т.д. в надежде, что эти не выполняющие своего долга крестьяне об­разумятся…» (См. рис. 5 — немецкий плакат 1942 г.).

Разжигание противоречий между различными социальными, конфессиональными, этническими группами населения и войск противника

Дезинформация противника

о характере предстоящих боевых

действий

Основная цель осуществления психологических опе­раций данного направлении — введение противника в заблуждение, создание предпосылок для неожиданного удара по нему.

Хорошим примером успешной деятельности по введе­нию вероятного противника в заблуждение были дейст­вия Германии и СССР накануне Второй мировой войны. Гитлеру удалось обмануть как западных руководителей, так и Сталина. В то же время Сталин удачно скрыл пла­ны своих действий против Польши и Финляндии в 1939 г.

Классической по современным меркам стала кампаь ния стратегического дезинформирования, осуществлен­ная США на этапе подготовки к началу войны против Ирака. В таких масштабах стратегическое дезинформи­рование было применено впервые после 1945 года. Оно проводилось совместно специальными службами военных ведомств США и союзных стран с целью введения в за­блуждение не только народа и вооруженных сил Ирака, но и мировой общественности. При этом особая роль от­водилась средствам массовой информации, чья работа строилась на основе специальных инструкций Пентаго­на для корреспондентского корпуса. Реализация послед­них фактически превратила конфликт в Персидском за­ливе, по выражению французской прокоммунистической газеты «Юманите», «в самый закрытый в нынешнем сто­летии». Именно успех данной кампании позволил мно­гонациональным силам достичь максимальной внезапно­сти в начале боевых действий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,146 сек. | 11.42 МБ