«Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет

«Аякс» - гиперзвуковой многоцелевой самолет
Концепция принципно нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом, работающим в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец». Он предложил не защищать аппарат, летящей с большой скоростью, от тепла, а, напротив, впускать его вовнутрь для увеличения энергоресурса. Согласно концепции «Аякс», гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в какой на всех шагах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в хим и электронную энергии. Это решало глобальный вопрос остывания планера и много других заморочек.

«Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет

Сначало «Аякс» создавался как ответ на южноамериканские планы сотворения гиперзвукового лазутчика Aurora, позже он «конверсируется» в гиперзвуковой самолет глобальной дальности либо первую ступень для вывода полезной нагрузки на орбиту.
Гиперзвуковой ЛА употребляет в качестве горючего углеводороды (керосин либо более перспективное горючее — сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» располагается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное горючее. Оно употребляется как «эндотермическое» горючее — поглощает тепло. Под действием температуры, давления и при помощи катализатора смесь горючего с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический движок, представляющий из себя МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до хорошей скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и за ранее ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом горючее (керосин либо метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха — сотворения «холодной плазмы» — употребляется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухопоглотителя ГПВРД наращивает его действенный поперечник чуть не до сотки метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА значительно понижают сопротивление воздуха, а около крыльев — наращивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. Для ионизации воздуха может быть и применение лазерного излучения либо источника нейтронов.

Таким макаром, парящий в атмосфере аппарат сумеет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий диапазон разных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых разных задач планетарного нрава. На базе концепции «Аякс» в ГНИПГС создано семейство гиперзвуковых ЛА «Нева» для околоземной либо орбитальной транспортировки нужных грузов либо пассажиров.

Революционная концепция «Аякса» имеет большой коэффициент новизны, а как следует, технического риска. Только к 1993 году экспертная комиссия из огромнейших ученых вынесла окончательный вердикт: «Концепция «Аякс» и ее главные направления не противоречат данным современной науки». В том же году состоялось заседание научно-технического совета Госкомоборонпрома.

НИПГС во главе с генеральным директором Александром Леонидовичем Курановым интенсивно пропагандирует концепцию и отыскивает источники финансирования ее реализации. И вот в мае 2001 г. пресс-службы холдинга сказала, что ОАО "Холдинговая компания "Ленинец" (Санкт-Петербург) подписало с Китаем соглашение о совместной работе над гиперзвуковым летательным аппаратом (концепция "Аякс"). Проект рассчитан на 10-15 лет. Объем вложений пока не определен, но, по оценкам профессионалов, на разработки подобного проекта за границей тратится порядка 70-80 млн. долл. По данным пресс-службы "Ленинца", денежные документы по проекту стороны планируют подписать в сентябре 2001 г. Соглашение также предугадывает сотрудничество в области разработки радиоэлектронного оборудования для разных видов авиации, спутниковых навигационных систем.

1-ая в мире маневрирующая гиперзвуковая ракета Х-90 "Коала" ( "AS-19 Koala”).

В феврале 2004 года, во время командно-штабных учений учений "Безопасность 2004”, в присутствии президента Путина было удачно проведено испытание первой в мире маневрирующей гиперзвуковой ракеты. Новое русское орудие, запускаемое со стратегических бомбардировщиков Ту-160, должно преодолевать всякую систему ПРО.

Наша родина, при помощи нового супероружия, желает показать Америке свои способности. Оно именуется Х-90 и является ответом Кремля на вашингтонскую программку противоракетной обороны. На западе проект известен под безопасным именованием "AS-19 Koala”. Под обозначением Х-90 прячется, по русским данным, 1-ая в мире гиперзвуковая управляемая крылатая ракета, внешний облик и тактико-технические данные которой являются военной потаенной. По имеющимся данным она должна быть принята на вооружений к 2010 году.

«Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет

Х-90 запускается в помощью стратегических бомбардировщиков Ту-160М, являющихся эмблемой русского военного могущества. "М”– измененный — значит в этом случае то, что крылья машины увеличены.

По словам Путина, Х-90 в состоянии преодолевать все имеющиеся, также многообещающие системы ПРО и с большой точностью уничтожать цели, в том числе и на других материках. Экспериментальный эталон "чудо-оружия” был испытан в феврале 2004 года, во время командно-штабных учений "Безопасность 2004”, в присутствии президента Путина, с межконтинентальной ракетой РС-18 (обозначение НАТО SS-19 Stiletto) в качестве носителя, и в недалеком будущем будет состоять на вооружении ракетных войск стратегического предназначения.

История Х-90 началась в 1971 году. Тогда разработчики обратились к правительству СССР с проектом постройки маленьких стратегических крылатых ракет, которые могли бы действовать на маленьких высотах, применяясь к рельефу местности. Это предложение не отыскало тогда отклика у управления, но, после того как США в 1975 году начали разработку стратегических крылатых ракет (Cruise Missile), о нем вспомнили. Разработчики ракет получили приказ начать разработку посреди 1976. Закончиться она должна была к середине 1982. Уже к 31 декабря 1983 ракету предполагалось принять на вооружение. Одно из основных требований состояло в том, чтоб обеспечить ракете сверхзвуковую скорость.

В конце 70-х Х-90 достигнула скорости 2,5-3М , а в 80-х уже 3-4 М. Гости авиасалона МАКС-1997 могли полюбоваться в павильоне НПО "Радуга” на экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат ГЛА.

ГЛА является макетом новейшей крылатой ракеты. Она должна нести две боеголовки личного наведения, которые могут без помощи других поражать цели на расстоянии до 100 км от точки отделения от основной ракеты. В качестве носителя подразумевается бомбовоз Ту-160М.

«Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолетВ то время ГЛА Х-90, снаряженный прямоточным движком, имел длину около 12 метров. Сегоднящая ракета не превосходит 8-9 метров.

После отделения от самолета-носителя на высоте 7000-20000 метров происходит раскрывание треугольный крыльев размахом около 7 метров, также хвостового оперения. Потом происходит включение твердотопливного ускорителя, который разгоняет ракету до сверхзвуковой скорости, после этого вступает в действие маршевый движок, обеспечивающий скорость 4-5 М. Радиус деяния составляет 3500 км.

По воззрению Кремля, ни одно правительство мира не обладает гиперзвуковыми ракетами. США в свое время отказались от их разработки по денежным суждениям и ограничились дозвуковыми. В Рф работы проводились также непостоянно, но паузы были недолговременными. Уже в июле 2001 года пресса докладывала о старте ракеты "Тополь”. Приметным при всем этом было необыкновенное для специалистов-баллистиков поведение боеголовки. Тогда не было доказано, что боеголовка вооружена своим движком, позволяющим ей маневрировать в атмосфере с гиперзвуковой скоростью. Истинной сенсацией оказались уже упоминавшиеся учения февраля 2004, в первый раз проводившиеся на всей местности Рф с 1982 года. Во время этих учений был осуществлен старт 2-ух баллистических ракет: одной "Тополь-М” и одной РС-18. Как выяснилось позже, РС-18 была вооружена некоторым экспериментальным аппаратом. Он вышел в космос, а потом вновь "нырнул” в атмосферу. Этот маневр кажется при современном уровне техники неописуемым. В момент входа боеголовки в плотные слои атмосферы ее скорость составляет 5000м/с (ок. 18000 км/ч). Потому боеголовка должна владеть специальной защитой от перегрузок и перегрева. Экспериментальный аппарат обладал неменьшей скоростью, но с легкостью менял направление полета и не разрушился при всем этом. Чудес в аэродинамике не бывает. Южноамериканские шаттлы и русский Буран, современные истребители имеют общие черты. Судя по всему, испытанный во время учений аппарат похож на Х-90. До настоящего времени его реальный внешний облик является, как уже было сказано, муниципальным секретом.

"Данный аппарат может преодолеть региональную систему ПРО”, — заявил представитель генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский на пресс-конференции после учений. В отличие от имеющихся баллистических боеголовок, этот аппарат способен "в хоть какой момент поменять линию движения полета в согласовании с заблаговременно заложенной программкой, или уже над территорией противника быть перенацелен на другую цель”.

Заместо обыкновенной боеголовки, которая следует постоянной линии движения и может на теоретическом уровне быть перехвачена противоракетой, на РС-18 находилось устройство, способное поменять высоту и направление полета, и таким макаром преодолевать всякую, в том числе южноамериканскую противоракетную систему. На вопрос журналистов, как, на его взор, США отреагируют на эту новость, президент Путин произнес: "США сами интенсивно развивают собственное оружие”. Президент напомнил, что Вашингтон не так давно вышел из контракта по ПРО, заявляя, что этот шаг не ориентирован против Русской Федерации. Модернизация имеющихся и развитие новых систем вооружения Рф также не ориентировано против Соединенных Штатов, заверил президент Путин, добавив при всем этом: "Вместе с другими государствами Наша родина несет ответственность за стабильность и безопасность на большом Евроазиатском континенте”.

Ракетные войска стратегического предназначения Рф содержат в себе:

3 ракетные армии, 16 ракетных дивизий. На их вооружении находится 735 баллистических ракет с 3159 ядерными боеголовками. К ним относятся 150 Р-36М УТТХ и Р-36М2 "Воевода” шахтного базирования (натовское обозначение обоих типов SS-18 Satan), несущие по 10 независимо управляемых боеголовок любая, 130 шахтных УР-100Н УТТХ (SS-19 Stileto) с 780 боеголовками и 36 РТ-23 УТТХ "Молодец” с 360 боеголовками, базирующиеся на жд комплексах, 360 мобильных моноблочных комплексов РТ-2РМ "Тополь” (SS-25 "Сикль") и 39 новейших моноблочных комплексов РТ-2РМ2 "Тополь-М" (SS-27 "Topol-M2 ").

По оценкам русских профессионалов, оснащение даже маленький части этого арсенала крылатыми боеголовками сделает русские ракетные войска "на десятилетия вперед” неуязвимыми для хоть какой ПРО. Даже будущая противоракетная оборона Джоржа Буша перевоплотится в "сверхдорогую и никчемную игрушку”. К тому же русские спецы напоминают, что гиперзвуковая боеголовка — не единственная разработка в этом направлении. Также есть программки "Холод” и летающая лаборатория "Игла”, на которой испытываются детали Русского аэрокосмического самолета (РАКС). Они все могут являться частью одного плана сотворения маневрирующей боеголовки, неуязвимой для многообещающей ПРО.

«Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолетИдея преодоления систем ПРО в принципе не нова. Еще в 60-е годы в СССР создавался проект "глобальной ракеты”. Мысль состояла в том, чтоб при помощи ракеты-носителя вывести боеголовку на околоземную орбиту, где она преобразовывалась в искусственный спутник Земли. Потом, по команде, врубался тормозной движок, и боеголовка направлялась на всякую цель для ее ликвидирования. В то время США наладили свою ПРО исходя из того, что русские ракеты будут подлетать по кратчайшему расстоянию через северный полюс. В качестве орудия первого удара тяжело представить что-либо лучше, потому что глобальные ракеты могли штурмовать США с южного направления, где у янки не было радиолокаторов, позволяющих обнаруживать подлетающие ракеты и принять контрмеры. 19 ноября 1968 года эта русская система была принята на вооружение и в маленьком количестве поставлена на боевое дежурство. На космодроме Байканур были расположены 18 ракет Р-36 орб. (орбитальная) шахтного базирования. После заключения контракта ОСВ-2, запрещающего орбитальные ракеты, система была демонтирована. Хотя контракт и не был ратифицирован, СССР и США придерживались его критерий. В 1982 году начался демонтаж и ликвидирование Р-36 орб., закончившееся к маю 1984. Стартовые комплексы были взорваны.

Может быть, сейчас, на новеньком технологическом уровне, система переживет 2-ое рождение. Это значит, что южноамериканская ПРО, в которую США вкладывают 10-ки млрд баксов, теряет смысл. Потому на данный момент США начинают располагать радарные системы поблизости русских границ, чтоб обнаруживать и уничтожать ракеты сходу после старта, до отделения боеголовки.

Да и для этого, по воззрению профессионалов, существует ряд контрмер, отчасти разработанных в рамках русской программки противодействия СОИ. Так, пробы перехвата могут быть затруднены тем, что ракета, в активной фазе полета, делает орбитальный маневр. К примеру, ракета "Тополь-М”, по заявлению ее генерального конструктора Ю.Соломонова, может совершать вертикальный и горизонтальный маневры. К тому же линия движения, невыходящая из плотных слоев атмосферы, значительно затрудняет перехват. А в критичной ситуации российские генералы могут возвратиться к идее глобальных ракет. И это далековато не полный перечень контрмер, позволяющих избежать перехвата ракет на активной стадии. Когда же гиперзвуковая боеголовка Х-90 отделится от ракеты — она фактически неуязвима.

Это гордость русских ВВС — стоящий млрд рублей стратегический бомбовоз Ту-160. Благодаря стройной, стильной форме его нежно именуют "Белоснежный лебедь”. Но другие его наименования более отвечают реальности — "Клинок с 12 клинками” (из-за 12 крылатых ракет на его борту), "Орудие нации”, "Сдерживающий фактор”. Еще его именуют "русским летающим чудом”, а НАТО обозначает Blackjack. 1-ый экземпляр ракетоносца был построен в 1981 году. Сначало в строй должны были встать 100 таких машин, но, потому что америкосы настояли на включении этого класса бомбардировщиков в контракт СНВ, СССР ограничился 33 единицами.

После распада русского союза Ту-160 были разбиты меж бывшими союзными республиками. В текущее время дальнебомбардировочная авиация Рф располагает 14 бомбовозами этого класса. Сначало их было 15, но какой-то из них разбился над Волгой в 2003 году. Любая машина имеет свое имя, к примеру "Илья Муромец” либо "Миша Громов”. Последний из этого перечня — "Александр Молодший”- вступил в строй в 2000 году. Они все базируются в Энгельсе на Волге. Для вооружения ракетами Х-90 плоскости самолета были увеличены. Эта модификация именуется Ту-160М.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,143 сек. | 12.4 МБ