
Казалось бы, кто другой, если не человек со настолько впечатляющей ученой степенью, может навести порядок в образовательном ведомстве. И после того, как Ливанов оказался в кресле Андрея Фурсенко, возглавлявшего Минообрнауки с 2004 года, многие произнесли: уф-ф-ф, ну, наконец свершилось; теперь-то новый министр принудит образовательную и научную системы Рф работать как следует, и атаковать заоблачные высоты.
Но как-то уже с первых шагов собственной работы на должности министра Дмитрий Ливанов стал показывать довольно странноватые способы, которые большенному числу русских людей напомнили «вечноживущее дело» Андрея Фурсенко с его тестами над образованием, когда образовательную среду резали по живому и нередко без учета воззрений опытных преподавателей и ученых. И чем больше шагов Дмитрий Викторович в предстоящем делал (и пока продолжает делать) на собственном новеньком посту, тем больше вопросов к нему появляется, и тем большее недоумение вызывают эти шаги.
Одним из последних «достижений» министра Ливанова является умопомрачительный перечень неэффективных русских вузов. Казалось бы, что цель Минобрнауки, связанная с публикацией этого «черного списка» понятна: уменьшить число расплодившихся донельзя вузов в Рф. По данным Федеральной службы гос статистики общее число высших учебных заведений в Рф на конец 2010-2011 учебного года составляло 1115 единиц при общем числе обучающихся в их студентов в 7,049 млн. человек. Из этих вузов муниципальных и городских – 653. Для сопоставления: в Русском Союзе в 1980-1981 учебном году действовали 494 университета, а количество студентов составляло чуток больше 3 миллионов человек. Это притом, что население СССР в 1981 году составляло приблизительно на 110 миллионов человек больше, чем население современной России…
Непременно, с таким количеством расплодившихся вузов нужно что-то делать, ведь многие из этих институтов образовательной деятельности нередко просто оторваны от нужд русской экономики, науки, культуры.
Но в нашем Министерстве образования и науки решили пойти по конструктивному сценарию: раз нужно уменьшить число вузов – да ради бога… Для этого и был сотворен тот перечень неэффективных высших школ, формировавшийся по таким аспектам, которые резко раскритиковали ректоры даже тех вузов, которые по счастливой случайности в «список Ливанова» не попали. Критериев было несколько. Кто их выдумал: сам ли Дмитрий Викторович, либо ему кто-то нашептал на ухо, сказать трудно, но… дело пошло.
Аспект 1. Количество баллов по результатам сдачи ЕГЭ у поступивших студентов.
Уже один этот пункт вызывает, выскажемся так, смутные сомнения в объективности перечня. Ну, посудите сами, как можно судить об эффективности той либо другой организации, грубо говоря, по оценкам в аттестатах зрелости ее служащих. В конце концов, проценты, приобретенные по ЕГЭ, могут поведать об эффективности обучения в школах (и то навряд ли), но никак не в университетах. Почему же в таком случае не начать использовать для оценки средний балл студента ни при поступлении в университет, а по выпуску из оконченного университета?.. Ведь полностью может быть и такое, когда абитуриент приходит с очевидно невпечатляющими оценками, но потом отлично завладевает избранной профессией. В таком случае эффективность образования в вузе явна.
Аспект 2. Количество зарубежных студентов.
Хм… Выходит, что если в вузе учатся только русские граждане, то таковой