Очередной удар по репутации «Раптора»

В ноябре 2010 года из планового полета над Аляской не возвратился истребитель F-22 Raptor, управлявшийся пилотом Дж. Хэни. Как удалось установить в процессе расследования, бортовой регенератор кислорода OBOGS вышел из строя из-за чего пилот растерял сознание. Включить запасную систему EOS Хэни не успел. Эта трагедия была первым случаем, когда проблемы регенерационной системы привели к потере самолета и смерти человека. Но проведенные по результатам расследования доработки OBOGS пока не возымели подабающего результата. Как сообщается, летчики «Рапторов» временами начинают испытывать трудности с дыханием, что потребовало нового технического расследования.

Очередной удар по репутации «Раптора»

Еще в процессе поисков обстоятельств смерти летчика Дж. Хэни удалось выявить один факт, который косвенным образом мог воздействовать на качество работы регенератора. Оказалось, что в прохладных критериях Аляски летчики и технический персонал предпочитает запускать движки самолетов в теплых ангарах. При эксплуатации старенькых самолетов это не тянет за собой никаких противных последствий. Но F-22 подобного не терпит: продукты горения горючего попадают в заборные устройства дыхательной системы и скапливаются в фильтрах. В конечном счете это сказывается на ресурсе системы OBOGS и качестве ее работы. После вскрытия таких особенностей эксплуатации и их последствий строевые части получили надлежащие указания.

Как бы, предпосылки недостаточной подачи кислорода были выявлены и устранены. Но скоро сообщения о задыхающихся летчиках стали поступать и из других регионов с более мягеньким климатом. Подозрение опять пало на систему OBOGS: сейчас рассматривалось сходу несколько версий. От полного отключения регенератора до проблем с воздушным насосом и, как следствие, подачей недостающего объема воздуха в дыхательную маску. Но, по имеющимся данным, в новых случаях система регенерации воздуха OBOGS не повинна. Сначала июня издание Flightglobal сказало, что в Пентагоне появилась новенькая версия относительно обстоятельств удушья пилотов. На данный момент проверяется причастность к нему высотно-компенсирующих костюмов (ВКК) Combat Eagle («Боевой орел»). ВКК соединен с системой OBOGS и совместно с ней служит для обеспечения обычной работы пилота. Основной задачей костюмчика, а конкретно верхней его части, которая и вызывает подозрения, является равномерное обжатие грудной клеточки летчика в согласовании с давлением воздуха в легких. Такие системы употребляются уже не один десяток лет и существенно упрощают работу пилотов. Но у Combat Eagle, похоже, появились неожиданные препядствия. При неверной синхронизации разных систем самолета может появляться такая ситуация, при которой во время маневров грудная клеточка человека очень очень сжимается костюмчиком. Из-за этого к действию перегрузки добавляется избыточное давление и пилот не может дышать.

Очередной удар по репутации «Раптора»

Версию о лишнем давлении ВКК на определенных шагах полета подтверждает тот факт, что у неких строевых летчиков был найден ателектаз – сужение бронхиол и спадение альвеол. Одной из обстоятельств этой проблемы является одновременное воздействие огромного наружного и малого внутреннего давления. Не считая того, из-за спадения тканей легких летчик не может нормально дышать, что только ухудшает особенности газообмена в легких при пониженном давлении. В конечном итоге летчик, возвратившись из полета с симптомами ателектаза, несколько часов не может нормально гласить (у него дрожит глас) и повсевременно кашляет. К счастью, такое явление не очень небезопасно для здоровья, хотя и просит к для себя особенного внимания. Например, после разведывательного полета на самолете U-2, когда так же развивался ателектаз, пилот на некоторое количество дней не подымался в воздух для полного восстановления работы легких. Но летчики-истребители не могут для себя позволить такую роскошь. Другой раз «Рапторы» совершают по несколько выл
етов за денек и времени на настоящий отдых и восстановление просто нет. По сообщениям Flightglobal, одной из обстоятельств развития ателектаза может быть особенность работы системы OBOGS. Как оказывается, дыхательный аппарат повсевременно подает в маску летчика одно и то же количество воздуха. При ординарном полете «по коробочке» это не жутко, но при перегрузках, тем паче на высоте, это иногда приводит к значимой разнице в давлении снутри грудной клеточки и снаружи. Как итог, происходит спадение альвеол и следующая гипоксия.

Броско, что версия о вине высотно-компенсирующего костюмчика озвучивалась еще в прошедшем году. Прошедшим летом Пентагон начал проверку систем OBOGS, установленных на находящихся в эксплуатации самолетах. По результатам проверок появилась версия о неверной синхронизации дыхательной системы и компенсирующего костюмчика. Но последующие исследования проявили, что костюмчик, равно как и связанная с ним система поддержания давления, имеет нормальную конструкцию и дело, вероятнее всего, в настройках взаимодействия разных систем жизнеобеспечения.

Очередной удар по репутации «Раптора»

Версия о причастности ВКК Combat Eagle к удушью пилотов имеет ряд недочетов. Самый приметный из их касается особенностей полетов, в каких была зафиксирована недостающая подача кислорода. Согласно открытым данным, около 15-20% этих случаев вышло на малых высотах, где высотно-компенсирующий костюмчик или не делает приметного давления, или вообщем не работает. Сразу с этим в открытый доступ попала информация о проведенных анализах крови пострадавших пилотов. Если наличие в их крови остатков угарного газа можно как-то разъяснить недостаточной вентиляцией кабины, то продукты горения пропана, моторного масла и антифриза делают ситуацию куда более таинственной и небезопасной. Не считая того, задачи с кровью могут намекать на отсутствие вины ВКК в дилеммах с дыханием.

Очередной резон в защиту «Боевого орла» касается наземного персонала. В медчасти ВВС США, где эксплуатируются F-22, уже не один раз обращались техники с жалобами, напоминающими недомогания пилотов. Техники, которые даже в кабинах самолетов бывают нечасто, ощущают недочет воздуха и сетуют на трудности с концентрацией. Взятые у их анализы имеют таковой же странноватый состав газов крови, как и у пилотов. Выходит, причина проблем с самочувствия военнослужащих связана с самолетом, но не имеет непосредственного отношения к дыхательной системе либо высотно-компенсирующему костюмчику.

Очередной удар по репутации «Раптора»

Расследование заморочек с жизнеобеспечением пилотов самолетов F-22 продолжается уже более 2-ух лет, но пока не имеет каких-то приметных результатов. Любая новенькая версия пока не подтверждалась и это повсевременно просит продолжения следствия. С попытками искусственно спровоцировать делему дело обстоит не лучше. Испытатели Lockheed Martin уже не 1-ый месяц неудачно пробуют сделать это, проводя полеты в полном согласовании с ходом прошлых неудачных вылетов. А Пентагон тем временем находится в очень затруднительном положении. С одной стороны, имеющаяся авиационная техника представляет некую опасность для летчиков, но при всем этом новые самолеты нельзя снимать с дежурства. Потому пока неувязка с дыхательными системами не считается так небезопасной, чтоб приостанавливать эксплуатацию «Рапторов». В пользу такового решения приводится резон о всего одной катастрофе из-за проблем жизнеобеспечения. И то, в официальном докладе о причинах той катастрофы виноватым числится пилот Дж. Хэни, который не успел переключиться на запасную дыхательную систему. Стоит признать, что военное управление все таки не закрывает глаза на потенциальную опасность для жизни пилотов. Все F-22 не так издавна были обустроены газоанализаторами. По задумке военных и конструкторов «Локхида», эти приборы должны предупреждать летчика о наличии в воздухе небезопасных веществ. Не считая того, заканчивается модернизация систем OBOGS и EOS с внедрением в их соста

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,135 сек. | 11.46 МБ