Ошибка инженера Туполева

Ошибка инженера Туполева

Не достаточно кто знает, что русские торпедные катера 2-ой мировой войны представляли собой огромные поплавки от гидросамолетов.

18 августа 1919 года в 3 часа 45 минут над Кронштадтом появились неопознанные самолеты. На кораблях пробили воздушную тревогу. Фактически, ничего нового для наших моряков не было – английские и финские самолеты базировались в 20–40 км от Кронштадта на Карельском перешейке и практически все лето 1919 года совершали налеты на корабли и город, хотя и без особенного фуррора.

Но в 4 часа 20 минут с эсминца «Гавриил» были увидены два быстроходных катера, и практически сходу раздался взрыв у стены гавани. Это торпеда с английского катера, прошедшая мимо «Гавриила», взорвалась, попав в причал.

В ответ мореплаватели с эсминца первым выстрелом из 100-мм орудия на осколки разнесли ближний катер. Тем временем еще два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один – к учебному судну «Память Азова», другой – к Рогатке Усть-Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами 1-ый катер подорвал «Память Азова», 2-ой подорвал линкор «Андрей Первозванный». В то же время катера обстреливали из пулеметов суда у стены гавани. При выходе из гавани оба катера в 4 часа 25 минут были потоплены огнем эсминца «Гавриил». Так завершился рейд английских торпедных катеров, вошедший в историю Штатской войны под заглавием Кронштадтская побудка.

Ошибка инженера Туполева

13 июня 1929 года А.Н. Туполев приступил к строительству нового глиссирующего катера АНТ-5 с 2-мя 533-мм торпедами. Тесты привели начальство в экстаз: о таких скоростях не могли и грезить катера других государств.

Плавучий торпедный аппарат

Заметим, это было не 1-ое применение английских торпедных катеров в Финском заливе. 17 июня 1919 года крейсер «Олег» стоял на якоре у Толбухина маяка под охраной 2-ух эсминцев и 2-ух сторожевых судов. Катер подошел практически в упор к крейсеру и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Просто осознать, как неслась служба у бардовых военморов, если ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто не увидел деньком и при хорошей видимости подходящий катер. После взрыва был открыт хаотичный огнь по «английской подводной лодке», которая привиделась военморам.

Откуда же взялись у британцев катера, двигавшиеся с неописуемой для тех пор скоростью 37 узлов (68,5 км/ч)? Английским инженерам удалось соединить в катере два изобретения: особый уступ в днище – редан и мощнейший двигатель внутреннего сгорания в 250 л.с. Благодаря редану уменьшалась площадь соприкосновения днища с водой, а означает, и сопротивление ходу корабля. Реданный катер уже не плыл – он вроде бы вылезал из воды и скользил по ней на большой скорости, делая упор о водную поверхность только реданным уступом и плоской кормовой оконечностью.

Таким макаром, в 1915 году британцы спроектировали малый высокоскоростной торпедный катер, который время от времени называли «плавучий торпедный аппарат».

Ошибка инженера Туполева

Русские адмиралы стали жертвой своей пропаганды. Пользоваться западным опытом не позволяло убеждение, что наши катера – наилучшие.

Стрельба вспять

С самого начала английское командование рассматривало торпедные катера только как диверсионное орудие. Английские адмиралы подразумевали использовать в качестве носителей торпедных катеров легкие крейсеры. Сами же торпедные катера предполагалось использовать для атак неприятельских кораблей в их базах. Соответственно, катера были очень малеханькими: длиной 12,2 м и водоизмещением 4,25 т.

Ставить обычный (трубчатый) торпедный аппарат на таковой катер было нереально. Потому глиссирующие катера стреляли торпедами… вспять. При этом торпеда выбрасывалась из кормового желоба не носом, а хвостом. В момент выброса вр
убался движок торпеды, и она начинала нагонять катер. Катер, который в момент залпа был должен идти со скоростью около 20 узлов (37 км/ч), но не меньше 17 узлов (31,5 км/ч), резко отворачивал в сторону, а торпеда сохраняла начальное направление, сразу принимая заданную глубину и увеличивая ход до полного. Нужно ли гласить, что точность стрельбы торпедой из такового аппарата значительно ниже, чем из трубчатого.

Ошибка инженера Туполева

В сделанных Туполевым катерах просматривается полуавиационное происхождение. Это и обшивка из дюраля, и форма корпуса, и напоминающая поплавок гидросамолета, и малая, сплюснутая с боков надстройка.

Революционные катера

17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте британского торпедного катера обратился в Реввоенсовет с просьбой дать распоряжение о срочной постройке на наших заводах быстроходных катеров британского типа.

Вопрос подвергся рассмотрению очень стремительно, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сказал в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия устройств особенного типа, до сего времени не изготавливаемых в Рф, постройка серии схожих катеров в текущее время, непременно, неосуществима». Тем дело и тогда кончилось.

Но вот в 1922 году глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с появившейся потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район деяния 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемет и две 45-см мины Уайтхеда, длина 5553 мм, вес 802 кг».

Кстати, В.И. Бекаури, не очень надеясь на ЦАГИ и Туполева, подстраховался и в 1924 году заказал французской фирме «Пиккер» глиссирующий торпедный катер. Но по ряду обстоятельств постройка торпедных катеров за границей так и не свершилась.

Глиссирующий поплавок

Зато Туполев рьяно взялся за дело. Малый радиус нового торпедного катера и его нехорошая мореходность никого в то время не смущали. Предполагалось, что новые глиссеры разместятся на крейсерах. На «Профинтерне» и на «Червоной Украине» предполагалось сделать для этого дополнительные сваливающиеся шлюпбалки.

В базу глиссирующего катера АНТ-3 был положен поплавок гидросамолета. Верх этого поплавка, интенсивно влияющий на крепкость конструкции, перебежал на катера Туполева. Заместо верхней палубы у их была круто изогнутая выпуклая поверхность, на которой человеку тяжело удержаться, даже когда катер неподвижен. Когда же катер был на ходу, выйти из его боевой рубки было смертельно небезопасно – влажная скользкая поверхность сбрасывала с себя решительно все, что на нее попадало (к огорчению, кроме льда, в зимних критериях катера обмерзали в надводной части). Когда во время войны на торпедных катерах типа Г-5 приходилось перевозить десант, то людей сажали гуськом в желоба торпедных аппаратов, больше им негде было находиться. Владея сравнимо большенными припасами плавучести, эти катера фактически ничего не могли перевозить, так как в их не было места для размещения груза.

Неудачной оказалась и позаимствованная у британских торпедных катеров конструкция торпедного аппарата. Малая скорость катера, при которой он мог выпустить свои торпеды, составляла 17 узлов. На наименьшем ходу и на стопе катер не мог дать торпедный залп, потому что это означало бы для него суицид – неизбежное попадание торпеды.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позднее получивший заглавие «Первенец», выслали по стальной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля такого же года АНТ-3 проходил тесты.

На базе АНТ-3 был сотворен катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное создание торпедных катеров, получивших заглавие Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им. Марти (прошлый Адмиралтейский судостроительный завод). Цена катера составляла 200 тыщ рублей. Катера Ш-4 оснащались 2-мя бензиновыми движками «Райт-Тайфун», поставляемыми из США. Вооружение катера состояло из 2-ух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед эталона 1912 года, 1-го 7,62-мм пулемета и дымообразующей аппаратуры. Всего на заводе им. Марти в Ленин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,145 сек. | 11.5 МБ