Российские беспилотные летательные аппараты. Часть II

Беспилотники Лавочкина

В 1950 году конструкторскому бюро №301, возглавляемому С.А. Лавочкиным, было доверено создать изделие «203». Конкретным заказчиком были ВВС, ведь им требовалось «учебное пособие» для летчиков – самолет мишень. Аппарат был должен быть разовым и, как следствие, очень дешевеньким. В итоге конструкторы сделали радиоуправляемый самолет с прямым крылом и горизонтальным оперением, также прямым килем (все для простоты производства и дешевизны). В качестве силовой установки избрали бензиновый прямоточный реактивный движок РД-800. Из-за поперечника в 80 см его расположили в мотогондоле под фюзеляжем. На случай, если летчик не сумеет сбить мишень, в ее конструкции предусмотрели парашютную посадочную систему. Питание автопилота и радиоуправления производилось от генератора в носовой части фюзеляжа, на оси которого размещалась крыльчатка. В конечном итоге мишень вышла очень обычный в изготовлении и достаточно дешевенькой. Любопытно, что «203» не имел топливного насоса – заместо него подачу бензина в движок производил баллон со сжатым воздухом. Запуск мишени поначалу планировали создавать с самолета Ту-2 (ферма крепления располагалась на высшей части фюзеляжа), но это было опасно. Потому носителем стал Ту-4, который, не считая остального, мог подымать в воздух сходу две мишени. А вот с посадочной системой пришлось повозиться – как ее не дорабатывали, нормально спускаться на парашюте мишень не желала. В конечном итоге решили сажать аппарат, получивший в КБ индекс Ла-17, «на брюхо»: на маленькой высоте самолет переходил в парашютирование и садился прямо на движок.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II
Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Тесты проявили, что таковой метод посадки имеет право на жизнь, но движок получит повреждения, не совместимые с предстоящей эксплуатации. Но в 1963 году Ла-17 приняли на вооружение, а «травмы» на посадке практически никому не доставили заморочек – большая часть летчиков были довольно метки, чтоб мишень не дожила до собственного второго полета. В 1956 году начались тесты Ла-17М. Новый вариант мишени имел новый движок, огромную дальность и возможность наземного старта.

Через 6 лет после начала работ по «203» ОКБ-301 получило задание на разработку беспилотного тактического лазутчика. В качестве базы постановлением правительства предлагался Ла-17М. Конструктивно «203-ФР» (шифр из постановления правительства) практически не отличался от мишени-прототипа. В носу фюзеляжа поставили качающуюся установку под аэрофотоаппарат АФА-БАФ-40Р с возможностью предстоящей его подмены на более новый. «203-ФР», согласно начальному проекту, был должен отсоединяться от носителя Ту-4 на высотах около 7 км и совершать полет в автоматическом режиме над позициями противника. Расчетная дальность на этом шаге проектирования определялась в 170 км. По мере надобности, ее можно было малость прирастить – для этого программку полета было надо рассчитывать с учетом отключения мотора на удалении от точки старта и следующего планирования (выше 50 км с высоты в 7 км). В 1958 году требования к «203-ФР» изменили: радиус деяния более 100 км, а скорость должна была превосходить 800 км/ч. Проект доработали под новое задание и переименовали в Ла-17РБ.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Приблизительно в это время была сотворена наземная пусковая установка для лазутчика. В конце 60-го требования заказчика вновь поменялись, но сейчас главное обновление в их касалось многоразового внедрения, хотя проект и получил новый шифр «204». Сейчас за лазутчиком закрепилось заглавие Ла-17Р. Движком очередной версии беспилотника избрали турбореактивный РД-9БК, а взлет осу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,119 сек. | 11.44 МБ