Палубное сопоставление. J-15 лучше Су-33?

Всего месяц вспять в Китае на палубу авианосца «Ляонин» в первый раз в истории страны сел истребитель Shenyang J-15. К концу ноября китайцы докладывали уже о 5 удачных посадках. Похоже, такие успехи вскружили им голову и на деньках пришло еще больше увлекательное сообщение, касающееся авианосной программки Китая. В интернет-издании People’s China Online появилась заметка, в какой новый китайский J-15 сравнивается с русским Су-33 и сопоставление делается никак не в пользу нашего самолета. Представитель китайского министерства обороны Гэн Яньшэн в качестве доказательств приемущества собственного истребителя упомянул современную бортовую электронику, совершенство конструкции, возможность нанесения ударов по наземным объектам и т.д. В свете неких данных о разработке истребителя J-15 все эти заявления смотрятся, как минимум, разносторонне. Попробуем разобраться, соответствуют ли реальности слова товарища Гэна.

Палубное сравнение. J-15 лучше Су-33?

Палубное сравнение. J-15 лучше Су-33?

Сначала нужно вспомнить историю разработки самолета J-15. По имеющимся данным, еще в конце 90-х годов Китай пробовал приобрести у Рф полсотни палубных истребителей Су-33. В процессе переговоров по вероятному договору количество хотимых самолетов повсевременно уменьшалось и в конечном итоге сократилось до 2-ух единиц. Несложно додуматься, что 2-мя истребителями не получится вооружить даже один авианосец, но их можно использовать для реверс-инжиниринга с следующим развертыванием собственного производства копии. Невзирая на тяжелое экономическое положение и нужду в новых договорах, русские авиастроители отказали Китаю и не продали ни 1-го Су-33. Мало позднее Китай условился с Украиной на предмет реализации 1-го из прототипов Су-33 – Т-10К – и некой документации по нему. Приблизительно посреди двухтысячных годов украинский самолет отправился в Китай. Летом 2010 года было сообщено о первом полете палубного истребителя J-15 «самостоятельной» разработки. Необходимо отметить, что уже в то время китайцы называли J-15 развитием предшествующего J-11 (сначала лицензионная, а потом контрафактная копия русского Су-27СК), а не копией Т-10К/Су-33. В таком случае выходит, что по каким-то непонятным причинам развитие проекта J-11 пошло точно по такому же пути, как это было с Су-27К, потом ставшим Су-33.

На имеющихся фото видно, что китайский J-15 практически не имеет приметных наружных различий от русского Су-33. Может быть, какие-то детали и имеют различающийся вид, но для их обнаружения требуется внимательный и подробный осмотр 2-ух самолетов. Таким макаром, конструктивные отличия планеров 2-ух палубных истребителей, вероятнее всего, имеют только технологическую «природу». Сами китайцы молвят о некоторых более новых и совершенных материалах. Вероятнее всего, какие-то детали планера выполнены или из других сплавов, или из композитных материалов. Так либо по другому, подобные конфигурации конструкции могут повлечь за собой некое облегчение самолета и облегчение технического обслуживания. Все же, весовых преимуществ при всем этом не достигнуто. Пустой J-15 весит столько же, сколько и Су-33. Другие характеристики массы также различаются некординально. Что касается аэродинамики либо летных черт, то J-15 навряд ли может выигрывать тут только благодаря изменению конструкции планера.

Палубное сравнение. J-15 лучше Су-33?

Палубное сравнение. J-15 лучше Су-33?

Куда более принципиальным элементом самолета в контексте черт являются его движки. Как и приобретенные у Украины Т-10К, J-15 оснащается 2-мя двухконтурными турбореактивными движками. По имеющимся данным, на J-15 инсталлируются движки Shenyang WS-10A с форсажной тягой около 13500 кгс. WS-10A выдают тягу практически на тонну больше че
м русские АЛ-31Ф. Благодаря этому китайский истребитель имеет наивысшую скорость в М=2,4, что приблизительно на 200 км/ч выше аналогичного показателя Су-33. В целом, заявленные летные данные китайского истребителя J-15, как минимум, не ниже, а по ряду характеристик и выше черт русского Су-33. При всем этом необходимо отметить таковой важный вопрос, как технологии производства движков и их ресурс. Так как семейство движков WS-10 имеет самое непосредственное отношение к русской линейке АЛ-31, возникает сходу несколько версий. Например, китайцы могли скопировать не только лишь конструкцию русских моторов, да и технологии производства их деталей. Конкретно технологическая часть современного авиационного двигателестроения является одной из сложнейших задач. Похоже, полное копирование так и не удалось. Последние модификации движков WS-10, согласно открытым источникам, имеют ресурс всего в 200 часов. У АЛ-31Ф этот параметр в 5 раз больше. Не так давно китайцы заявляли, что отыскали метод наращивать ресурс закупаемых АЛ-31Ф до полутора тыщ часов, но их разработка предполагает доработку моторов уже после покупки. Может быть, они сумеют ввести такие технологии в создание WS-10, но в текущее время ресурс этих моторов оставляет вожделеть наилучшего и китайским самолетостроителям приходится массово закупать движки у Рф. В общем, движок WS-10A представляет собой не очень успешный компромисс меж высочайшими чертами и живучестью.

Китайская пресса в качестве достоинства собственного самолета показывает на способности штурмовать наземные цели. В номенклатуре вооружений Су-33 находятся неуправляемые бомбы калибра до 500 килограмм и неуправляемые ракеты разных типов. Во время испытаний предпринимались пробы внедрения противокорабельных ракет Х-41 «Москит», но серийные самолеты таковой способности уже не имеют. Фактически говоря, в концепции российского палубного истребителя главное значение придавалось защите кораблей от нападения с воздуха, а атака наземных целей была всего только дополнительной возможностью. Насчет номенклатуры вооружений китайского самолета J-15 пока нет четкой инфы, и потому имеются все основания полагать, что его способности по нанесению ударов по земле тоже ограниченны. Если Китай решит развивать собственный авианосный флот в согласовании с южноамериканскими мнениями на этот вопрос, то полностью может быть возникновение в арсенале J-15 каких-то управляемых вооружений. Сейчас четкая информация об этом отсутствует и по факту все данные ограничиваются только словами Гэна Яньшэна.

В случае с бортовой электроникой J-15 инфы не намного больше. Утверждается, что вычислительный комплекс истребителя имеет еще наилучшие свойства по сопоставлению с БРЭО Су-33, например, быстродействие головного компьютера выше в разы. Естественно, на 1-ый взор такие заявления смотрятся многообещающе. Но для настоящего анализа боевых способностей радиоэлектронного оборудования, в том числе и бортовика, нужна и другая информация, прямо до определенных задач и черт того либо другого элемента вычислительного комплекса. Не считая того, даже сверхмощный компьютер не даст ожидаемых способностей, если в БРЭО отсутствует другая аппаратура с надлежащими чертами. К примеру, нехорошая бортовая радиолокационная станция неспособна посодействовать раскрытию всего потенциала массивного компьютера. Любопытно, что до сего времени нет никакой определенной инфы относительно РЛС истребителя J-15. Утверждается, что он несет станцию с активной фазированной решеткой, но есть повод колебаться в этом. Так либо по другому, бортовая электроника истребителя должна быть «сбалансирована», по другому достижение больших черт по определению нереально. Также нужно увидеть, что большая часть самолетов ближайшего времени имеют развитую бортовую электронику в том числе и для взаимодействия с новыми управляемыми вооружениями. Сейчас понятно только о способности внедрения истребителем J-15 управляемого вооружения только класса «воздух-воздух». Управляемое вооружение для нанесения ударов по наземным объектам, требующее сложного комплекса бортовой аппаратуры, пока находится под вопросом.

Палубное сравнение. J-15 лучше Су-33?

Палубное сравнение. J-15 лучше Су-33?

И все таки нельзя не признать, что БРЭО истребителя J-15, а конкретно вычислительный комплекс, вероятнее всего вправду имеет более высочайшие свойства, чем аппаратура Су-33. Причина такового отставания русского самолета ординарна и явна. В августе этого года исполнилось 25 лет со денька первого полета макета Т-10К. J-15, в свою очередь, поднялся в воздух всего несколько лет вспять. Разница в 20 лет не могла не сказаться на составе и способностях бортового оборудования. Так что само сопоставление Су-33 и J-15, предпринятое китайцами, обречено на беду. С учетом большой различия в возрасте самолетов, также в свете устаревания техники, такое сопоставление является в неком смысле плохим для китайского истребителя. Даже если J-15 вправду опережает Су-33 по всем чертам – чего, необходимо сказать, не наблюдается – то это гласит только о том, что Китай в технологическом плане сумел догнать не Россию, но еще Русский Альянс эталона 2-ой половины 80-х. Схожая «победа в гонке» была бы почтенной для развивающейся страны, а вот для без 5 минут сверхдержавы, как позиционирует себя Китай, это уже смотрится в достаточной мере непонятно.

Полностью понятно, что Су-33 был избран «соперником» в сопоставлении только из-за того, что J-15 делался, как минимум, с внедрением документации по нему. Потому более новый самолет в неких аспектах может смотреться лучше. Но для большей справедливости следовало бы ассоциировать не старенькый самолет с новым, а два новых. В таком случае «соперником» J-15 мог бы стать освеженный МиГ-29К либо его учебный вариант МиГ-29КУБ. МиГ-29К последней версии практически представляет собой разработку конца 80-х – начала 90-х, существенно доработанную в последние годы, чем малость похож на J-15. Естественно, Миг-29К и J-15 серьезно отличаются уже даже на уровне массогабаритных характеристик: наибольший взлетный вес китайского истребителя чуть не в полтора раза больше аналогичного параметра русского. В то же время, МиГ-29К имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, высшую тяговооруженность (более единицы при обычной взлетной массе) и возможность внедрения управляемых вооружений «воздух-поверхность». Таким макаром, русская разработка уже имеет все те достоинства, которыми хвалятся китайцы, сравнивая собственный новый самолет с нашим старенькым.

При сопоставлении вправду новых палубных самолетов можно вспомнить и про сроки начала службы. Согласно сегодняшним заявлениям китайских чиновников, J-15 будет принят на вооружение в 2014-15 году. Сначала этого года русское министерство обороны заказало РСК «МиГ» две дюжины истребителей Миг-29К и МиГ-29КУБ. Срок выполнения заказа – 2015 год. Таким макаром, МиГ-29К и J-15 поступят в строй практически сразу. Также нужно напомнить, что вначале сравнивавшийся с китайским истребителем Су-33 к тому же времени планируется выводить из строя из-за выработки ресурса. На их место придут новые МиГ-29К. В итоге J-15 гарантированно сумеет соревноваться с русскими палубными истребителями только по количеству. Но в данном случае суровым ограничительным фактором для обоих самолетов станет количество имеющихся авианосцев, от которого придется отталкиваться при расчетах нужного количества истребителей. Наша родина в течение ближайших лет будет располагать только одним авианосцем, а строительство новых пока только планируется. Навряд ли новые корабли с самолетами на борту войдут в строй ранее 2020 года. Китай, в свою очередь, тоже владея одним авианосцем, собирается строить новые, хотя и в его случае пока рано гласить о количестве и сроках.

Как лицезреем, заявления китайских военных о приемуществе истребителя Shenyang J-15 над Су-33, если и правдивы, то только частично. Например, более высочайшие летные данные «компенсируются» малым ресурсом мотора, а все достоинства в электрическом оснащении просто объяснимы одной только новизной. И все таки основная неувязка сопоставления этих самолетов кроется в возрасте машин. Конкретно этот нюанс не только нивелирует все достоинства китайской машины, да и выставляет неких китайских людей в не очень неплохом свете, ведь в сопоставлении с более новейшей русской машиной J-15 уже не смотрится современным, уникальным и непобедимым.

По материалам веб-сайтов:
http://lenta.ru/
http://english.peopledaily.com.cn/
http://airwar.ru/
http://china-defense.blogspot.ru/
http://sac.com.cn/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,143 сек. | 11.74 МБ