1-ые казаки

Большая часть наших современников черпает сведения о казаках только из художественных произведений: исторических романов, дум, кинофильмов. Соответственно и представления о казаках у нас очень поверхностные, почти во всем даже лубочные. Заносит неурядицу и тот факт, что казачество в собственном развитии прошло длиннющий и непростой путь. Потому герои Шолохова и Краснова, списанные с реальных казаков прошедшего XX века, имеют столько же общего с казаками шестнадцатого века, сколько современные киевляне — с дружинниками Святослава.

Как это ни прискорбно для многих, но героико-романтический миф о запорожцах, сделанный писателями и живописцами, нам придется развенчать.

1-ые сведения о существовании казачества на берегах Днепра относятся к пятнадцатому веку. Были ли они потомками бродников, темных клобуков либо ославянившейся с течением времени частью Золотой орды — никому непонятно. В любом случае, тюркское воздействие на обычаи и поведение казаков громадно. В конце концов, по форме проведения казачья рада не что другое, как монгольский курултай, оселедец и штаны — атрибуты представителей многих бродячих народов… Многие слова (кош, атаман, курень, бешмет, чекмень, бунчук) пришли в наш язык из тюркского. Степь отдала казакам характеры, обычаи, воинские приемы и даже внешний облик.

Не считая того, на данный момент казачество считается только русским явлением, но это не так. Были свои казаки и у татар-мусульман. За длительное время до возникновения на исторической сцене Запорожского и Донского войск на обитателей степи наводили кошмар ватаги ордынских казаков. Монгольские казаки также не признавали над собой власти ни 1-го сударя, но охотно нанимались на военную службу. При этом как к мусульманским, так и христианским властелинам. С распадом одного страны Золотой орды на враждующие ханства большие степные места от Днепра до Волги стали практически ничейной землей. Как раз тогда на берегах степных рек возникают 1-ые укрепленные казачьи городки. Они игрались роль баз, откуда казачьи артели отчаливали на рыбную ловлю, охоту либо грабеж, а в случае неприятельского нападения казаки могли отсидеться за их стенками.

Черкесы в Краков

Центрами казачества стали Днепр, Дон и Яик (Урал). В 40-х годах шестнадцатого века днепровские казаки, которых на Руси называли черкасами, на полуострове Малая Хортица основали самую известную крепость — Запорожскую Сечь.

Князь Дмитрий Иванович Вишневецкий (Казак Байда)

Скоро вокруг Сечи слились все казаки, жившие на Днепре, положив базу Войску Запорожскому Низовому. Основание Запорожской Сечи обычно приписывается Дмитрию Байде Вишневецкому, хотя, как не так давно обосновал украинский историк Олесь Бузина, никакого дела к Сечи этот шляхтич не имел. В это время казаки уже представляли собой определенную силу, численность которой пополнялась за счет прихода новых людей из Речи Посполитой, Валахии и Малороссии. Эти переселенцы значительно изменили состав казачества, растворив внутри себя казаков-неславян, и уже к шестнадцатому веку казачество представляло собой только русское православное образование. Вобщем, по складу ума и роду занятий казаки значительно отличались и от российских, и от других оседлых народов.

У наших историков сложились два обратных взаимоисключающих взора на казачество. Согласно первому, казачество — это аналог западноевропейских рыцарских орденов, согласно второму, казаки — выразители чаяний народных масс, носители демократических ценностей и народовластия. Но оба эти взора оказываются несостоятельными, если пристально изучить историю казаков. В отличие от рыцарских орденов евро Средневековья днепровское казачество появилось не в гармонии с гос властью. Напротив, ряды казаков пополняли люди, для которых не было места в цивилизованном обществе. За днепровские пороги приходили не нашедшие себя в мирной жизни с

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,196 сек. | 11.44 МБ