1-ые русские танки

Предпосылки к созданию танков

Нашу страну по праву можно именовать родиной мирового танкостроения. И хотя 1-ые танки, показавшиеся на полях схватки Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Великобритании, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь хоть какого древнего и современного танка – гусеница – родилась на берегах величавой российской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с нескончаемыми рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Профессиональный ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал бензиновый двигатель, работавший на томном горючем. В этом движке конструктор сделал дополнительную камеру с термическим аккумом в виде вставного медного запальника. Запальник до работы мотора нагревали от стороннего источника теплоты, а потом уже в течение всего остального времени движок работал за счет самовоспламенения, используя в качестве горючего сырую нефть. На движок Мамин получил патент в 1903 году. Это событие дает право утверждать, что бескомпрессорный движок высочайшего сжатия, работающий на томном горючем, был в первый раз построен в Рф.

Первые русские танки

"Самоход" Блинова

Этот движок намного обогнал свое время.

1-ые российские танки

Весь мир сначала прошедшего века жил ожиданием войны, какой население земли еще не понимало. В преддверии этой войны страны объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство собственных армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из их становится танк, в первый раз показавшийся на полях схваток в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Наша родина была первенцем в разработке новейшей машины: в 1911 году отпрыск превосходного российского химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка, который соединял внутри себя все передовые инженерные решения тех пор. Вот технические свойства этого танка: масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность мотора 250 л. с.; наибольшая скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла крутиться на 360°, подымалась наружу и опускалась вовнутрь также при помощи пневматического привода. Получение нужного количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от мотора.

Для переброски танка по стальной дороге он мог быть поставлен на жд скаты и передвигаться своим ходом.

Вызывает восхищение то, что профессиональный российский инженер заглянул далековато вперед, вооружив свое детище многокалиберной пушкой (орудия такового калибра, 122-125 мм, инсталлируются фактически на всех современных российских танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены еще слабее, но удачно делали боевые задачки. Непременно, танк Менделеева, будь он запущен в общее создание, стал бы самым выдающимся орудием той войны, неуязвимым и суровым. Любопытно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позже и уже не в нашей стране. К примеру, пневмоподвеска была использована в легком британском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, фактически без конфигураций, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Все же, ценность здесь все равно остается за Россией.

Первые русские танки

В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сходу два проекта гусеничных бронированных машин. 1-ый – «Вездеход» российского изобретателя А.А.Пороховщикова.

Первые русские танки

После длительных проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытнейшего эталона. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские — начались его тесты. Сей день — 18 мая 1915 года — и следует считать деньком рождения танка.

1-ый в мире танк имел все главные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, движок. Корпус — обтекаемой формы, толщина брони 8 мм. Очень значимые углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытнейший эталон корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травки и не пробивался пулеметными очередями.

Вездеход А. А. Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из 2-ух человек развивал скорость по шоссе до 25 км в час.

По жесткой дороге «Вездеход» передвигался полностью уверенно, невзирая на слабенький движок (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достигнул скорости 40 верст/час, что было только высочайшим показателем. В то же время машина совершенно не могла двигаться по рыхловатому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку усовершенствованного эталона, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из 4 пулеметов, но ему было в этом отказано. В собственном заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что бывало нечасто) указывало на целый ряд недочетов проекта, как то: невозможность одновременной боевой работы 3-х пулеметов в башне (либо «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, ну и вообщем ее уязвимость, низкая проходимость машины при движении по рыхловатой почве, последняя затрудненность поворотов и т.д. Может быть, что в предстоящем А. Пороховщикову и удалось бы убрать более суровые недочеты, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Ну и фронту сначала нужен был особый позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообщем «утюжить» оборону противника.

Первые русские танки

Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев ранее, чем британцы испытали собственного «маленького Вилли». Зато британский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедля принят на вооружение.

В сентябре 1916 года в печати появились 1-ые сообщения о применении британцами нового орудия — «сухопутного флота». Эти сообщения были написаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старенькый стиль) 1916 года. В связи с этими сообщениями в той же газете от 29 сентября (старенькый стиль) 1916 года появилась статья «Сухопутный флот — российское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль головного военно-технического управления в задержке российских работ по созданию нового орудия — боевых вездеходных машин.

Первые русские танки

2-ой проект, воплотившийся «в железо» в Русской Империи, – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Мысль этого ни на что не схожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он в первый раз увидел арбы местных фермеров. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца российской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот посоветовал ему собственных племянников — студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему облику представляла собой вр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,179 сек. | 11.47 МБ