1-ые русские экранопланы – экспериментальные экранопланы СМ

Экраноплан – в официальной русской систематизации так назывались суда на динамической воздушной подушке – тс, обладавшие высочайшей скоростью, парящие в границах деяния аэродинамического экрана, другими словами на сравнимо малой высоте (до нескольких метров) от поверхности воды, льда, снега либо земли. При равных скорости и массе, площадь крыла экраноплана была значительно меньше, чем у самолётов. Согласно интернациональной систематизации (ИМО) данный тип техники относится к морским судам.

Экранопланы – это уникальные аппараты, которые могут эксплуатироваться на самых различных маршрутах, в том числе и тех, которые являются труднодоступными для обыденных судов. Совместно с более высочайшей мореходностью и гидроаэродинамическими свойствами, чем у других скоростных судов, экранопланы фактически всегда владеют к тому же амфибийными качествами. Они способны передвигаться не только лишь по аква поверхности, да и по жесткой (лед, земля, снег), также базироваться на ней. Таким макаром, экранопланы соединяют внутри себя наилучшие свойства самолета и судна.

Необходимо отметить, что развитие кораблестроения было связано с решение довольно острой задачи по увеличению наибольшей скорости движения судов. При всем этом наибольшая скорость водоизмещающих судов ограничена волновым сопротивлением и составляет порядка 25-30 км/ч для речных и 50-60 км/ч для морских судов. Применение для понижения волнового сопротивления подводных крыльев либо глиссирования позволяет довести данные характеристики до 100-120 км/ч. Но из-за собственной низкой мореходности глиссеры не получили широкого распространения на практике и сохранились в главном только в роли спортивных судов. В то же время разные суда на подводных крыльях получили еще большее распространение, а решающий вклад в их создание занес русский ученый и конструктор Р. Е. Алексеев (1916-1980). Усилиями данного конструктора в 1940-60-х годах XX века был сотворен русский морской и речной пассажирский флот на подводных крыльях, который сохраняет мировое лидерство в высокоскоростном аква транспорте до настоящего времени.

Первые советские экранопланы – экспериментальные экранопланы СМ
Экраноплан СМ-2

Еще в 1940-е годы, работая над проектами торпедных катеров на подводных крыльях, Алексеев столкнулся с неувязкой кавитации подводных крыльев – явлением, которое связано с кипением воды в зоне его разрежения, что резко понижает его гидродинамические свойства, нарушает обтекание крыла, ограничивает экономически целесообразную скорость передвижения судна на подводных крыльях максималкой в 100 км/ч. Так удалось узнать, что суда на подводных крыльях оказались бесперспективными в отношении работ по предстоящему повышению их высокоскоростных черт.

Это открытие послужило одной из главных обстоятельств в кораблестроении для активизации работ по поиску нового принципа движения судов, который бы был свободен от отмеченных принципных недочетов – кавитационный и волновой барьеры. Убрать эти барьеры, сразу избавившись и от волнообразования, и от кавитации удалось бы только, исключив контакт судна с поверхностью воды.

Работа над такими судами была начата в 1930-40-е годы XX века, когда появились 1-ые реальные предложения по созданию судов, использующих аэродинамические силы поддержания. Для сотворения таких судов, которые могли бы на равных соперничать с уже существующими техническими решениями, пригодилось существенное количество времени и усилий. Такие суда в первый раз в мировой практике были представлены русскими скоростными кораблями-экранопланами конструкции Алексеева – ударным экранопланом «Лунь» и десантным экранопланом «Орленок».

Но путь до сотворения этих машин был довольно длителен. 1-ые российские предложения по использованию аэродинамических сил поблизости экрана при движении высокоскоростных судов Р. Е. Алексеев высказал в 1947 году, а в 1958 году он возглавил работы по созданию практических образцов экранопланов для нужд ВМФ СССР. На базе образованной конструктором научно-экспериментальной базы для развития высокоскоростных судов уже к 1960 году была сделанная 1-ая аэрогидродинамическая сборка экраноплана, получивша
я заглавие «тандем» либо «двухточка». Это было логическое воплощение в жизнь схемы судна на 2-х малопогруженных подводных крыльях.

Первые советские экранопланы – экспериментальные экранопланы СМ
Экраноплан СМ-5

В 1961 году по данной схеме была сотворена и построена 1-ая самоходная модель экраноплана, получившая заглавие СМ-1. 22 июля такого же года во время испытаний был выполнен 1-ый полет русского экраноплана. В первом испытательном полете машину пилотировал сам Р. Е. Алексеев, который являлся начальником ЦКБ по СПК и основным конструктором аппарата. К озари 1961 года техника пилотирования экраноплана была освоена им до таковой степени, что он, будучи вполне уверенным в надежности аппарата, стал приглашать на демо полеты гостей из Москвы. Полеты первого русского экраноплана СМ-1 показывались а именно Главкому ВМФ С. Г. Горшкову, секретарю ЦК КПСС Д. Ф. Устинову, Председателю Госкомсудостроения Б. Е. Бутоме. Демонстрации способностей экраноплана оказались более чем убедительными. Высочайшие гости из столицы оценили новинку и выразили желание проехаться на экраноплане, под личную ответственность Р. Е. Алексеева. Их желание было удовлетворено. В процессе проведения испытаний СМ-1 сумел развить скорость порядка 200 км/ч.

В предстоящем проводились работы по совершенствованию аэрогидродинамической сборки аппарата. Новенькая самоходная модель – СМ-2 была готова в 1962 году. Для улучшения ее взлетно-посадочных черт в первый раз в мировой практике был применен поддув движками под несущее крыло. Идею поддува Алексеев выдвигал еще в конце 1959 года, но потребовалось провести целый комплекс тестов, до того как удалось создать практические советы по выбору принципной схемы поддува. Аэрогидродинамическая сборка, реализованная на СМ-2, стала прототипом сборки всех первых российских экранопланов.

По предложению Устинова, который уже был знаком с проектом, сначала мая 1962 года экраноплан СМ-2 был продемонстрирован лично Н. С. Хрущеву, также другим членам русского правительства. Демонстрация была организована на водах Химкинского водохранилища под Москвой, недалеко от дачи Хрущева. Из Горьковатого экраноплан был доставлен в Подмосковье на вертолете-кране Ми-10К. Хотя во время выполнения показательных полетов СМ-2 так и не сумел выйти на расчетные режимы, экраноплан смог произвести на Хрущева довольно подходящее воспоминание. Может быть, конкретно благодаря этому скоро была принята госпрограмма, которая включала в себя создание новых экранопланов, также создание боевых экранопланов для нужд ВМФ и других родов войск. Тогда же было принято решение о постройке полноразмерного экспериментального экраноплана получившего обозначение КМ.

Первые советские экранопланы – экспериментальные экранопланы СМ
Экраноплан СМ-6

В 1962 году был готов очередной экраноплан, который отличался от уже сделанных, он получил обозначение СМ-3. Экраноплан был построен для проведения исследовательских работ аэродинамической сборки с внедрением крыла малого удлинения. На нем была реализована схема поддува под крыло: сопла, расположенные в носке крыла на его нижней поверхности делали струйную заавесь по всей фронтальной кромке, в то время как сами движки были размещены в фюзеляже.

В 1963 году был готов очередной эталон экспериментального экраноплана, получивший обозначение СМ-4. Он представлял собой предстоящее развитие модели СМ-3 с 2-мя движками – маршевым и стартовым, также с увеличенным до 3-х человек экипажем. За соплом первого мотора была размещен газовый руль для управления экранопланом на малых скоростях. Регулируемая сопловая система стартового мотора направляла газовые струи под крыло экраноплана.

В этом же 1963 году была закончена постройка масштабной копия огромного экраноплана КМ под заглавием СМ-5, копия была выполнена в масштабе 1:4. В последующем 1964 году экраноплан СМ-5 потерпел катастрофу. Экраноплан разбился, попав в очень сильный встречный воздушный

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,229 сек. | 11.43 МБ