1-ый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Основное назначение SH-5 – решение поисково-спасательных задач, противодействие подводным кораблям противника, бомбардировка надводных кораблей, минирование данного района, также поражения наземных целей, доставка разных грузов, десанта и проведение фото- и радиоразведки. Не считая многоцелевой амфибии, понятно о разработке гидросамолета SH-5 для обеспечения противопожарной безопасности.

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

В 1950 годах Русский Альянс поставлял Китаю гидросамолеты Бе-6. Это был единственный самолет подобного типа, применяемый в ВС Китая. Через 15 лет использования Бе-6 стопроцентно устарел, и Китай воспринимает решение начать разработку собственного гидросамолета. Китай тех пор не отличался ни технической, ни научной базой, создание самолетов, как и многие высокотехнологические разработки, не являлось сильной стороной оборонной индустрии.

Во 2-ой половине 1960-х годов началось проектирование и разработка нового гидросамолета. Основной разработчик — КБ Харбинского завода и НИИ гидроавиации. Военным требовался многоцелевой гидросамолет снаряженный сильными и экономными движками турбовинтового выполнения. Он был должен поменять на вооружении гидросамолет «Бе-6». Многоцелевой гидросамолет получает заглавие SH-5, в переводе обозначающий "морской бомбовоз модель 5".

Гидросамолет с бортовым № 01 в неполной комплектации (корпус), был применен для проведения статических испытаний в период 1970-1974 гг. Как ранее отмечалось, Китай вставший на новый путь развития, испытывал острую нехватку приготовленных профессионалов и конструкторов, потому 1-ый опытнейший самолет SH-5 был построен к концу 1973 года, он получил бортовой № 02. В небо 1-ый китайский гидросамолет сумел подняться в небо весной 1976 года. А главные тесты гидросамолета были завершены аж в 1985 году. В их учавствовали 6 многоцелевых морских бомбардировщиков.

После окончания испытаний четыре самолета из 6 (бортовые №№ 04, 05, ,06, 07) передаются в использование морской авиации Китая в сентябре 1986 года. Увлекательной особенностью становятся значительные отличия опытнейших образцов от принятых на вооружение гидросамолетов. Основное место базирования – аэродромы Куингдао и Туаньдао. По имеющейся инфы, на 1999 год в ВМС Китая состояло 7 летающих лодок SH-5. На сей день понятно о 3-х эксплуатируемых гидросамолетах SH-5 для выполнения поисково-спасательных операций и 1-го гидросамолета (бортовой № 06) для обеспечения противопожарной безопасности «PS-5».

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Устройство и конструкция Harbin SH-5
Китайские конструкторы не стали далековато уходить в конструкции от русского предшественника — гидросамолета Бе-6. Также были применены детали от транспортника «Y-8» (аналог Ан-12). Китайский гидросамолет имеет туже аэро схему высокоплана с прямым крылом. База – лодка, оканчивающаяся длинноватым хвостом и оперением. Для управления летающей амфибией на аква поверхности на базу лодки установлен руль управления. Устойчивость самолета на воде обеспечивают крыльевые поплавки неубираемого выполнения, они установлены на N-образные подкосы.

Имеются и приметные отличия выполнения гидросамолета, что в конечном итоге сделало его схожим на русский «Бе-12» и японский «Shin Meiwa US-1A»:
— кабина пилотов получила каплевидную форму;
— носовой обтекатель радиолокационной антенны выполнен как у гидросамолета Бе-12;
— шасси самолеты убираемого типа.

Шасси самолета китайские конструкторы использовали стандартное трехопорное. Передняя стойка двухколесная, главные – одноколёсные. Стойки шасси получили пневматические масляные рессоры. Носовая стойка после взлета складывается вперед, главные — с поворотом в ниши бортов. Особенность китайского выполнения шасси становится малый просвет при совершении взлета/посадки с аква поверхности.

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Как заказывал заказчик, летающую амфибию оснащают сильными движками WJ-5А1 «Донган». Данные движки является аналогом русский АИ-24. Четыре турбовинтовых мотора обеспечивают самолет мощностью в 12600 л.с. Три грузовых отсека выполнены в носовой части корпуса лодки. Средняя часть — это отсеки оборудования поиска, радиосвязи и аппаратные отсеки. Центральным отсеком является операторский отсек, где находятся 3 оператора, которые производят управление бортовым оборудованием. Все внутренние отсеки соединены коридором, отсеки блокируются водонепроницаемыми дверями. В состав бортового оборудования входят: инерциальная система навигации, радиокомпас, сенсор определения магнитных аномалий, радиовысотомер, доплеровская РЛС поиска. Полный экипаж – 8 человек, состоящий из командира, второго пилота, штурмана, бортового инженера, радиста и техников-операторов.

Вооружение гидросамолета SH-5 состоит из:
— дистанционной двуствольной орудийной установки калибра 23мм «Type 23-1»;
— противокорабельные ракеты типа С-101;

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

— компактные противолодочные торпеды;
— глубинные бобмы/мины различного калибра;
— сбрасываемое оборудование для обеспечения радиогидроакустики;
— спасательное/аварийное оборудование.

Общая нужная нагрузка многоцелевого гидросамолета – 6 тонн. Она устанавливается на четыре узла под крылом и располагается в кормовом отсеке. Пример, на боевое патрулирование многоцелевой гидросамолет вылетает вооруженный 2 ПКР С-101 и 6 торпедами на наружных и внутренних пилонах, боекомплектом бомб/мин (1х3000/3х1000/6х454 килограммовых), радиогидроакустическими буями, спасательно-аварийным оборудованием.

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Варианты выполнения:
— 01 – предсерийный макет. Употреблялся для статических испытаний;
— 02-03 – предсерийные макеты. Использовались для летных испытаний;
— 04-07 – серийные макеты. Поставлены на вооружение.

— SH-5 – многоцелевой (базисный вариант) гидросамолет;
— SH-5A – некие из серийных прототипов были переоборудованы для ведения электрической разведки;
— SH-5B (PS-5) – противопожарный гидросамолет. Переоборудован бортовой № 06, нужная нагрузка – 8000 килограмм воды.

Главные свойства:
— длина – 38.9 метра;
— высота – 9.8 метра;
— крыло – 36 метров;
— вес пустой/норма/макс – 25/36/45 тонн;
— припас горючего – 13.4 тонны;
— движок – четыре ТВД Wojiang-5A1;
— общая мощность – 12600 л.с;
— скорость крейсер/макс – 450/555 км/ч;
— дальность полета до 4750 км;
— время полета менее 15 часов;
— высотный потолок – 10.2 километра;
— нагрузка боевая/макс – 6000/10000 килограмм;
— вооружение – ПКР, торпеды, мины, бомбы, дополнительное оборудование.

Судьба многоцелевого гидросамолета SH-5
Серийного производства гидросамолет так и не дождался, разумеется, этому препятствовали значительные недоделки бортового оборудования, так и не обеспечивший проектных черт поиска и поражения надводных и подводных кораблей. Кстати, ПКР «С-101» также и не пошла в серийное создание по аналогичным причинам технического нрава.

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Эксплуатируемые гидросамолеты в данное время употребляются в «PLA Navy North Sea Fleet» на спецбазе гидросамолетов Куингдао. Основное назначение – морское патрулирование.

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Источники инфы:
http://www.airwar.ru/enc/sea/sh5.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Harbin_SH-5
http://ru-aviation.livejournal.com/2468816.html

Музей ВВС Китая Harbin SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,111 сек. | 11.45 МБ