1-ый российский самолет: 100 лет аэроплану Гаккеля

Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля19 июня 1910 года (по новенькому стилю) можно считать одним из дней рождения российскей авиации – тогда, 100 годов назад, в русское небо в первый раз поднялся аэроплан, который был вполне разработан и построен в Рф.

Аппарат, носивший имя «Гаккель-III», был сконструирован 34-летним потомственным инженером Яковом Модестовичем Гаккелем, педагогом Санкт-Петербургского политеха, одним из создателей столичного трамвая и строителем первой в Рф полосы электропередач – на Ленских золотых приисках.

Как и многие профессиональные инженеры, Гаккель не прошел мимо престижного тогда увлечения авиацией. Весной 1910 года он строит мастерскую в Новейшей Деревне рядом с комендантским аэродромом под Петербургом, где начинает работы над своими аэропланами.

Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля

1-ая машина Гаккеля – «Гаккель-I» – погибла, не поднявшись в воздух, загоревшись при испытании мотора. 2-ая машина, «Гаккель-II» не смогла подняться в воздух в силу неудачной конструкции и была перестроена в «Гаккель-III», совершивший, в конечном итоге, удачный 1-ый полет. Длительных перелетов этот аэроплан не сделал из-за ненадежного мотора, но собственный след в авиации оставил.

Правда, честь первого полета на аппарате российскей постройки оспаривает другой российский авиаконструктор – доктор киевского политехнического института инженер Кудашев, о полете которого сохранилась заметка в прессе: «23 мая состоялся на малозначительной высоте пробный полет доктора политехнического института князя Кудашева на аэроплане своей конструкции».

Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля

Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля

Но, в отличие от Гаккеля, Кудашев не предупреждал официальные инстанции о полете и его фуррор остался не зафиксирован документально.

Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля

Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля

Яков Гаккель продолжил работу над новыми самолетами: в 1910-12 году он сделал удачно летавшие самолеты «Гаккель-IV», «Гаккель-V» (1-ый в Рф самолет-амфибия) и «Гаккель-VI» после поломки на испытаниях улучшенный и восстановленный под индексом «Гаккель-VII». Это был единственный из всех самолетов, представленных на «Первый военный конкурс летательных аппаратов, построенных в России» проводимый военным министерством, который выдержал все условия сложной программки. На самолете произвели даже взлет и посадку на вспаханное поле.

[center]Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля

«Гаккель-VII» стал самым удачным самолетом Якова Гаккеля. В процессе выполнения программки конкурса пилот Глеб
Алехнович сделал 23 сентября 1911 г. 5 раз попорядку перелет Петербург — Гатчина, преодолев в общем 200 км со средней скоростью 92 км/ч и 24 сентября – полет длительностью три с половиной часа при сильном ветре. Самолет Гаккеля единственный из всех представленных самолетов выполнил программку конкурса. Но Главное инженерное управление конкретно под этим предлогом сочло конкурс несостоявшимся и Я. М. Гаккелю премии не выдало. Самолет «Гаккель-VII» был приобретен военным ведомством за 8 тыс. руб.

Первый отечественный самолет: сто лет аэроплану Гаккеля

Послушливый в управлении, с очень крепким шасси, "Гаккель-VII", как считали спецы, мог стать неплохим учебным самолетом. Но инструкторы Гатчинской школы, привыкшие к французским «фарманам», не стали осваивать незнакомую машину. Даже воду из радиатора запамятовали слить, и в первую же морозную ночь радиатор был разорван льдом. Нового мотора не оказалось, и самолет сдали на слом.

Более счастливой была судьба второго экземпляра "Гаккеля-VII", построенного сначала 1912 г. На 2-ой интернациональной выставке воздухоплавания в Москве (25 марта — 8 апреля 1912 г.) он получил Огромную золотую медаль Столичного общества воздухоплавания. После закрытия выставки Глеб Алехнович делал на нем полеты. В процессе состязаний, проведенных в мае 1912 г., Глеб Васильевич установил на «Гаккеле-VII» рекорд высоты для бипланов – 1350 метров.

Отсутствие заказов на серийную постройку самолетов принудило Гаккеля отступить от активного строительства новых машин, хотя конструировать новые аппараты он продолжал. В предстоящем Яков Гаккель стал известен как создатель первого российского тепловоза, построенного в Ленинграде 5 августа 1924 года, и в предстоящем основная его работа была связана с транспортом. Доктор ЛИИЖТ (бывшего института путей сообщения) Яков Михайлович Гаккель погиб в Ленинграде 12 декабря 1945 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,098 сек. | 11.44 МБ