1-ый Российский флот — пираты Сурового царя

Первый Русский флот - пираты Грозного царяЛистая странички летописи Российского флота, мы вспоминаем походы российских князей под стенки Царьграда, подвиги ушкуйников, рейды казаков на Черном, Каспийском морях и, естественно, строительство флота Петром Первым.

Но не много кто знает, что в школьных программках нет об этом пласте Российской истории ни строки – о пиратском флоте Ивана Васильевича.

Внешнеполитические задачи Ивана IV

Юный правитель получил в наследие ворох заморочек, как внутриполитических, так и наружных. На юго-восточной границе посиживали «занозами» осколки Орды – Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства. С северо-запада нависали Швеция, Польша.

Искрометно решив задачи Казанского и Астраханского ханств, Иван IV столкнулся с неувязкой выбора – куда нанести главный удар, к какому морю пробиваться — к Чёрному либо Балтийскому.

Окружение царя — «Избранная Рада» — выступило против удара по Ливонскому ордену, они считали, что главный удар нужно нанести по Крымскому ханству, которое мешало развитию Столичного королевства и закрывало выход в Чёрному морю и к злачным землям юга.

Справка: Избранная Рада — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Суровом в 1549—1560. В неё входили: исповедник царя Сильвестр, дворянин А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, князья Курбский и Курлятев и др.

Иван Васильевич решил нанести последующий удар по Ливонии — орден «одряхлел», в военном плане был слаб, и была видимость того, что Русь просто пробьётся к Балтийскому морю. Хотя у Москвы и был в то время выход к Балтике — побережье Финского залива меж Ивангородом и Выборгом, устья рек Нарова, Нева, Луга. Но соблазн взять городка, порты Ливонии, расширить своё присутствие на Балтике был силён. К тому же это можно было доказать тем, что, дескать, «возвращаем своё»: к примеру, Дерпт-Юрьев основал ещё Ярослав Мудрейший, а местные племена платили Руси дань и были под её ладонью.

Выгода удара по Ливонии была ещё в военном нюансе – Москва могла выставить 100-тысячное полностью боеспособное войско, Ливонский же орден издавна утратил боеспособность, он мог собрать менее 10 тыс. боец, его главной силой были массивные крепости. Его самыми сильными отрядами были отряды наёмников, но они были очень немногочислены, местные же обитатели — ливы, эсты, летты — терпеть не могли собственных владельцев и жили на положении движимого имущества, так что сопротивляться бы не стали. Вести войну же с крымчаками, с десятками тыщ мобильного конного войска, за спиной которого могущественная Османская империя, было небезопасно.

Вехи Ливонской войны

В конце 1558 года российская армия вошла в Ливонию и к лету практически без сопротивления заняла огромную часть её местности. В 1560 году Ливонский орден был совсем разгромлен.

Но на таковой «лакомый кус» нашлись и другие претенденты – первыми в войну ввязались литовцы. Величавое княжество Литовское захватило Ригу и Курляндию, а воевода Вильно Николай Радзивилл назначил Ливонию частью Литвы. В 1561 году польско-литовское войско заняло одну из ещё не захваченных российской армией крепостей Ревель. Здесь вмешалась Швеция, шведский десант неожиданным ударом вышиб польско-литовские силы из Ревеля.

Москва оказалась перед опасностью войны с 2-мя великими европейскими державами. Столичный «блицкриг» перевоплотился в нескончаемую, изматывающую войну с 2-мя высококлассными армиями и ещё с Крымской ордой на большущем фронте от Невы до Изюмского шляха.

Речь Посполитая предложила мир за часть местности Ливонии, но Иван Васильевич был непреклонен, он в ответ востребовал возвратить Руси земли Полоцкого и Киевского княжеств.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя

Неувязка морского театра

Если с Речью Посполитой было комфортно вести войну – фактически вся западная граница, от Чернигова до Вильно, то война с Швецией была проблематична. К примеру, в 1568 году российск
ая армия не смогла взять Ревель конкретно из-за того, что шведский флот морем пичкал гарнизон крепости всем нужным, от продовольствия и боеприпасов до подвоза новых войск. Не считая того, шведский флот развернул охоту на торговые суда, которые шли к нам.

Польша, у которой не было флота, превратила вассальный Данциг и ливонский Пернау-Пярну в свои военно-морские базы, «нарвское мореплавание» фактически было уничтожено.

Иван Васильевич желал «ответить», нужен был флот. У Руси в Поморье и Новгородчине были люди, знакомые с морем, из которых можно было набрать команды, были плотники, которые могли выстроить корабли. Но не было штурманов, морских военспецов.

И правитель вымыслил блестящий план – на опасность шведского и польского пиратства мы ответим этим же — наймем каперов.

Датская помощь

Кто читал и помнит про Северную войну, которую Пётр 1-ый вёл с Швецией, знает, что нашим союзником была Дания, давнешний конкурент Швеции, в борьбе за первенство в Северной Европе.

Дания и при Иване Васильевиче нам посодействовала, в собственных интересах, естественно, а не из человечных побуждений. Швеция заходила в состав Датских владений и вышла из её состава только в 20-е годы 16 столетия, Копенгаген был не прочь наказать шведов. Как правитель отдал задания негоциантам и бюрократам Посольского приказа отыскать подходящего человека, монарх Дании Фредерик II сам нашёл и лично посоветовал.

Это был уже узнаваемый в Балтике капитан Карстен Роде. Достаточно таинственная личность – нет данных ни о дате его рождения, ни о дате погибели, ни достоверных сведений о его актуальном пути до службы на российского царя. Есть только отрывочные данные о том, что он мог вести войну на Средиземном море под командованием адмирала Дориа, был «королевским пиратом на службе короля Дании, вел войну против шведов. Роде был на службе у брата датского короля – барона Магнуса. А барон Магнус был правителем Курляндии и Эзеля, числился верным союзником Ивана Сурового, так как грезил получить из рук российского царя титул Короля Лифляндского.

Карстен Роде не был дворянского рода, был человеком сильным и высочайшим. Отличался большой Верой и мог казнить хоть какого человека, «дабы не навлечь гнев Божий на судно». Что, видимо, также было суровому царю по душе.

Российский правитель присвоил Роде титул «наказного капитана» и «морского отамана», также выдал жалованную грамоту – каперское свидетельство. Роде стал реальным королевским воеводой на море и получил королевский указ: «…«Силой противников взять, а их корабли огнем и клинком сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, припасу либо что им нужно, как торг поднимет, реализовать и не обидеть». Также грамота содержала серьезное указание: «…самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить», но эта обмолвка имела целью снять ответственность за деяния капера с нанимателя и была обыкновенной в такового рода делах.

Роде, в свою очередь, клялся поставлять в Нарву наилучшие пушки с захваченных судов, десятину от добычи и каждый 3-ий корабль.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя

1-ый адмирал Российского флота

Практически Карстен Роде – это 1-ый адмирал Российского флота, правда, ему ещё было надо этот флот сделать. Сначала лета 1570 года Роде прибыл на Эзель, где купил на царское золото корабль, там же он получил ещё одну каперскую грамоту, от барона Магнуса. Корабль окрестили «Весёлая невеста», 1-й корабль Российского флота Сурового царя. Это был пинк, трехмачтовое грузовое судно водоизмещением 40 тонн. Роде навербовал 35 человек команды, вооружил корабль 3-мя литыми металлическими пушками, 10-ю наименьшими орудиями (барсами), 8-ю пищалями и «двумя боевыми кирками для пролома бортов».

Справка: Пинк (англ. pink) — промысловое и торговое судно XV-XIX веков с плоским дном, выпуклыми боками и узенькой кормой; в Северной Европе имело 2, а на Средиземном море — 3 мачты с косыми парусами. На Средиземном море пинки (от итальянского «pinco») были торговыми кораблями. Они напоминали шебеки, отличаясь от их большей высотой и поболее плоским дном. На Балтийско

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,191 сек. | 11.41 МБ