1-ый в мире подводный минный заградитель «Краб». Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя

Возникновение первого в мире подводного минного заградителя "Краб" является одной из восхитительных страничек в истории российского военного судостроения. "Краб" вступил в строй в 1915 году. Но даже в на техническом уровне развитой кайзеровской Германии, 1-ые подводные минные заградители также появились только в 1915 году, при всем этом по своим тактико-техническим чертам они в значимой мере уступали "Крабу".

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя

Налетов Миша Петрович

Родился Налетов Миша Петрович в 1869 году в семье служащего пароходства "Кавказ и Меркурий". В Астрахани прошли его детские годы, а среднее образование Налетов получил в Санкт-Петербурге. После получения среднего образования Миша Петрович поступает в Технологический институт, а позже перебегает в петербургский Горный институт. Тут он не только лишь обучался, да и зарабатывал на жизнь чертежами и уроками. В студенческие годы Миша Петрович изобрел велик уникальной конструкции, в каком для ускорения нужно было работать и ногами и руками. Эти велики одно время выпускались кустарной мастерской.

К огорчению, кончина отца и необходимость содержать молодого брата и мама не дозволили Налетову получить высшее образование. Экзамен на звание техника путей сообщения он сдал потом. Налетов М.П. был очень хорошим и компанейским человеком, и обладал мягеньким нравом.

Налетов, перед русско-японской войной, работал на строительстве порта Далекий. Когда началась война, он находился в Порт-Артуре и стал очевидцем смерти броненосца "Петропавловск" и известного адмирала Макарова. Смерть Макарова послужила Налетову толчком к идее о разработке подводного минного заградителя.

Сначала мая 1904 года Налетов попросил командира порта Порт-Артур дать ему для строящейся подводной лодки двигатель внутреннего сгорания от катера, но ему отказали. По словам Налетова, строящейся подлодка заинтересовывала матросов и кондукторов с кораблей эскадры. Они достаточно нередко приходили к нему, а некие даже просились в команду подводной лодки. Значительную помощь Налетову оказали лейтенант Кротков Н.В. и Тихобаев П.Н., инженер-механик с броненосца "Пересвет". Кротков способствовал в получении нужных для подводной лодки устройств из порта Далекий, а Тихобаев отпускал профессионалов из собственной команды, которые вкупе с рабочими землечерпательного каравана строили заградитель. Невзирая на трудности, Налетов строил свою подлодку достаточно удачно.

Корпус подводной лодки представлял собой клепаный цилиндр, имеющий конические оконечности. Снутри корпуса размещались две балластные цистерны цилиндрической формы. Водоизмещение заградителя составляло всего 25 тонн. Судно должно было вооружаться 2-мя торпедами Шварцкопфа либо 4-мя минами. Предполагалось, что мины будут ставиться "под себя" через спец. лючок посреди корпуса подлодки. В следующих проектах от таковой системы Налетов отказался, так как считал, что она является небезопасной для самой подводной лодки. Позднее этот справедливый вывод был доказан на практике – несколько германских подводных минных заградителя типа "UC" погибло от собственных мин.

Осенью 1904 года была закончена постройка корпуса минного заградителя, и Налетов начал тесты водонепроницаемости и прочности корпуса. Для погружения подлодки без людей на месте использовались чугунные чушки, укладываемые на палубе подводной лодки, а их снятие производилось с помощью плавучего подъемного крана. Минный заградитель погружали на глубину 9 метров. Тесты прошли удачно. Уже во время испытаний назначили командира подводной лодки – мичмана Вилькицкого Б.А.

После того как тесты корпуса подводной лодки прошли удачно отношение к Налетову стало еще лутше. Ему разрешили взять с катера броненосца "Пересвет" двигатель внутреннего сгорания для собственной подводной лодки. Но этот "дар" поставил изобретателя в тяжелое положение, так как мощность 1-го мотора для строящейся подводной лодки была недостаточной.

Но деньки Порт-Артура были уже сочтены. Я
понские войска впритирку подобрались к крепости и их снаряды падали в гавань. Одним из таких снарядов была потоплена стальная баржа, к которой пришвартовали заградитель Налетова. К счастью, длины швартовов было довольно, чтоб заградитель остался на плаву.

В декабре 1904 года, перед сдачей Порт-Артура, Налетов М.П., для того чтоб минный заградитель не попал в руки японцев, обязан был разобрать и убить внутреннее оборудование подлодки, а корпус подорвать.

Налетова за активное роль в обороне Порт-Артура одарили Георгиевским крестом.

Беда с созданием минного подводного заградителя в Порт-Артуре Налетова не обескуражила. Прибыв в Шанхай после капитуляции Порт-Артура, Миша Петрович подал заявление с предложением выстроить подводную лодку во Владивостоке. Заявление Налетова русским военным атташе в Китае было ориентировано во Владивосток морскому командованию. Но командование не отыскало необходимым даже ему ответить, разумеется, полагая, что предложение относится к умопомрачительным изобретениям, на которые не надо даже уделять свое внимание.

Но Миша Петрович был не таким человеком, чтоб опускать руки. Возвратившись в Петербург, им был разработан новый проект подводного минного заградителя водоизмещением 300 тонн.

29 декабря 1906 года Налетов подал на имя Председателя МТК (Морской технический комитет) прошение, в каком писал: "Желая предложить Морскому министерству подводную лодку по проекту, мною выработанному на базе опыта и наблюдений в Порт-Артуре над морской войной, имею честь просить, если Ваше превосходительство отыщет вероятным, назначить мне время для личного представления вышеупомянутого проекта и дачи разъяснения лицам, на то уполномоченным Вашим превосходительством".

К прошению Налетов приложил копию удостоверения от 23.02.1905, выданного контр-адмиралом Григоровичем И.К., бывшим командиром Порт-Артура ставшим в последствии морским министром. В удостоверении говорилось, что строившаяся в Порт-Артуре "подлодка водоизмещением 25 тонн на подготовительных испытаниях отдала хорошие результаты" и что " сдача Порт-Артура лишила техника Налетова способности окончить постройку подводной лодки, которая в случае окончания работ принесла бы огромную пользу осажденному Порт-Артуру". Миша Петрович рассматривал собственный порт-артурский проект в качестве макета нового проекта подводного минного заградителя.

Налетов в 1908-1914 годах пару раз приезжал в Нижний Новгород, когда семья Золотницких жила на даче на берегу Волги в местечке Моховые Горы в 9 километрах от Нижнего Новгорода. Там Миша Петрович смастерил игрушку – сигарообразную, похожую на современную, подводную лодку длиной 30 см с маленькой башней и "перископом" (маленьким стержнем). Подлодка двигалась под действием пружины. Когда игрушку опускали в воду, она плыла по поверхности около 5 метров, потом погружалась, проплывая такое же расстояние под водой, при всем этом на поверхности оставался только "перископ", потом вновь выходила на поверхность, и снова погружалась, пока не выходил весь завод пружины. Подлодка имела герметический корпус. Как видно Налетов Миша Петрович увлекался подводными лодками, даже делая игрушки…

Новый проект подводного минного заградителя

Морское министерство после поражения в русско-японской войне приступило к подготовке строительства нового флота. Поднялись вопросы: какой флот нужен Рф, также как через Госдуму получить на строительство флота кредиты.

Русский флот с началом войны начал активно пополняться подводными лодками, часть из которых построеили в Рф, а часть заказали и заполучили за границей.

В 1904-1905 годах были заказаны 24 подводные лодки и 3 готовые подлодки заполучили за границей.

В 1906 году, после окончания войны, заказали только 2 подлодки, а в последующем – ни одной! Правда в данное число не заходила подводная лодка Джевецкого С.К. "Почтовый" с единым движком.

Таким макаром, царское правительство в связи с окончанием военных действий потеряло энтузиазм к подводным лодкам. Большая часть офицеры в высшем командовании флотом их роль недооценивало, а краеугольным камнем для новейшей судостроительной программки числился линейный флот. Опыт строительства Налетовым М.П. в Порт-Артуре минного заградителя, естественно, запамятовали. Даже морская литература утверждала, что единственное вооружение подлодок – это самодвижущиеся мины (торпеды).

В данных критериях нужно было иметь ясный мозг и ясно осознавать перспективы развития ф
лота, а а именно, его сурового нового орудия – подводных лодок, чтоб предложить выстроить подводный минный заградитель. Миша Петрович Налетов был конкретно таким человеком.

Узнав, что Морское министерство ничего не делает для сотворения данного нового типа боевых судов, невзирая на то, что их основная мысль сделалась общеизвестной, Налетов М.П. 29 декабря 1906 года подал на имя председателя МТК прошение, содержащее последующее: "Желая предложить Морскому министерству подводную лодку по проекту, который был выработан мною на основании личных наблюдений и опыта морской войной в Порт-Артуре, прошу Ваше превосходительство, если это может быть, назначить мне время для личного представления вышеупомянутого проекта и разъяснения его лицам, которые будут уполномочены Вашим превосходительством".

Налетов к прошению приложил копию удостоверения от 23 февраля 1905 года, которую выдал контр-адмирал Григорович И.К. прошлый командир Порт-Артура, потом ставший морским министром. В данном документе говорилось, что создавшаяся в Порт-Артуре "подводная лодка водоизмещением 25 тонн отдала на подготовительных испытаниях хорошие результаты" и что "сдача Порт-Артура не дозволила технику Налетову окончить постройку подводной лодки, которая принесла бы огромную пользу осажденному Порт-Артуру".

Налетов М.П. рассматривал строящуюся в Порт-Артура подводную лодку в качестве макета нового проекта минного подводного заградителя.

Полагая, что два главных недочета, присущих подлодкам тех пор – малые скорость и район плавания – в последнее время сразу ликвидированы не будут, Миша Петрович разбирает 2 варианта подводной лодки: с малым районом деяния при большой скорости и с огромным районом деяния при маленький скорости.

В первом случае подводная лодка должна была ожидать подхода вражеских судов к порту, около которого находится подводная лодка. Во 2-м случае задачка подлодки состоит из 2-ух частей: переход к порту врага; взрывание вражеских судов.

Налетов М.П. писал: "Не отрицая полезности подводных лодок в береговой обороне, я считаю, что подлодки, приемущественно, должны являться орудием наступательной войны. Для этого лодки должны владеть огромным районом деяния, также вооружаться не только лишь минами Уайтхеда да и минами заграждения. Другими словами, нужно строить не только лишь подводные миноноски береговой обороны, да и подводные миноносцы минные заградители, имеющие большой район деяния".

Эти взоры Налетова М.П. на перспективы развития подводных лодок для тех пор были очень прогрессивными. Нужно привести выражения лейтенанта Бубнова А.Д.: "Подводные лодки ничто другое, как минные банки!" и еще: "Подводные лодки – средство пассивной позиционной войны и не могут решить финала войны как таковое".

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя

Как же техник путей сообщения Налетов М.П. стоял выше морского офицера в вопросах подводного плавания!

Он справедливо гласил о том, что "как и всякая подводная лодка, подводный минный заградитель не нуждается в обладании морем". Во время Первой мировой, через пару лет, данное утверждение Налетова вполне подтвердилось.

Говоря о том, что Наша родина не может выстроить флот, который был бы равен английскому, Налетов М.П. подчеркивал особе значение строительства подводных для Рф: "Полсотни подводных минных заградителей водоизмещением 300 тонн каждый могут каждый месяц ставить 3000-5000 тыщ мин, количество, с которым фактически нереально биться, а это станет предпосылкой полной остановки морской жизни страны, без которой Великобритания либо Япония не сумеют длительно просуществовать.

Проект подводного минного заградителя, который представил в конце 1906 года Налетов М.П. имел последующие свойства:
Водоизмещение – 300 тонн, длина – 27,7 метров, ширина – 4,6 метра, осадка – 3,66 метра, припас плавучести — 12 тонн (4%).
Для надводного хода на заградителе должно было устанавливаться два 150-сильного мотора, а для подводного хода – два 75-сильных электромотора. Данные движки должны были обеспечить подводной лодке надводную скорость в 9 узлов, и подводную — 7 узлов.
Заградитель был д

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,136 сек. | 11.75 МБ