1-ый в мире подводный минный заградитель «Краб». Часть 7. Конец первого подводного минного заградителя «Краб»

Германские войска в конце апреля 1918 года подошли к Севастополю. Чтоб спасти свои корабли от захвата команды миноносцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, а позже и команды линкоров решили уйти в Новороссийск. Но в последний момент команды подводных лодок изменили свое решение и подлодки остались в Севастополе. Там же остались ремонтируемые и устаревшие корабли. Германское командование в июле 1918 года предъявило Русскому Правительству ультиматум, в каком требовалось к 19 июля вернуть в Севастополь флот и передать суда до окончания войны "на хранение". Часть судов Черноморского флота была затоплена в Новороссийске, другая часть взорвана в Севастополе. В Германии 9 ноября произошла революция и войска Германии скоро покинули Крым и Украину, а в Севастополь пришла союзническая эскадра (корабли Франции, Англии, Греции и Италии). Власть перебежала в руки белоснежных. Но в январе-марте 1919 года Красноватая Армия перебежала в пришествие и одержала ряд побед. Были освобождены Николаев, Херсон, Одесса, а потом и весь Крым. Войска Антанты и генерала Врангеля покинули Севастополь. Но перед уходом они увели транспорты и боевые корабли, уничтожив военное имущество и самолеты. На оставшихся старенькых судах отступавшие подорвали цилиндры машин, приведя их в полную негодность.

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 7. Конец первого подводного минного заградителя "Краб"

Британцы 26 апреля 1919 года с помощью буксирного парохода "Елизавета" вывели 11 русских подводных лодок на наружный рейд. Открыв лючки и сделав в их пробоины, они затопили эти подлодки.
Двенадцатую подводную лодку – "Краб" затопили в Северной бухте. Посреди затопленных британцами подлодок были: 3 подводные лодки типа "Нарвал", 2 – типа "Барс" (постройку окончили в 1917 году), подводная лодка "АГ-21", 5 старенькых подлодок и подводный минный заградитель "Краб". Чтоб затопить эту подлодку в районе рубки на левом борту сделали пробоину размером 0,5 м2 и открыли носовой лючок.
Штатская война закончилась. Русская власть начала мирное строительство. В итоге 2-ух войн Азовское и Темное моря стали кладбищами затопленных судов. Для Русской Рф эти суда стали большой ценностью, так как часть из их, может быть и маленькую, можно было отремонтировать, пополнив ими торговый и военный флот Русской Рф, а часть использовать для переплавки на металл, таковой нужный для возрождающейся индустрии.
В конце 1923 года сделали ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особенного предназначения), которая в течение следующих лет являлась основной организацией, которая проводила подъем затонувших кораблей. Посреди 1920-х голов начались работы по розыску и подъему подводных лодок, затопленных 26 апреля 1919 года британцами у Севастополя. В итоге поисков были найдены и подняты подлодки "АГ-21", "Судак", "Лосось", "Налим" и другие.

В 1934 году при поиске затопленных подводных лодок металлоискатель отдал отклонение, которое указывало на наличие огромного количества металла в этом месте. При первом же обследовании обнаружилось, что это подводная лодка. При этом сначала пошевелили мозгами, что это подлодка "Гагара" (тип "Барс") постройки 1917 года, так как предполагалось, что другой подводной лодки в данном месте быть не могло. Но в итоге более кропотливого обследования проведенного в будущем году выяснилось, что это подводный заградитель "Краб", лежащий на глубине 65 метров, зарывшись глубоко в грунт кормой, в крепком на левом борту корпуса имелась пробоина размерами 0,5 м2; перископы и орудия были целы. Работы по подъему начались летом 1935 года. Из-за большой для тех пор глубины затопления подводную лодку решили подымать в несколько шагов, другими словами переводя ее на наименьшую глубину. 1-ые пробы поднять "Краб" предприняли в июне 1935 года, но не удалось оторвать корму от грунта, потому решили размыть грунт под кормой подлодки. Данная работа была очень трудной, так как вывод наверх всей системы грунтоотсосных труб был сложным, а зыбь всю эту систему могла перевоплотить в лом. Также ввиду большой глубины на грунте водолазы могли работа
ть менее 30 минут. Но, невзирая на это к октябрю 1935 года размывку грунта окончили. В период с 4 по 7 октября было проведено три поочередных подъема, заградитель ввели в порт, после этого его подняли на поверхность. Налетовым М.П. был составлен проект восстановления и модернизации подводного минного заградителя.
Но русский военно-морской флот за эти годы ушел далековато вперед в собственном развитии. В составе ВМФ появились 10-ки новых, совершенных подлодок всех типов, включая подводные заградители типа "Л". Надобность в восстановлении уже устаревшей подводной лодки "Краб", естественно, отпала. Потому после подъема у Севастополя "Краб" был сдан на слом.

Заключение

С того времени, как минный заградитель "Краб" выполнил свою первую минную постановку у Босфора, прошло более 85 лет… 62 года – со времени, как закончило биться сердечко профессионального изобретателя и восхитительного русского патриота Налетова Миши Петровича. Но имя его не будет позабыто.

Германия стала первой из зарубежных держав, которая оценила значимость изобретения Налетова М.П., о котором германские мореплаватели и спецы, непременно, узнали еще при постройке "Краба" в Николаеве от представителя заводов Круппа Кертинга, который нередко посещал Морское министерство Рф.

В Германии во время Первой мировой было заказано и выстроено 212 подводных минных заградителей. Любой из их нес от 12 до 18 мин. Только огромные "U-71" — "U-80" несли по 36 мин, "U-117" — "U-121" – от 42 до 48 мин, но надводное водоизмещение последних составляло 1160 тонн, другими словами вдвое больше водоизмещения подводной лодки "Краб".
Даже заказанные в год окончания войны подводные минные заградители Германии, водоизмещение которых фактически не отличались от водоизмещения подводного минного заградителя "Краб", уступали российскому заградителю.

Сравнительные свойства подводных минных заградителей «U-119» – «U-192»/«Краб»:
Водоизмещение надводное (подводное) – 510 т (580 т)/533 т (736 т);
Мощность моторов – 2 х 240 л.с. и 2 х 310 л.с./4 х 300 л.с. и 2 х 330 л.с.;
Скорость надводная (подводная) – 11,5 узлов (6,6 узлов)/11,8 узлов (7,1 узлов);
Количество мин – 14/60;
Число торпедных аппаратов – 3/2.

В Германии устройства Налетова не знали, и они сделали свое, состоящее из 6 спец. колодцев, расположенных с уклоном 24 градуса к корме подводной лодки. В каждом из таких колодцев располагалось по 2-3 мины. Нижние и верхние концы колодцев не запирались. Во время подводного хода заградителя струи воды двигали мины к нижним отверстиям колодцев, таким макаром, облегчалась постановка мин. Как следует, подводные минные заградители германского производства ставили мины "под себя". Из-за этого они становились жертвами собственных мин. Такая судьба поняла заградители "UC-9", "-12", "-32", "-44" и "-42", при этом последний заградитель затонул в сентябре 1917 года, другими словами спустя два года после вступления в строй минных заградителей данного типа.

Личный состав к тому времени был должен, непременно, уже отлично освоить устройство постановки мин. Германских подводных заградителей погибших по данной причине было, возможно, больше, чем 5, так как часть минных заградителей "пропала без вести", и возможно, некие из их подорвались на собственных минах во время их постановки.
1-ое германское устройство постановки мин оказалось, таким макаром, очень ненадежным и небезопасным для самих подлодок. Только на огромных заградителях ("UС-71" и др.) данное устройство имело другую конструкцию.
На данных подводных лодках мины хранились на горизонтальных стеллажах в крепком корпусе. Со стеллажей они вводились в две особые трубы, которые оканчивались в кормовой части заградителя. Любая из труб служила для размещения только 3-х мин. После постановки данных мин функцию ввода в трубы следующих мин повторяли.

Естественно, что при схожем устройстве для постановки дополнительно требовались спец. цистерны, та как ввод мин в трубы и их постановка являлись предпосылкой перемещения центра масс подводной лодки и дифферента, что компенсировали приемом и перекачкой воды. Отсюда видно, что последнее устройство системы для постановки мин, которое было принято на неких подводных заградителях Германии, еще труднее системы Налетова М.П.

В русском флоте, к огорчению, ценный опыт сотворения подводного минного заградителя не был применен еще длительное время. Правда, как упоминалось выше, еще в 1907 году на Балтийском заводе разработали два вар

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,129 сек. | 11.42 МБ