Сталкиваясь с культурой Майа, мы не находим там ни богов, ни верований; они спрятаны в их таинственных текстах, и первое, что приковывает наше внимание – это числа.
Числами наполнены и первоначальные тексты о «сотворении», и более поздние. Сложно поверить, что всю историю человечества можно описать одними числами, а если быть точнее, то тринадцатью числами и двадцатью символами.
Чтобы понять числа как гармонические качества, проведем аналгию с фракталами и музыкой.
Известно, что фракталам свойственно постоянно сохранять пропорциональность. К примеру, если мы возьмем 36-градусный сегмент круга, то независимо от изменений диаметра окружности, он всегда будет оставаться равным тридцати шести градусам, к тому же по нему легко восстановить всю окружность. Таким образом, и в общей природе бытия по какой-то доступной части чего-то целого, мы легко можем установить все целое.
Данный принцип приемлем и для обертонов. Каждую музыкальную ноту можно обозначить числом, например, «до» — 1, «ре» — 2 и так далее до семи. Восьмым тоном уже является «до» следующей октавы. Любой тон октавы имеет обертоны как в более низких, так и в более высоких октавах, иными словами, тон одной октавы способен находить отклик в других октавах.
Это сравнение показывает, что число, которое олицетворяет чувственные и ментальные качества, обладает обертонами бесконечной значимости и глубины, и способно выражать целый спектр потенциальных возможней. Также данная аналогия полностью подтверждает тот факт, что огромное многообразие возможностей может быть выражено в достаточно ограниченном наборе чисел.
Если мы внимательно рассмотрим некоторые примеры, ты мы сможем выявить взаимопроникновение различных чисел.
Итак, число 13 является фракталом 130 (то есть, 13х10), а число 144 – это фрактал 1 440 (144х10). Иными словами, мы из 13 воссоздали 130, а из 1 440 извлекли 144. Фракталы 13 и 144 образуют серию пропорций, неизменную для всего ряда кратных им чисел. Подобную аналогию можно провести с каждым числом, и это доказывает, что любое число образует бесконечный фрактальный тональный ряд.
Так, продолжим пропорцию с числом 13: 130, 1300, 13000 и так далее. Количество нулей в данном случае рассматривается как мерило высоты тонов, как увеличение частот.
Также с фракталами связаны множители числа. Так, к примеру, число 130 представляет собой результат произведения 2 и 65, и эти множители, в свою очередь, могут создавать свой фрактальный ряд с различной сохраняемой пропорцией.
Известно, что практически все ключевые фракталы системы Майа связаны с множителями 4, 9, 13, а если вспомнить, о чем мы говорили немного выше (144=9х16, 130=13х10…), то мы можем смело заявить, что разнообразие делителей больших целых чисел является мерилом степени их гармоничности.