По следам томных крейсеров

По следам тяжелых крейсеров

В 1962 году вышло звучное ЧП на крейсере «Лонг Бич». В процессе учебных стрельб в присутствии высокопоставленных лиц страны, посреди которых был сам президент Кеннеди, новый атомный ракетный крейсер не сумел перехватить воздушную мишень. Раздраженный Кеннеди, поинтересовался составом вооружения «Лонг Бич». Узнав, что на крейсере стопроцентно отсутствует артиллерия (имеется только 4 ракетных комплекса), он, как прошлый мореплаватель, посоветовал добавить пару орудий универсального калибра.

Вот так, смелая мысль выстроить корабль с чисто ракетным орудием потерпела крах. Скоро Кеннеди был убит, а ракетный крейсер «Лонг Бич» с того времени носил на палубе две 127 мм пушки. По драматичности судьбы, за 30 лет службы крейсер никогда не применил свою артиллерию, зато часто стрелял ракетами. И, каждый раз, попадал в цель.

На другой стороне океана происходили подобные процессы. Сходу после погибели Иосифа Сталина, в 1953 году было прекращено строительство томных крейсеров проекта 82 «Сталинград» (полное водоизмещение – 43 тыс. тонн). Командование Военно-морского флота, в том числе знаменитый адмирал Н.Г. Кузнецов, совершенно точно высказалось против этих кораблей: сложных, дорогих, и, к тому времени, уже морально устаревших. Расчетная дальность плавания «Сталинграда» не превосходила 5000 миль 15-узловым ходом. По всем остальным характеристикам тяжкий крейсер на 10-20% уступал забугорным аналогам, много вопросов вызывало его зенитное вооружение. Даже красивые 305 мм орудия не могли спасти положение – морской бой угрожал перевоплотиться во вторую Цусиму.

Но, прямо до середины 1950-х годов, СССР не имел реальных технических способностей для сотворения массивного океанского ракетно-ядерного флота и был обязан строить корабли с обыденным артиллерийским и торпедно-минным вооружением. В период с 1949 по 1955 г. корабельный состав ВМФ СССР пополнился четырнадцатью артиллерийскими крейсерами проекта 68-бис (тип «Свердлов»). Вначале предназначенные для оборонительных действий в прибрежных водах, эти 14 кораблей скоро оказались одними из немногих действенных средств ВМФ СССР для нанесения парализующих ударов по авианосным ударным группировкам «вероятного противника». В моменты обострения интернациональной обстановки крейсера пр. 68-бис намертво «приклеивались» к южноамериканским АУГ, грозя в хоть какой момент обрушить на палубы авианосцев сотки килограмм смертоносного металла из собственных 12-ти 152 мм орудий. При всем этом сам крейсер мог не заострять внимания на огнь 76 мм и 127 мм орудий американских эскортных крейсеров – толстая броня накрепко защищала экипаж и механизмы от таких простых боеприпасов.

По следам тяжелых крейсеров

Крейсер "Миша Кутузов" проекта 68-бис.
Водоизмещение 18 тыс. тонн, масимальная скорость хода 35 узлов, воружение: 12х152 мм орудий головного калибра, 12х100 мм орудий универсального калибра, 8 зенитных автоматов АК-230. Бронепояс — 100мм.

Посреди любителей военно-морской истории существует мировоззрение, что постройка 3-х томных крейсеров типа «Сталинград» заместо 14 «68-бис» могла существенно усилить потенциал ВМФ СССР – девять 305 мм орудий томного крейсера могли несколькими залпами потопить ударный авианосец, а их дальность огня в разы превосходила дальность стрельбы 152 мм орудий. Как досадно бы это не звучало, действительность оказалась более житейской – дальность плавания крейсеров пр. 68-бис достигала 8000 морских миль на оперативно-экономической скорости хода 16-18 узлов – довольно чтоб действовать в любом районе Мирового океана (как было отмечено ранее, расчетная дальность плавания «Сталинграда» была практически дважды меньше: 5000 миль на 15 уз.). Тем паче, время не позволяло ожидать – требовалось как можно резвее насытить ВМФ СССР новыми кораблями. 1-ые «68-бис» вступили в строй уже в 1952 году, тогда как постройка «Сталинградов» могла быть завершена только к концу 50-х годов.

Очевидно, в случае реального боевого столкновения 14 артиллерийских крейсер
ов тоже не гарантировали фуррор – во время слежения за авианосными группировками ВМС США над русскими кораблями вился рой палубных штурмовиков и бомбардировщиков, готовых по сигналу накинуться на свою жертву со всех румбов. По опыту 2-ой мировой понятно, что при атаке авиации на крейсер, аналогичный по конструкции «68-бис», от момента начала атаки до момента, когда мачты корабля прятались в волнах, проходил временной просвет 8-15 минут. Крейсер терял боеспособность уже в 1-ые секунды атаки. Способности ПВО «68-бис» оставались на том же уровне, а скорость реактивных самолетов возросла в разы (скороподъемность поршневого «Эвенджера» — 4 м/с; скороподъемность реактивного «Скайхока» — 40 м/с).

Казалось бы, совсем проигрышный расклад. Оптимизм русских адмиралов основан был на том, что единственное удачное попадание может обездвиживать АУГ – довольно вспомнить стршный пожар на палубе авианосца от случаем сработавшего 127 мм НУРС. Крейсер и его 1270 человек экипажа, естественно, погибнут гибелью храбрых, но АУГ существенно утратит свою боеспособность.
К счастью, все эти теории остались неподтвержденными. Крейсера «68-бис» вовремя появились на просторах океана и честно служили 40 лет в составе ВМФ СССР и ВМС Индонезии. Даже когда базу ВМФ СССР составляли атомные подводные ракетоносцы и галлактические системы целеуказания, старенькые крейсера все еще использовались в роли кораблей управления, а в случае необходимости, могли принять на свои палубы батальон морской пехоты и поддержать огнем десант.

Бесславные подонки

В годы Прохладной войны в странах НАТО была принята авианосная концепция развития флота, искрометно показавшая себя во время 2-ой мировой. Все главные задачки, в том числе удары по надводным и наземным целям, возлагались на авианосцы – палубные самолеты могли поражать объекты на удалении сотен км от эскадры, что давало мореплавателям исключительные способности для контроля морского места. Корабли других типов делали в большей степени эскортные функции либо использовались в качестве противолодочных средств.

По следам тяжелых крейсеров

HMS Vanguard, 1944 год. Один из наилучших линкоров по совокупы черт. Водоизмещение — 50 тыщ тонн. Главный калибр — восемь 381 мм орудий. Пояс оплота — 343…356 мм броневой стали


Огромным пушкам и толстой броне линкоров не нашлось места в новейшей иерархии. В 1960 году Англия выслала на слом собственный единственный линкор «Вэнгард». В США в 1962 году были сняты с вооружения относительно новые линкоры типа «Саут Дакота». Единственным исключением стали четыре линейных корабля типа «Айова», два из которых успели принять роль в операции против Ирака. Последние полста лет «Айовы» временами появлялись на морских просторах, чтоб, после обстрела побережья Кореи, Вьетнама либо Ливана, вновь пропасть, уснув на долголетней консервации. Разве такое назначение для собственных кораблей лицезрели их создатели?

Ракетно-ядерная эра изменила все представления о обычных вещах. Из всего состава ВМФ только стратегические подводные ракетоносцы могли отлично действовать в глобальной ядерной войне. В остальном, военно-морской флот утратил свое значение и переквалифицировался на выполнение полицейских функций в локальных войнах. Не избежали этой участи и авианосцы – за прошедшие полста лет за ними стойко закрепился стиль «агрессоров против государств третьего мира», способных только биться с папуасами. По сути это массивное морское орудие, способное за час исследовать 100 тыс. кв. км поверхности океана и наносить удары за многие сотки км от борта корабля, создавалось совершенно для другой войны. Но, к счастью, их способности остались невостребованы.

Действительность оказалась еще больше обескураживающей: в то время, как супердержавы готовились к мировой ядерной войне, совершенствуя противоатомную защиту кораблей и демонтируя последние слои брони, по всему Земному шару росло число локальных конфликтов. Пока стратегические подлодки скрывались подо льдами Арктики, обыденные эсминцы, крейсера и авианосцы делали свои обычные функции: обеспечивали «бесполетные зоны», проводили блокаду и деблокаду морских коммуникаций, оказывали огневую поддержку наземным войскам, делали роль судьи в интернациональных спорах, одним своим присутствием пр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,119 сек. | 11.45 МБ