Победы и поражения Ливонской войны. Часть 3

Победы и поражения Ливонской войны. Часть 3

Ведя боевые деяния в Ливонии и Величавом княжестве Литовском, Российское правительство было вынуждено держать оборону на южных рубежах, где совершали свои набеги крымские татары и ногайцы. Это вынудило столичное правительство осенью 1564 года заключить перемирие со Швецией. Москва признала переход под власть шведов Ревеля (Колывани), Пернау (Пернова), Вейсенштейна и ряда других городов и крепостей на севере бывшей ливонской Эстляндии. Перемирие было подписано в сентябре 1564 года в Юрьеве.

Это позволило королевским войскам перейти в большое пришествие против Величавого княжества Литовского. В октябре 1564 года российская армия выступила из Величавых Лук и 6 ноября захватила крепость Озерище. После чего российские власти, закрепляя своё присутствие в Полоцкой земле, начинают строить на западных границах новые крепости: в 1566-1567 гг. были построены Козьян, Ситно, Красноватый, Сокол, Суша, Туровля, Ула и Усвят. Литовские власти, стремясь укрепить свои позиции в тяжёлой войне с Столичным королевством, пошли на объединение Польшей. 1 июля 1569 года депутаты польского и литовского сеймов на общем сейме, созванном в Люблине, утвердили унию, муниципальный альянс меж Царством Польским и Величавым княжеством Литовским, который сделал единое федеративное правительство – Речь Посполитую. Это событие в конечном итоге оказало решающее воздействие на финал Ливонской войны.

Но стратегический перелом в войне произошёл далековато не сходу. Величавое княжество Литовское понесло тяжёлые утраты и нуждалось в мирной передышке. Иван Васильевич принял предложения польского короля о перемирие. Летом 1570 года было заключено трехлетнее перемирие меж Русским государством и Речью Посполитой. По его условия во время этого срока сохранялся статус-кво. К Русскому королевству отходили Полоцк, Ситно, Озерище, Усвяты и еще несколько замков.

Война в Прибалтике

Иван Суровый решил пользоваться этим временем, чтоб нанести решающий удар по шведам. В Шведском царстве в это время был свергнут Эрик XIV, новым владыкой стал брат потерявшего трон монарха Юхан III, женатый на сестре польского короля Сигизмунда II Августа Екатерине Ягеллонке. Юхан порвал союзный контракт с Россией, который был заключен его предшественником сначала 1567 года. В Стокгольме было ограблено российское посольство, прибывшее для ратификации союзного соглашения. Это было серьёзное оскорбление Москвы, война становилась неминуемой.

Готовясь к удару по Ревелю, Иван Суровый решил переманить к себе часть местного германского дворянства. Не считая того, Москва находила союза с Данией, которая враждовала со Швецией. Для этого на занятой русскими войсками части Ливонии было сотворено вассальное царство, его правителем стал брат младший брат датского короля Фредерика II – царевич Магнус (в российских источниках его называли «Арцимагнусом Крестьяновичем»). Магнус породнился с династией Рюриковичей, был женат на двоюродной племяннице царя Ивана Васильевича Марии Владимировне, княжне Старицкой — дочери князя Владимира Андреевича. Магнус прибыл в Москву в июне 1570 года и был осыпан милостями, провозглашен «королем Ливонским». Российский правитель выпустил на свободу всех пленных германцев, чтоб усилить позиции «короля». Царевич привел не много боец, Дания не отправила флот на помощь, но Иван Суровый провозгласил его главнокомандующим русскими войсками, посланными против шведов.

Осада Ревеля. 21 августа 1570 года 25-тыс. русско-ливонское войско во главе с Магнусом и воеводами Иваном Яковлевым и Василием Умным-Колычевым подошло к Ревелю. Горожане, принявшие шведское подданство, отказались от предложения принять подданство Магнуса. Началась тяжелая и долгая осада отлично укрепленного городка. Российская армия к этому времени имела уже большой опыт по взятию ливонских твердынь. Напротив ворот были сооружены огромные древесные башни, на которых установили орудия, ведущие обстрел городка. Но сейчас такая стратегия не принесла фуррора. Горожане вели активную оборону, нередко делали вылазки, разрушая осадные сооружения. Не считая того, численность русско-ливонской армии была недостаточна для взятия таковой большой и сильной крепости-города ш
турмом. Но осада была продолжена, российское командование возлагало надежды взять крепость зимой, когда шведский флот не сумеет поставлять в Ревель подкрепления и запасы. Осада перебежала в пассивную стадию, когда российские и ливонские отряды занимались опустошением окружностей, настроив против себя население, не предпринимая активных действий против крепости.

Шведский флот сумел до пришествия холодов поставить в город нужные подкрепления, боеприпасы, провиант и дрова. Это облегчило положение осаждённых. Не принёс фуррора и обстрел Ревеля зажигательными снарядами, который начался посреди января 1571 года. Продолжение осады становилось глупым, только отвлекая от решения других задач значимые силы российской армии. 16 марта 1571 года осада была снята.

В 1571 году шведы попробовали штурмовать российское королевство с севера – летом неприятельский флот в первый раз вошёл в Белоснежное море. Объединенная эскадра из кораблей Швеции, Голландии и Гамбурга появилась у Соловецких островов. Но по неведомой причине интервенты не отважились штурмовать монастырь, который ещё не имел укреплений и ушли без боя.

Новый поход в Эстляндию. Иван Суровый решил продолжить пришествие на шведскую Эстляндию, воспользовавшись гибелью польского короля Сигизмунда Августа (7 июля 1572), прервавшей династию Ягеллонов и наступившим «бескоролевьем» в Речи Посполитой. Российское командование сменило стратегию: Ревель временно оставили в покое, переключившись на захват других городов и крепостей, не имевших настолько сильной обороны, и полное вытеснение противника из области. Столичное правительство рассчитывало, что утратив все городка и укрепления, шведы не сумеют удержать и Ревель. Этот план принёс фуррор российской армии.

В конце 1572 года Иван Суровый возглавил новый поход в Прибалтику. В декабре 80-тыс. российская армия осадила опорный пункт шведов в центральной Эстляндии – Вейсенштейн (Пайде). В этот момент в замке было всего 50 воинов во главе с Гансом Бойе. После массивного артиллерийского обстрела, на 6-ой денек осады 1 января 1573 года замок был взят приступом. Во время этого боя умер любимчик царя Григорий (Малюта) Скуратов-Бельский.

Продолжение боевых действий. После взятия Вейсенштейна, Иван Суровый возвратился в Новгород. Военные деяния в Прибалтике длилось и весной 1573 года, но в это время российская армия была уже ослаблена переброской наилучших полков на южные рубежи.

16-тыс российское войско под началом Симеона Бекбулатовича, Ивана Мстиславского и Ивана Шуйского продолжило пришествие и взяло Нейгоф и Каркус, после этого подошло к замку Лоде в Западной Эстляндии. К этому моменту в российском войске было 8 тыс. воинов (по шведским слухам 10 тыс.). Российские повстречали 4 тыс. (по шведским данным в отряде было около 2 тыс. человек) шведский отряд генерала Клауса Тотта. Невзирая на существенное численное приемущество, российское войско было разбито и понесло огромные утраты. Умер в бою и командир полка Правой руки – вельможа Иван Шуйский.

Но это поражение не сказалось на стратегической обстановке. Российские войска продолжали одерживать победы: в 1575-1576 гг. они при поддержке приверженцев Магнуса заняли всю Западную Эстляндию. 9 апреля 1575 года была захвачена крепость Пернов. Капитуляция Пернова и милостивое воззвание фаворитов с покорившимися, предназначило последующую кампанию. Сравнимо маленькому 6-тыс. русскому отряду сдались крепости Лоде (Коловер), Гапсаль и Падис. «Король» Магнус захватил замок Лемзель. В итоге в 1576 году план кампании был реализован – российские войска захватили все городка и крепости Эстляндии, не считая Ревеля.

Пробы шведом организовать контрнаступление провалились. Так, в 1574 году шведское командование организовало морской поход. Шведский десант был должен совершить внезапное нападение на Нарву, но буря прибила огромную часть судов к берегу, где они стали легкой добычей российских ратников.

Борьба за Польшу

Невзирая на успехи на Прибалтийском фронте и беды шведов, ситуация оставалась шаткой. Российское правительство могло одерживать победы до того времени, пока противники не организуют одновременное пришествие. Решительный перелом в пользу врагов Рф был связан и именованием профессионального полководца Стефана Батория. Он был происхождением из влиятельного трансильванского рода Батори. В 1571—1576 гг. — трансильванский князь. В Речи Посполитой, после бегства Генриха Валуа в 1574 году (он предпочёл Францию Польше), опять наступил период бес

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 54 | 0,216 сек. | 12.98 МБ