Под волнами Балтики

Балтийское море имеет ряд существенных различий от северных морей. Малые глубины являются огромным затруднением для действий подводных лодок, но с другой стороны, дают дополнительные шансы на спасение. Что и будет доказано далее.

В денек нападения Германии на СССР подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота насчитывали 69 единиц и были сведены в 3 бригады и отдельный учебный дивизион при учебном отряде подводного плавания. 1-я бригада предназначалась для действий в южной и центральной части Балтийского моря, 2-я бригада для действий в Финском и Ботническом заливов, в учебную бригаду входили все строящиеся и серьезно ремонтирующиеся подводные лодки. Субмарины базировались по всему русскому балтийскому побережью, включая местность только-только вошедших в состав СССР Прибалтийских республик и арендованную у финнов ВМБ Ханко.

По уровню боевой готовности подводные лодки делились на три полосы. 1-ая включала в себя на сто процентов боеготовые подводные лодки, т. е. не имевшие перерыва в боевой подготовке кроме зимнего периода. Хотя, начиная с 1940 года, подготовка проводилась в течение всего года без деления на летний и зимний периоды, сезонность в ее проведении оставалась. 2-ая линия включала в себя подводные лодки, находящиеся в ремонте, или имеющие значительную смену личного состава. К третьей полосы относились подводные лодки, вновь построенные и не так давно вступившие в строй. К началу войны КБФ насчитывал только 4 подводные лодки первой полосы. («М-78», «М-79», «М-96» и «М-97»). Другие подводные лодки входили во вторую линию (26 единиц) и числились относительно боеспособными, считались на оргпериоде (11 единиц), либо «вне линии», т.е. в ремонте.

Необходимо подчеркнуть, что противник в это время не вел активных боевых действий на Балтике. Числилось, что незачем. Основной упор делался на захват баз сухопутными силами.

1941 год
На первом шаге вторжения немцы закончили свое судоходство по Балтийскому морю, но спустя три недели, к 12 июля вернули его в полном объеме. Так что недочета в целях не было. Фактическим итогом действий русских подводных лодок на Балтике в июне-июле 1941 года стали приговоры военных трибуналов о расстреле командиров «С-8» и «Щ-308». 1-я бригада была фактически разгромлена, утратив из собственного состава к сентябрю 1941 года 13 подводных лодок из 24 числящихся в ее составе к началу войны.

Фронт быстро откатывался на восток. Обстановка на театре развивалась так стремительно, что командиры лодок, выходя в море, не знали в какую базу им придется ворачиваться. В конце августа русские войска оставили Главную базу флота Таллин, а сентябре немцы были уже у Ленинграда. Флот опять оказался запертым в «Маркизовой луже». Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, командование КБФ приняло меры к переброске части подводных лодок на другие театры. Строящиеся «малютки» XV серии («М-200», «М-201», «М-202», «М-203», «М-204», «М-205» и «М-206») были по внутренним аква путям переведены в Астрахань, где к концу войны три из их удалось достроить. На Каспий были так же перебазированы недостроенные «С-19», «С-20», «С-21» и экспериментальная «М-401». В Молотовск (сейчас Северодвинск) переведены для достройки имевшие высшую степень готовности «Л-20» и «Л-22».

Под волнами Балтики

На Север были высланы новые «К-22», «К-3», «С-101» и «С-102». Три последние успели в исходный период войны совершить по одному боевому походу на Балтике.

Действительный результат боевых действий подводных лодок КБФ за 1941 год составляет смерть 1-го транспорта водоизмещением 3.784 брт и подводной лодки «U-144» в 26 торпедных атаках. Результаты 3-х атак неопознаны. На минах, выставленных русскими подлодками в 1941 году, может быть, погибли 1 тральщик и 3 транспорта (1.816 брт). Артиллерией повреждено 1 судно.

1942 год
Главные острова Гогландского плеса были в руках противника. Это позволяло германцам и финнам перекрыть доступ русским подводным лодкам в Балтийское море. Готовясь к летней кампании 1942 года, противник установил на островах посты наблюдения, радиопеленгаторные и гидроакустические станции. 9 мая немцы начали постановку мин в Финском заливе. Подновлялись и усиливались старенькые заграждения, устанавливались новые. Более необъятными и бессчетными из их были «Насхорн» (меж Порккала-Удд и полуостровом Найсаар, всего 1.915 мин) и «Зееигель
» (восточнее Гогланда, всего 5.779 мин, 1.450 минных защитников, 200 подрывных шашек). Всего весной – летом 1942 года германцами в Финском заливе выставлено 12.873 мины. Вкупе с минами, которые были выставлены в прошедшем году, их количество в Финском заливе превышало 21 тыщу. Конкретно у заграждений было развернуто более сотки разных кораблей и катеров. Таким макаром, образовался противолодочный предел глубиной более 150 миль.

Невзирая на это, результаты действий наших подводников были более значительными.

Под волнами Балтики

По подтвержденным после войны данным было потоплено 15 судов (32.415 брт) торпедами, 2 (2.061 брт) артиллерией, 5 транспортов (10.907 брт) погибло на минах. Всего 22 судна (45.383 брт). Утраты германцев и их союзников на Балтике в 1942 году составили наименее 1% грузооборота. Казалось, итог незначителен, но он превосходит итог 41 года. Плюс заставлял германцев и финнов завлекать значимые ресурсы для сопровождения кораблей и борьбы с нашими подводными лодками.

1943 год
Активные деяния русских субмарин на Балтике в 1942 году принудили противника принять меры к недопущению прорыва подводных лодок КБФ на коммуникации подвоза стратегических материалов и сырья. Для этого было решено надёжно закрыть выход из Финского залива сетевыми заграждениями, хотя заготовка сетей стоила огромных вещественных издержек. Не считая того, немцы и финны существенно усилили силы ПЛО, расширили и подновили минные поля.

28 марта, как в западной части Финского залива растаял лед, началась установка сетей. В течение апреля – мая полторы сотки германских и финских кораблей и катеров занимались оборудованием противолодочного заграждения. Сразу выполнялись минные постановки. Чтоб предохранить сеть от повреждений во время штормов, ее высота не доходила до дна, но для того, чтоб подводные лодки не могли проходить меж грунтом и сетью, предусматривалась установка донных мин. К 9 мая оборудование противолодочного рубежа было завершено. Кроме сетей, противник установил не считая уже имевшихся, 9834 мины и 11244 минных заступника. Подводные лодки начали погибать одна за другой. Показательно полнейшее бездействие командования Балтийского флота, не приложившего полностью никаких усилий для срыва постановки минных и сетевых заграждений.

Под волнами Балтики

В связи с смертью 5 приготовленных экипажей командование КБФ наконец приняло решение воздержаться от предстоящей посылки подводных лодок в море. Исключение составляли только «малютки», которые сделали несколько походов с задачей ведения разведки и посадки разведгрупп на острова Гогланд и Большой Тютерс. Две «малютки» были переведены на Ладожское озеро, где так же в главном занимались ведением разведки и посадкой разведгрупп на местности противника. За всю кампанию 1943 года подводные лодки КБФ провели всего две торпедных атаки, которые оказались безрезультативными.

1944 и 1945 годы
Всю первую половину 1944 года подводные лодки КБФ проводили боевую подготовку и ремонт. Финский залив был перекрыт сетями, потому, беря во внимание опыт предшествующего года, о попытке форсирования противолодочного рубежа не могла быть и речи. Исключение составляли 5 подводных лодок, которые действовали на Ладожском озере. В конце июня они сделали несколько походов в интересах войск Карельского фронта.

Обстановка круто поменялась сначала сентября, когда Финляндия вышла из войны. Хотя посланная на разведку состояния неприятельской ПЛО в Нарвском заливе «М-96» пропала без вести, возможно, подорвавшись на мине заграждения «Зееигель», очень скоро с формального согласия финских властей подводные лодки КБФ получили возможность выйти в открытую часть Балтики. Переходы проводились по финским шхерным фарватерам при участии финских лоцманов. В Поркккала-Удд развертывалась военно-морская база. Русские подводные лодки стали базироваться на Ханко, Хельсинки и Турку. 22 сентября 1944 года Красноватая Армия высвободила столицу Эстонии. Германский противолодочный предел терял свое значение. 26 сентября Швеция закончила поставки Германии стальной руды, лишив Рейх нужного стратегического сырья.

Под волнами Балтики

Современные подсчеты потопленных неприятельских кораблей смотрятся так: в 1944 году подводниками Балтики потоплено 16 транспортов (35.580 брт), 1 корабль и 1 вспомогательное судно, в 1945 году – 10 транспортных судов (59.410 брт) и 4 корабля.

Результат: за время боевых действий подводники Балтики потопили 52 транспорта и 8 кораблей (142 189 брт).

Наши утраты составили 46 лодок. Статистика такая:
Погибло на минах – 18
Уничтожено кораблями противника – 5
Торпедировано лодками противника – 5
Взорваны своими экипажами – 6
Уничтожены авиацией – 1
Уничтожены артобстрелом с суши – 1
Пропали без вести – 10 (вероятнее всего, причина – мины).

23.06.1941. «М-78» (командир старший лейтенант Д.Л.Шевченко). При переходе из Либавы в Усть-Двинск в паре с «М-77» близ Виндавы торпедирована в районе в точке с координатами 57°28′ с.ш.; 21°17′ в.д. германской ПЛ «U-144» (командир капитан-лейтенант Гердт фон Миттельштадт). Погибло 16 человек (весь экипаж), в том числе командир 4-го Дивизиона ПЛ капитан-лейтенант С.И.Матвеев. В 1999 году найдена совместной латвийско-шведской экспедицией на глубине 60 м.
Боевых походов не сделала.

23.06.1941. «М-71» (командир капитан-лейтенант Л.Н.Костылев). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из за угрозы захвата противником.
Практически весь личный состав подлодки пропал без вести в боях за Либаву.
Боевых походов не сделала.

23.06.1941. «М-80» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Мочалов). Находилась на ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из за угрозы захвата противником.
Боевых походов не сделала.

23.06.1941. «С-1» (командир капитан-лейтенант И.Т.Морской). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата противником. Экипаж во главе с командиром ушел из городка на ПЛ «С-3».
Боевых походов не сделала.

Под волнами Балтики

23.06.1941. «Ронис» (командир капитан-лейтенант А.И.Мадиссон). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата противником.
Боевых походов не сделала.

Под волнами Балтики

23.06.1941. «Спидола» (командир старший лейтенант В.И.Бойцов). Находилась на ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником.
Боевых походов не сделала.

Под волнами Балтики

24.06.1941. «С-3» (командир капитан-лейтенант Н.А.Костромичев). Около 23 часов 23 июня не окончив ремонт и не имея способности погружаться вышла из Либавы. На борт лодки взят экипаж ПЛ «С-1» (40 человек) во главе с командиром и рабочие завода «Тосмаре» (около 20 человек). Около 6 часов утра последующего денька перехвачена топедными катерами «S-35» и «S-60» и после полуторачасового артиллерийского боя потоплена. По данным противника взято трое пленных, (некие источники молвят о пленении 9 человек).Тело командира лодки капитан-лейтенанта Костромичева прибило к острову Саарема, где было похоронено.
Погибло 42 члена экипажа «С-3», 40 человек экипажа «С-1» и неустановленное количество рабочих, представителей компаний Ленинграда, командированных на судоремонтный завод «Тосмаре».
Боевых походов не сделала.

25.06.1941. «М-83» (командир старший лейтенант П.М.Шалаев). С 22 июня лодка находилась в базисном дозоре у Либавы. 25 июня в итоге атаки авиации получила повреждение перископа и обязана была возвратиться на базу когда в Либаве уже шли уличные бои. Вторично получив повреждения и не имея способности уйти, приняла артиллерийский бой, а по окончании боезапаса взорвана экипажем. В боях за Либаву практически весь экипаж (исключение составили 4 человека) подлодки во главе с командиром погибла, пропала без вести либо попала в плен.
1 боевой поход.
22.06.1941. – 25.06.1941.
В атаки не выходила.

27.06.1941. «М-99» (командир старший лейтенант Б.М.Попов). Торпедирована в районе острова Утё в точке 59°20′ с.ш./ 21°12′ в.д. германской ПЛ «U-149» (командир капитан-лейтенант Хорст Хёлтринг). Погибло 20 человек (весь экипаж).
2 боевых похода.
22.06.1941 – 23.06.1941
24.06.1941 – +
В торпедные атак
и не выходила.

29.06.1941. «С-10» (командир капитан 3 ранга Б.К.Бакунин). Пропала без вести. 23 июня вышла на позицию к Пиллау. 25 июня в Данцигской бухте лодка подвеглась атакам сил ПЛО противника. 28 июня сказала, что не может погружаться и преследуемая катерами идет к Либаве. С утра последующего денька с «С-10» получено сообщение – «Терплю бедствие. Нуждаюсь в незамедлительной помощи». Больше на связь не выходила. Возможно, погибла в итоге приобретенных повреждений, нанесенных силами ПЛО противника, либо подрыва на мине, потому что бой 29 июня по германским данным не зафиксирован. Умер 41 человек.
Погибла в первом боевом походе.

01.07.1941. «М-81» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Зубков). При следовании с отрядом кораблей в кильватере плавбазы «Иртыш» из Куйвасте в Палдиски подорвалась на мине в районе банки Лайне в проливе Мухувяйн. Погибло 12 членов экипажа, 3 человека спасено. Поднята в 1965 году. Экипаж похоронен в Риге.
Сделала один боевой поход. В атаки не выходила.

21.07.1941. «М-94» (командир старший лейтенант Н.В.Дьяков). Торпедирована германской ПЛ «U-140» (командир капитан-лейтенант Ганс Юрген Хейригель) в проливе Соэла Вяйн южнее маяка Ристна. Торпеда попала в корму лодки, а потому что глубина в месте смерти не превосходила 20 метров, «М-94» затонула кормой с дифферентом 60° так, что нос лодки на 3-4 метра оставался на поверхности и в таком положении оставался около 2-ух часов. Шедшая в паре «М-98» сняла с носовой части 3-х человек, в том числе и командира, ещё восьмерым удалось покинуть лодку через рубочный лючок. Погибло 8 человек. В неких источниках атака «М-94» приписывается «U-149».
2 боевых похода.
25.06.1941 – 29.06.1941.
21.07.1941 — +
В торпедные атаки не выходила.

02.08.1941. «С-11» (командир капитан-лейтенант А.М.Середа). При возвращении из похода подорвалась на магнитной донной мине в проливе Соэла Вяйн. Погибло 46 членов экипажа. Три человека смогли выйти из лодки через торпедный аппарат. Поднята в 1957 году. Останки части экипажа похоронены в Риге.
Погибла в первом боевом походе.

конец 08.1941. «С-6» (командир капитан-лейтенант Н.Н.Кулыгин). Пропала без вести. Может быть, погибла на мине в Финском заливе либо потоплена авиацией 30 августа 1941 года в бухте Тагалахт (у западного побережья острова Саарема). Погибло 48 человек. В июле 1999 года найдена на грунте.
2 боевых похода
23.06.1941 – 14.07.1941.
02.08.1941 – +
В атаки не выходила.

28.08.1941. «Щ-301» («Щука») (командир капитан-лейтенант И.В.Грачев). Подорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе мыса Юминда. Затонула после снятия части экипажа. Мины выставлены ПЛ «Весихиси» или миннными заградителями «Риилахти» и «Руотсинсалми», по данным русской стороны подорвалась на плавающей мине. Общие утраты экипажа — 34 человека.
1 боевой поход.
10.08.1941 — 28.08.1941
3 безрезультативных торпедных атаки.

28.08.1941. «С-5» (командир капитан 3 ранга А.А.Бащенко). Подорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе острова Вайндло при следовании в составе Отряда основных сил. Спасено 9 (по другим данным 5 либо 10) человек, в том числе командир 1-й Бригады ПЛ КБФ Н. Г. Египко. На подводной лодке погибло 33 члена экипажа, и часть штаба 1-й бригады ПЛ КБФ.
2 боевых похода
24.06.1941 – 10.07.1941
06.08.1941 – 24.08.1941
1 безуспешная торпедная атака.

25-28.08.1941. «М-103» (командир старший лейтенант Г.А.Жаворонков). Погибла на мине в 8 милях севернее острова Вормси со всем экипажем (20 человек). В 1999 году найдена на деньке.
2 боевых похода
08.07.1941 – 20.07.1941
13.08.1941 – +
В торпедные атаки не выходила.

09-10.09.1941. «П-1» («Правда»), (командир капитан-лейтенант И.А.Логинов). Погибла на мине в 6,2 мили к югу от маяка Калбодагрунд. Погибло 55 человек.
Погибла в первом боевом походе.

Под волнами Балтики

конец 09.1941. «Щ-319» (командир капитан-лейтенант Н.С.Агашин). Пропала без вести. 19 сентября вышла в боевой поход на позицию к Либаве, но о прорыве на Балтику не донесла. Погибло 38 человек.
Погибла в первом боевом походе.

23.09.1941. «М-74» (на момент смерти находилась на консервации). Потоплена при налете германской авиации у выхода из средней гавани Кронштадта. В 1942 году поднята и сдана на хранение, но 2 декабря 1944 года выслана на разборку.
Боевых походов не совершала.

10.1941. «С-8» (командир капитан-лейтенант И.Я.Браун). Погибла на мине заграждения «Вартбург» в 10 милях юго-восточнее маяка Несбю (южная оконечность острова Эланд). Погибло 49 человек. Найдена в июле 1999 года в мес
те с координатами: 56°10,7′ с.ш.; 16°39,8′ с.ш.
2 боевых похода.
15.07.1941 – 06.08.1941
11.10.1941 – +
В торпедные атаки не выходила.

12.10.1941. «Щ-322» (командир капитан-лейтенант В.А.Ермилов). Погибла на мине западнее острова Гогланд в Финском заливе. Погибло 37 человек.
2 боевых похода.
13.07.1941 – 03.08.1941
11.10.1941 – +
Побед нет.

30.10.1941-01.11.1941. «Калев» (командир капитан-лейтенант Б.А.Ныров). Пропала без вести. 29 октября вышла в боевой поход с задачей посадки разведгруппу в районе Таллина и постановки минного заграждения. Больше на связь не выходила. Погибло 56 человек.
2 боевых похода
08.08.1941 – 21.08.1941
29.10.1941 – +
1 безрезультативная минная постановка (10 мин).

Под волнами Балтики

09.11.1941. «Л-1» («Ленинец»), (командир капитан 3 ранга С.С.Могилевский). Находилась в ремонте. Стояла на Неве в Ленинграде. Повреждена при артобстреле и затонула от повреждений в крепком корпусе. В 1944 году поднята и сдана на слом.
Боевых походов не совершала.

06-10.11.1941. «Щ-324» (командир капитан-лейтенант Г.И.Тархнишвили). Пропала без вести. Возможно, погибла на мине в западной части Финского залива. Погибло 39 человек.
2 боевых похода:
24.07.1941 – 12.08.1941.
02.11.1941 – +

Под волнами Балтики

14.11.1941. «Л-2» («Сталинец») (командир капитан-лейтенант А.П.Чебанов). Следовала на минную постановку в составе 4-ого конвоя на Ханко. Подорвалась на мине в районе острова Кери в Финском заливе. Погибло 50, спасено 3 человека.
Погибла в первом боевом походе.

14.11.1941. «М-98» (командир капитан-лейтенант И.И.Беззубиков). Погибла на мине в районе острова Кери в Финском заливе, находясь в охранении 4-ого конвоя на Ханко. Погибло 18 человек.
4 боевых похода.
В торпедные атаки не выходила.

13.06.1942. «Щ-405» (командир капитан 3 ранга И.В.Грачев). Подорвалась на мине в районе острова Сескар при переходе в надводном положении из Кронштадта на Лавенсаари, либо погибла в итоге трагедии. Погибло 36 человек.
2 боевых похода.
21.07.1941 – 15.08.1941
11.06.1942 – +
В торпедные атаки не выходила.

15.06.1942. «М-95» (командир капитан-лейтенант Л.П.Федоров). Подорвалась на мине и погибла в районе острова Суурсари. Погибло 20 человек.
4 боевых похода.
1 неверная торпедная атака (выпущено 2 торпеды).

12.07.1942. «Щ-317» (командир капитан-лейтенант Н.К.Мохов). Потоплена глубинными бомбами шведского эсминца «Стокгольм» севернее острова Эланд. Найдена на грунте точке с координатами 57°52′ с.ш./16°55′ в.д. в 1999 году. Погибло 42 человека.
2 боевых похода
27.09.1941 – 16.10.1941
09.06.1942 – +

Потоплено 3 транспорта (5.878 брт), 1 транспорт (2.405 брт) поврежден. 1 судно, может быть, погибло в итоге случайного столкновения с подводной лодкой. В неких источниках суммарный тоннаж 4 транспортов составляет 6.080 брт. По официальным данным русской стороны на счету «Щ-317» 5 уничтоженных судов общим водоизмещением в 10.931 либо 10.997 брт.

16.06.1942 ТР «Арго» (2.513 брт).
22.06.1942 ТР «Ада Гортон» (2.399 брт).
08.07.1942 ТР «Отто Кордс» (966 брт).

02-11.09.1942. «М-97» (командир капитан-лейтенант Н.В.Дьяков). Подорвалась на мине заграждения «Насхорн» юго-западнее Порккалан-Каллбода. Весь экипаж (20 человек) умер. В 1997 году найдена на грунте в точке с координатами 59°50′ с.ш./24°30′ в.д.
5 боевых походов
Произвела 2 безуспешных торпедных атаки с выпуском 2 торпед.

03-06.10.1942. «Щ-320» (командир капитан 3 ранга И.М.Вишневский). Пропала без вести. Погибло 40 человек.
4 боевых похода
4 торпедных атаки (выпущено 7 торпед). Потоплен 1 ТН (677 брт)

05.07.1942. ТН «Анна Катрин Фритцен» (677 брт).

По официальным данным русской стороны «Щ-320» потоплено 3 судна противника суммарным водоизмещением 22.000 тонн.

11-13.10.1942. «Щ-302» («Окунь»), (командир капитан-лейтенант В.Д.Нечкин). Подорвалась на мине заграждения «Зееигель» севернее острова Суур Тутрсаари. Погибло 37 человек.
1 боевой поход.
10.10.1942 — +
Побед нет.

12-14.10.1942. «Щ-311» («Кумжа»), (командир капитан 3 ранга А.С.Пудяков). Мина заграждения «Насхорн-11». Погибло 40 человек.
4 боевых похода.
Четыре поочередных торпедных атаки (выпущено 5 торпед). Одна артиллерийская атака (выпущено 20 45-мм снарядов). Предположительно поврежден 1 транспорт.

21.10.1942. «С-7» (командир капитан 3 ранга С.П.Лисин) торпедирована ПЛ «Весихииси» (командир капитан-лейтенант О.Айтола) в 10-15 милях севернее маяка Содерарм в Аландском море. Погибло 42, спасено 4 человека, в том числе команд
ир. В 1993 найдена в точке с координатами 59°50,7′ с.ш./19°32,2′ в.д. и обследована на глубине 30-40 м шведскими водолазами.
5 боевых походов.
Потоплено 4 судна (9.164 брт), поврежден 1 транспорт (1.938 брт)

09.07.1942 ТР «Margareta» (1.272 брт)
14.07.1942 ТР ««Lulea»» (5.611 брт)
30.07.1942 ТР «Kathe» (1.559 брт)
05.08.1942 ТР «Pohjanlahti» (682 брт)
27.07.1942 ТР «Ellen Larsen» (1.938 брт), поврежден.

Под волнами Балтики

10.1942. «Щ-308» («Семга»), (командир капитан 3 ранга Л.Н.Костылев). Пропала без вести. Весь экипаж лодки (40 человек) умер.
2 боевых похода
21.07.1941 – 09.08.1941
18.09.1942 – +
3-4 безуспешных торпедных атаки.

Под волнами Балтики

после 29.10.1942. «Щ-304» («Комсомолец»), (командир капитан 3 ранга Я.П.Афанасьев). Погибла на мине заграждения «Насхорн» со всем экипажем (40 человек).
2 боевых похода.
09.06.1942 — 30.06.1942
27.10.1942 — +
Как минимум, 2 безуспешные торпедные атаки (выпущено 3 торпеды)

Под волнами Балтики

05.11.1942. «Щ-305» («Линь»), (командир капитан 3 ранга Д.М.Сазонов). Таранена финской ПЛ «Ветехинен» (командир капитан-лейтенант О.Лейко) северо-восточнее Симпнаса в Аландском море. Погибло 39 человек.
25.06.1941. – 07.07.1941.
17.10.1942. – +
Не штурмовала.

Под волнами Балтики

12-16.11.1942. «Щ-306» («Пикша»), (командир капитан-лейтенант Н.И.Смоляр). Пропала без вести. Погибло 39 человек (весь экипаж).
2 боевых похода
25.06.1941 – 07.07.1941
20.10.1941 — +
От 2 до 5 торпедных атак.
Достоверных данных о результатах нет.

01.05.1943. «Щ-323» (командир капитан 2 ранга А.Г.Андронов). Подорвалась на донной мине в Морском канале Ленинграда. Погибло 39, спасено 5 человек. В 1944 году поднята и сдана на слом.
2 боевых похода
13.07.1941 – 04.08.1941
10.10.1941 – 10.11.1941
7 торпедных атак с выпуском 8 торпед.
16.10.1941. ПБ «Балтенланд» (3.724 брт).
Может быть, торпедами «Щ-323» поражено еще 1-3 цели (атаки 30 октября, 3 и 5 ноября 1941).

Под волнами Балтики

23.05.1943. «Щ-408» (командир капитан-лейтенант П.С.Кузьмин). После долгого преследования потоплена группой финских кораблей, включающей в себя минные заградители «Риилахти» и «Руотсинсалми» и авиацией в районе маяка Вайндло. По официальной русской версии обязана была выплыть и вступить в артиллерийский бой с пятью германскими сторожевыми катерами. (Погибло 40 человек).
Погибла в первом боевом походе.

01.06.1943. «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е.А.Осипов). Пропала без вести. Погибло 40 человек.
4 боевых похода.
Провела 12 торпедных атак с выпуском 18 торпед.
По подтвержденным данным потопила 2 судна (3.855 брт), 1 судно (545 брт) повреждено. Результаты 3 атак нуждаются в доказательстве.

07.07.1942 итог неизвестен.
08.07.1942 ПМШ «Фидес» (545 брт) – повреждена.
25.07.1942 итог неизвестен.
26.10.1942 итог неизвестен.
29.10.1942 ТР «Бенгт Стуре» (872 брт)
01.11.1942 ТР «Агнесс» (2.983 брт)

после 01.08.1943. «С-12» (командир капитан 3 ранга А.А.Бащенко). Пропала без вести. Погибло 46 человек.
2 боевых похода
19.09.1942 – 18.11.1942
21.07.1943 – +
Повреждено 2 транспорта (12.859 брт)
21.10.1942 ТР «Сабине Ховальд» (5.956 брт) – поврежден.
27.10.1942 ТР «Мальгаш» (6.903 брт) – поврежден.

после 12.08.1943. «С-9» (командир капитан 3 ранга А.И.Мыльников). Пропала без вести. Погибло 46 человек.
5 боевых походов
Итог: повреждены 2 судна (7.837 брт)
18.09.1942 ТН «Миттельмеер» (6.370 брт) — поврежден.
28.09.1942 ТР «Хёрнум» (1.467 брт) — поврежден

07-09.09.1944. «М-96» (командир капитан-лейтенант Н.И.Карташев). Пропала без вести. Погибло 22 человека.
7 боевых походов
1 безуспешная торпедная атака с выпуском 1 торпеды.

04.01.1945. «С-4» (командир капитан 3 ранга А.А.Клюшкин). Скорее всего, погибла со всем экипажем (49 человек) в итоге случайного столкновения с миноносцем «Т-3» в точке 51°56′ с.ш./19°39′ в.д. либо таранена германским миноносцем «Т-33» у маяка Брюстерорт в Данцигской бухте 6 января.
6 походов.
Выполнила, как минимум, 9 торпедных атак (выпущено 19 торпед) в итоге чего потоплены:
10.08.1941 ТН «Кайя» (3.223 брт) — предположительно
12.10.1944 РТ «Т
аунус» (218 брт) либо ТЩ «M-3619»
13.10.1944 ТН «Терра» (1.533 брт)
20.10.1944 РТ «Золлинг» (260 брт) – предположительно.

Под волнами Балтики

Нескончаемая память русским подводникам!

А к командованию флотом я еще вернусь. Так как если б во главе флота стояли флотоводцы, утраты были бы неизмеримо меньше, а результативность выше. И не таскали бы до 1945 года немцы из Швеции руду, обеспечивая себя металлом. Но это чуток позднее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 51 | 0,486 сек. | 12.61 МБ