
Эта новость, попавшая на ленты информагентств и размещенная в газетах, вызвала смешанные чувства — бурное негодование у непосвященных и сомнения у тех, кто хоть малость разбирается в современной практике судоремонта и организации тендеров в системе минобороны.
Прямо за военными прокурорами из Североморска по следующему звучному скандалу в сфере гособоронзаказа поторопились высказаться руководители Главной военной прокуратуры и Мурманского регионального УВД. Согласно этим источникам, в отношении гендиректора ЗАО "Особая производственно-техническая база "Звездочка" Федора Барашко возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество", а сам он задержан.
Основания для этого, как говорят следователи, более чем суровые. Федор Барашко жульническим методом увел более четверти млрд рублей, выделенных в рамках гособоронзаказа на оплату работ по ремонту военной техники. Как это ему удалось? На удивление просто — представил к оплате фиктивные бумаги. Заранее зная, что предусмотренный госконтрактами ремонт крейсера в полном объеме не выполнен, Барашко в 2010 году составил и лично подписал акты типо сделанных работ, говорят в ГВП. На этом основании заказчик в лице министерства обороны перечислил на счет конторы 356,1 миллиона рублей. При всем этом цена невыполненных работ составляла, по оценке военных прокуроров, 265,4 миллиона рублей.
И вот здесь у профессионалов вкрадываются 1-ые сомнения. Украсть на ремонте три из 4 рублей — и так, чтоб этого не увидел заказчик? Сие из области фантастики.
— Только идиот может пойти на то, чтоб подделать подписи на актах приема работ и отправить эту липу для оплаты, — откоментировали изумительную ситуацию в руководстве известной судостроительной верфи с огромным пакетом оборонных заказов. — Таких подписей бывает как минимум четырнадцать. Если фиктивные бумаги на настолько импозантную сумму вправду прошли через минобороны, означает, существовали подготовительные договоренности…
Наш собеседник, издавна наслышанный о Федоре Барашко и его фирме, но в силу понятных обстоятельств пожелавший остаться неназванным, высказал предположение, что такие "договоренности" были бы на руку не только лишь подрядчику, да и подходящим службам Северного флота как заказчику. Ведь всем нужно отчитываться, выдерживать сроки. Вот и уболтал подписантов Барашко (либо "заинтриговал" — этим пусть занимается следствие): подпишем приемные акты в срок, а все, что не успел — обязуюсь доделать…
— В прокуратуру эту ситуацию мог "слить" один из числа тех, чей энтузиазм недостаточно простимулировали, — заключил наш визави. — Либо кто-то из соперников Барашко.
В Полярном, где находится оскандалившаяся компания, таким соперником можно именовать 10-й судоремонтный завод, в свое время принадлежавший ВМФ, а сейчас входящий в Центр судоремонта "Звездочка" Объединенной судостроительной компании. Компания Барашко ни в упомянутый центр (который соединил фактически все судоремонтные предприятия на Северо-Западе и Юге Рф), ни в ОСК не заходит, но совпадение заглавий — не обычная случайность.
Как удалось прояснить "РГ", СПТБ "Звездочка" в форме закрытого акционерного общества появилась в городке Полярном Мурманской области в 2003 году. Одним из учредителей выступило тогда известное судоремонтное предприятие "Звездочка" в Северодвинске Архангельской области — в то время ФГУП, а на данный момент ОАО "Звездочка", вокруг которого и сформирован Центр судоремонта, вошедший в ОСК. Северодвинской "Звездочке" и сейчас принадлежат 20 процентов акций в уставном капитале одноименной компании на Кольском полуострове. Оставшиеся 80 процентов (по данным на 2009 год) разделяли меж собой гендиректор Федор Барашко и некоторая гражданка Людмила Николенко. Таковой состав учредителей не помешал СПТБ получать впечатляющие подряды от минобороны: в 2008 году они составили 173 милл