
Летом 1976 года в Мурманске была обезврежена банда торговцев орудием. Случай для тех времен дичайший, в те времена вести торговлю орудием было как-то не принято. Когда всех злоумышленников переловили, выяснилось последующее.
Обитатели 1-го из поселков Кольского полуострова с лодки на одном из озер, узрели на деньке через прозрачную воду какие-то ящики. Водолазного снаряжения у их не было, хлебнув взятого на рыбалку шила (так тут именуют спирт), нырнул в ледяную воду (она там всегда ледяная) и обвязали один из ящиков веревкой.
Усилиями коллектива ящик был вытащен и вскрыт. К экстазу туземцев в нем оказались новые, закрученые в пергамент, покрытые смазкой германские автоматы МР-40, совсем не пострадавшие от воды. При попытке реализовать их в Мурманске горе-торговцы сходу попались и, показав место находки, направились отбывать наказание. Для извлечения ящиков решено было привлечь военных водолазов-саперов. Наша группа, обученная на курсах при Каменец-Подольском училище инженерных войск по специальности водолаз-сапер, совершенно подходила под все требования. Вообще-то основная специальность у нас была другая, но на последних учениях мы нарисовались очень прекрасно. Нам удалось, пользуясь водолазным снаряжением, "заминировать" мост через горную реку в Карпатах, и наверху решили поручить это задание нам.
Итак, вертолет улетел, оставив нас у озера с припасом продовольствия, плотом ПСН-20, который предстояло использовать в качестве плавбазы, 2-мя лодками ЛАС-5, водолазным снаряжением и компрессором "Старт". Нас — это шестерых военнослужащих срочной службы с командиром старшим лейтенантом Колесниковым (кличка Колли) и 2-мя комитетчиками, которые должны были смотреть, чтоб мы сами чего-нибудть не сперли, обрисовывать все, что достанем, и временами отправлять куда нужно. ПСН заякорили прямо над ящиками. В 1-ый же денек достали больше 10-ка. Вскрыли: в 6 оказались автоматами МР-40, которые у нас в стране некорректно именуют шмайсерами. В 2-ух патроны к ним, в других — тушенка 38-го года производства. Все отлично упаковано и практически не пострадало от воды. Тушенку попробовали. Оказалась полностью съедобной. Собак, на которых можно было бы испытать реликтовое мясо, у нас не было. Пришлось самим. Психических барьеров никто не испытывал. После курса выживания, на которых нам пришлось есть лягушек и змей, нам и мясо мамонта из нескончаемой мерзлоты пошло бы за деликатес. Потому что начальство нас пичкало стандартным армейским сухпаем, в главном состоящим из каши и значительно приевшейся русской свиной тушенки (из расчета банка на двоих в денек), этот подарок от вермахта показался даром божьим. На последующий денек подняли ящики с ледорубами, на которых стояли клейма с изображением эдельвейса, уже знакомые МР-40 и ящики со необычными банками, емкостью приблизительно 1,5 литра, состоящие вроде бы из 2-ух частей, одна над другой. На малой части нарисована стрелка, куда крутить. Решив, что крутнув нижнюю часть, можно открыть банку, один из комитетчиков сделал это. Раздалось шипение. Отбросив банку, все, на всякий случай, залегли. Вдруг какая-нибудь неведомая мина. Вобщем, пока еще банка летела, всех озарила идея — тушенка с обогревом, о которой и ранее приходилось слышать. Подошли, пощупали банку — жгучая! Вскрыли. Тушенка с кашей. При этом мяса больше, чем каши. Да! Умели немцы хлопотать о собственных бойцах. Готовый обед, приготовленный за считанные минутки, без расходования горючего, не демаскируя себя дымом. Калорийно и смачно. В разведке таковой сухпай просто незаменим. Длительно обсуждали, какие немцы умные и дальновидные, как у их здорово было поставлено обеспечение в частях. Это ведь, судя по дате производства на банке, изготовлено было аж в 38-м году! И как просто! Поворотом днища банки вводятся в соприкосновение негашеная известь и вода. В итоге реакции — нагрев. Получай боец подарок от фюрера, фатерлянд о для тебя помнит. И как отменно делали, гады! Пролежав в воде более 30 лет, известь не загасилась, плотность не нарушилась, тушенка не протухла.
Размышляя на тему: "Как все это сюда попало?", сделали вывод, что немцы, судя по ледорубам горные егеря, при отступлении, не имея способности вывезти склады, располагавшиеся на берегу, в
ырубили прорубь и утопили имущество, чтобы нашим не досталось. Вероятнее всего, дело было зимой, если все топить с лодки, то ящики не лежали бы одной грудой исключительно в одном месте в 50-ти метрах от берега, а валялись бы в различных метах. Озеро мы, естественно, обыскали вдоль и поперек. Больше залежей не отыскали и орудия тоже. Всего ящиков подняли около двухсотен. Пару раз прилетал МИ-8 и вывозил скопившееся имущество. В каком месте Кольского полуострова находится это озеро, мы так и не узнали. Вертолетом прилетели, вертолетом улетели. Но эта история 15 лет спустя получила внезапное продолжение.
В 1991 году судьба забросила меня в Ленинградский музей, где работал мой компаньон. В музее я познакомился с увлекательным дедом, который оказался истинной энциклопедией по части снаряжения, вооружения и обмундирования всех армий мира, начиная, наверняка, с Шумера и Вавилона и кончая 2-ой мировой войной. Современная армия его, похоже, не заинтересовывала. Речь зашла о снаряжении вермахта, и я поведал историю с германской тушенкой. Сказал, упирая на разум, предусмотрительность и остальные положительные свойства германцев, аж в 38-м году наладивших выпуск такового полезного изобретения.
Дед пристально выслушал и произнес: "Юноша, это изобретение российского инженера Федорова, изготовленное им в 1897 году, выпускать начали уже сначала ХХ века. В 1915 году российская армия начала получать эту тушенку в окопах, правда в маленьких количествах. О ней вспоминал в воспоминаниях генерал Шкуро, который был в первую мировую командиром отряда пластунов на кавказском фронте. Турецкие тылы были их неизменным местом обитания, и эта тушенка их очень выручала. Стремительно, калорийно, не демаскирует при изготовлении. Позже выпуск закончили, после штатской войны вообщем про нее запамятовали. Не до жиру. А немцы в первую мировую, отведав трофейной российской тушенки, идею оценили и ко 2-ой мировой наладили выпуск. А сейчас мы ими восторгаемся! У нас всегда так. Изобретем, позже забудем. И через много лет покупаем свое же изобретение у иноземцев!"
Но это еще не все! В 1997 году в одной из газет читаю о полезном открытии, изготовленном японскими учеными. По описанию — она родимая! Банка тушенки с двойным дном, негашеная известь, вода. Налажен выпуск консервов для туристов и альпинистов. Скоро, может быть, и у нас в Рф будет продаваться. Драматичность судьбы. Ровно через 100 лет круг замкнулся. Готовьте средства, скоро будем брать японскую новинку!