Подводные лодки типа «Декабрист»

1 ноября 1926 г. на балтийском заводе было сотворено особое техническое бюро № 4 (Техбюро) для подготовки рабочих чертежей головной ПЛ. Его возглавил инженер Б.М.Малинин.
Б.М.Малинин после окончания в 1914 г. кораблестроительного отделения Санкт-Петербургского Политехнического института работал в отделе подводного плавания Балтийского завода, где управлял ремонтом ПЛ малого водоизмещения ("Сом" и "Щука"), достраивал по чертежам И.Г.Бубнова ПЛ типа "Барс" и "Касатка", а в 20-е годы возглавил этот отдел.

Подводные лодки типа "Декабрист"

По глубине познаний конструкции и технологии постройки дореволюционных ПЛ инженеру Б.М.Малинину не имелось равных по стране.
В 1924 г. им был разработан эскизный проект двухкорпусной, семиотсечной торпедной ПЛ водоизмещением 755 т. Ее вооружение состояло из 3-х носовых, 6 траверзных торпедных аппаратов, полный боезапас — 18 торпед, 2-ух зенитных орудий калибра 100 мм и 76 мм.
Хотя проект мучился многими суровыми недочетами, он в то же время свидетельствовал о зрелости конструкторской мысли его создателя.

В состав Техбюро, не считая Б.М.Малинина, были включены Э.Э.Крюгер (закончил Политехнический институт, участвовал в Первой мировой войне, а с 1921 г. управлял на Балтийском заводе ремонтным цехом ПЛ) и А.Н.Щеглов (закончил Морское инженерное училище, после специальной подготовки в УОПП в Либаве служил перед войной инженер-механиком на ПЛ БФ и ЧФ, был назначен в отдел подводного плавания Балтийского завода, а в 1924 г. приступил в НТКМ к разработке эскизного проекта подводного минного заградителя.

Вместе с инженерами Техбюро трудились конструкторы-чертежники А.И.Коровицын, А.С.Трошенков, Ф.З.Федоров т А.К.Шлюпкин.
Б.М.Малинин писал, что маленькому коллективу Техбюро (из 7 человек) приходилось сразу решать три задач, тесновато связанные вместе:
— вести разработку и постройку ПЛ, тип которой у нас был до тех пор неизвестен;
— Создавать и немедля фактически использовать теорию ПЛ, которой в СССР не было;
— Воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников.

За неделю до закладки первых русских ПЛ в Техбюро по советы доктора П.Ф.Папковича был принят инженер С.А.Базилевский. Он только закончил в 1925 г. кораблестроительное отделение Политехнического института и работал старшим инженером Морского регистра СССР по составлению правил постройки судов.
Перед работниками Техбюро ставилась одна на вид умеренная задачка — сделать корабль, более боеспособный, чем современные ПЛ огромнейших капиталистических стран.
Управление ВМС СССР сделало специальную комиссию для наблюдения за разработкой проектно-технической документации и постройкой ПЛ (Компад Мортехупр).
Ее председателем был назначен А.П.Шершов — видный спец в вопросах военного судостроения. В работе комиссии участвовали начальник отдела подводного плавания Мортехупра Л.А.Белецкий, моряки-специалисты А.М.Краснитский, П.И.Сердюк, Г.М.Симанович, позднее — Н.В.Алексеев, А.А.Антинин, Г.Ф.Болотов, К.Л.Григайтис, Т.И.Гушлевский, К.Ф.Игнатьев, В.Ф.Критский, Я.Я.Петерсон.

Основным строителем и ответственным сдатчиком ПЛ назначили К.Ф.Терлецкого — бывшего офицера-подводника БФ, очень энергичного и инициативного устроителя.
Сдаточным механиком являлся Г.М.Трусов, участвовавший в Первой мировой войне на ПЛ "Минога", "Кабан", "Тур" и произведенный из машинных унтер-офицеров в подпоручики по Адмиралтейству. Во время "Ледового прохода" он был избран председателем судового комитета ПЛ "Тур", потом служил старшим инженер-механиком подводного минного заградителя "Рабочий" (прошлый "Ёрш"). Ему было присвоено звание Героя Труда КБФ.

Обязанности сдаточного капитана были возложены на А.Г.Шишкина — бывшего ассистента командира ПЛ "Пантера".
В выборе хороших решений относительно общей сборки и комплектации проекта вооружением, механизмами и оборудованием существенную помощь работникам Техбюро оказала оперативно-техническая комиссия флота. Ее возглавили А.Н.Гарсоев и А.Н.Зарубин. В состав комиссии входили А.Н.Бахтин, А.З.Каплановский, Н.А.Петров, М.А.Рудницкий, Я.С.Бойцов.
К февралю 1927 г. удалось приготовить набор "закладочных" чертежей: набросок общего расположения, теоретический чертеж и чертежи средней части корпуса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,106 сек. | 11.41 МБ