Подводные лодки типа «Морж»

Морское министерство во время затянувшейся постройки подводных лодок "Акула", "Минога" и 4 лодок системы Лейка провело несколько конкурсов на наилучший проект подлодок по заданиям, разработанным МГШ. Полного одобрения МГШ не получил ни один из представленных проектов, но их рассмотрение способствовало выработке заданий, которые соответствовали реальным способностям тех пор. К примеру, после совещания представителей МТК и МГШ, проведенного 18 августа 1909 года и признавшего наилучшими проекты Невского и Балтийского заводов (надводное водоизмещение 490 и 450 тонн соответственно), МГШ уточнил требования к подводным лодкам.

Подводные лодки типа "Морж"
«Морж» в Севастополе, 1915 год. На заднем плане — госпитальное судно «Пётр Великий»

Данное уточнение сводилось к последующему:
— 25 миль подводного хода на скорости 12 узлов и 30 миль экономического хода со скоростью 4-5 узлов;
— скорость в надводном положении 16 узлов;
— количество траверзных торпедных аппаратов — 8.

Водоизмещение подводных лодок не ограничивалось, но при всем этом рекомендовали избегать "чрезвычайного роста габаритов и цены". Желательное углубление – 3,6 метра; автономность 6 суток и время погружения – 3 минутки. "Крепость корпуса" была рассчитана на плавание на глубине 150 футов (45,5 метров).

Подводные лодки с данными элементами по плану МГШ предназначались для проведения вспомогательных операций в районах Балтийского моря и Финского залива – деяния на путях сообщения противника и на стратегической позиции (так называемое "стратегическое предназначение").

Подводные лодки в тактическом плане должны были производить "минные атаки на противника, который пришел на позицию лодки" и "на противника, который опирается на какой-нибудь пункт защищаемого побережья". Наибольшее значение при всем этом придавалось "стрельбе по траверзу, после этого по носу и, в конечном итоге, по корме".

Балтийский завод 14 октября 1909 года представил в МТК проект подводной лодки водоизмещением 600 тонн с пояснительной запиской и спецификациями. Проект представлял собой предстоящее развитие подводных лодок "Акула" и был разработан Бубновым И.Г. при участии Отдела подводного плавания Балтийского завода, который возглавлял инженер-технолог Бубнов Г.Г. (брат Бубнова Ивана Григорьевича). Стремясь использовать свои теоретические расчеты на практике для получения меньшего сопротивления корпуса, Бубнов И.Г. спроектировал однокорпусную подлодку, имеющую обводы, образованные по математическим линиям. Сечения подлодки, не считая оконечностей, были радиальными, строго связанными с размерами формульными зависимостями с ложбинками и длиной. Оконечности имели форму обычных обводов надводного судна. Мощности электромоторов и дизельных движков уточнялись во время испытаний модели в Опытовом бассейне, которым управлял в то время Бубнов И.Г.

Проект получил одобрение МТК и МГШ, и в декабре 1909 года морской министр принял решение заказать балтийскому заводу две подводные лодки. Но предварительные работы по строительству данных подводных лодок в 1910 году были смещены в связи с отсутствием кредитов. Ассигнование средств задерживалось из-за обсуждения в Госдуме еще одного варианта кораблестроительной программки, которая была предложена Морским министерством. Только весной 1911 года была утверждена «Программа усиления Черноморского флота», которая предугадывала в числе других судов постройку 6 подводных лодок. Три лодки решили заказать Балтийскому заводу по проекту 1909 года, который к тому времени был доработан с учетом замечаний МТК, и имел надводное водоизмещение 630 тонн.

Окончательный вариант проекта обсуждали в апреле и ноябре 1911 года с ролью вице-адмирала, Председателя МТК, Лиллье В.А., генерал-майора Крылова А.Н., офицеров части подводного плавания ГУК, командиров-подводников и корабельных инженер-механиков. Положительные отзывы о подлодках "Акула" и "Минога" лейтенанта Бровцына И.А. и старшего лейтенанта Власьева С.Н. в значимой мере предназначили ориентацию Морского министерства на развитие подводных лодок системы Бубнова И.Г.

При всем этом капитан первого ранга Левицкий П.П., командующий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,134 сек. | 11.44 МБ