Подводные лодки типа «ЩУКА»

Разработка эскизного проекта ПЛ серии III среднего водоизмещения с торпедно-артиллерийским вооружением, получившей заглавие "Щука", производилось в НТМК с ролью профессионалов подводного судостроения Б.М.Малинина и К.И.Руберовского. К концу работы в нее включился С.А.Базилевский.

Главные тактико-технические элементы ПЛ "Щука" были одобрены на совещании, проводившемся под управлением начальника ВМС Р.А.Муклевича, 1 ноября 1928 г. Разработку проекта Техбюро № 4 окончило к концу 1929 г.
Полуторакорпусная (с булями) ПЛ клепаной конструкции предназначалась для массовой постройки. Потому при разработке проекта много внимания уделялось ее всемерному удешевлению. Предполагалось поменять блочную сборку ПЛ в цехе, в более подходящих критериях для увеличения производительности труда и понижения себестоимости.

В первом варианте проектного задания предусматривалось деление крепкого корпуса ПЛ "Щука" на 5 отсеков. Крепкость всех легких плоских переборок была рассчитана всего на 2 атм. ПЛ в случае затопления хоть какого отсека оставалась бы на плаву, т.к. припас ее плавучести (22%) превосходил объем наибольшего из их — носового. В то же время расчеты проявили, что при затоплении носового отсека, если прилегающая к ней цистерна головного балласта будет заполнена, появляется дифферент выше 80 градусов. Потому носовой отсек был разбит на два дополнительной переборкой, установленной меж торпедными аппаратами и запасными торпедами. Расчетный дифферент после чего уменьшился приблизительно на 10 градусов, чт о признавалось удовлетворительным.
Была принята облегченная форма легкого корпуса. В отличие от ПЛ типа "Ленинец" он обхватывал только две третьих длины крепкого корпуса. В проходивших по бортам булям (полусферические наделки) были размещены цистерны головного балласта, а в оконечностях легкого корпуса — носовая и кормовая цистерны. Только цистерна средняя, уравнительная и резвого погружения находились снутри крепкого корпуса. Это обеспечивало более ординарную технологию, огромную ширину цистерн головного балласта, облегчало их сборку и клепку.

Но булевая форма легкого корпуса средней ПЛ имела как достоинства перед двух- и полуторакорпусными ПЛ типа "Декабрист" и "Ленинец", так и недочеты (усугубляла ходкость). Тесты головной ПЛ серии III проявили, что на полном ходу у нее создавались две системы поперечных волн: одна создавалась основными обводами корпуса и оконечностей, другая — булями. Как следует, их интерференция должны была увеличивать сопротивление движению. Потому форму булей для ПЛ этого типа следующих серий усовершенствовали. Их носовая оконечность была заострена и приподнята ввысь до уровня ватерлинии. Этим вся система поперечных волн, образуемых булями, сдвигалась несколько в нос, далее от резонанса с волнами от основного корпуса.
Для ПЛ серии III был принят прямой форштевень. В следующих сериях ПЛ этого типа его поменяли наклонным, изогнутым по эталону ПЛ типа "Декабрист".

В конечном варианте крепкий корпус ПЛ типа "Щ" серии III был разбит плоскими переборками на 6 отсеков.
1-ый ( носовой) отсек — торпедный. В нем располагались 4 торпедных аппарата (по два по вертикали и горизонтали) и 4 запасных торпеды на стеллажах.
2-ой отсек — аккумуляторный. В ямах, закрытых съемным настилом из древесных щитов, были размещены 2 группы АБ (по 56 частей типа "КСМ"). В высшей части отсека находились жилые помещения, под аккумуляторными ямами — топливные цистерны.
3-ий отсек — центральный пост, над ним была установлена крепкая рубка, закрытая огораживанием с мостиком.
В четвертом отсеке были расположены 2 четырехтактных бескомпрессорных дизеля по 600 л.с. со своими механизмами, системами, газоотводными клапанами и устройствами.
5-ый отсек занимали 2 основных гребных электродвигателя по 400 л.с. и 2 электродвигателя экономического хода по 20 л.с., которые соединялись с 2-мя гребными валами ременной эластичной передачей, что содействовало понижению шумности.
В шестом (кормовом) отсеке находились 2 торпедных аппарата (размещены по горизонтали).
Не считая торпедного вооружения ПЛ имела зенитное 37-мм автоматическое орудие и 2 пулемета калибра 7,62 мм.

При постройке первых ПЛ типа "Щ" не было уделено достаточного внимания явлению обжатия корпуса внешним давлением воды. Малозначительное на ПЛ типа "Барс" с их наименьшей глубиной погр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,105 сек. | 11.4 МБ