Подводные минные заградители типа «Ёрш»

Минные постановки, осуществленные черноморской подводной лодкой "Краб" в кампаниях 1915-1916 годов, обосновали удачливость решения задачи сокрытой постановки минных заграждений. 1-ая глобальная показала высшую эффективность мин, которые были поставлены с минных заградителей. В связи с этим русский МГШ (Морской генштаб) и отдел подводного плавания ГУК (Главное управление судостроения) уделили повышенное внимание разработке тех. заданий для подводных минных заградителей. Вступить в строй новые суда данного класса могли только через два – три года. Беря во внимание желание офицеров-подводников Балтийского флота в кратчайшие сроки получить хотя бы один подводный минный заградитель, ГУК в августе 1916 года предложил Балтийскому заводу создать проект переоборудования строящейся подводной лодки "Форель" в заградитель.

Согласно техзаданию отдела подводного плавания ГУК, "аппарат для выбрасывания мин" был должен быть очень приближенным к минному постановщику заградителя "Краб". Аппаратом должна была обеспечиваться автоматическая постановка мин с интервалом 30,5 метров при подводной скорости от 4 узлов до наибольшей скорости подлодки. Все минное устройство проектировали для использования имеющегося эталона мин "ПЛ", имеющих нулевую плавучесть. Данными минами был вооружен подводный минный заградитель "Краб".

Подводные минные заградители типа "Ёрш"

Над проектом переоборудования подводной лодки "Форель" работали: морской инженер поручик Руберовский К.И., заведующий тех. бюро Отдела подводного плавания Балтийского завода; корабельный инженер поручик Токмаков Е.М.; Васильев В.И., конструктор. Во время работ использовали проектные чертежи подводной лодки "Краб" и рабочие чертежи данного судна, имевшиеся в подводной бригаде Черноморского флота и на заводе ОНЗиВ (Общество Николаевских заводов и верфей). В октябре 1916 года – на заключительном шаге – Руберовский К.И. и его коллеги занимались исследованием подводной лодки "Краб" в Севастополе, а для консультаций в Петроград с чертежами прибыл минный кондуктор подводного заградителя Танцура Семен. В проекте было учтено мировоззрение командира подлодки "Краб" старшего лейтенанта Паруцкого М.В., который рекомендовал добавить указатель открытия крышек, прирастить толщину нижних направляющих погонов минного аппарата, также повысить надежность спецприспособлений на минах типа "ПЛ".

Начальный проект переоборудования подводной лодки "Форель" в конце октября 1916 года одобрили МГШ и отдел подводного плавания ГУК. При всем этом "для сохранения остойчивости и наилучшей противосетевой защиты" решили отрешиться от решетчатых минных аппаратов Джевецкого, разместив в носу два запасные мины Уайтхеда, и смонтировав перед рубкой орудие калибра 57 мм. Главное управление судостроения 26 октября 1916 года выдало Балтийскому заводу наряд на переоборудование подводной лодки "Форель" в заградитель. 1 мая 1917 года было установлено сроком готовности.
К этому времени не считая балтийского завода разработкой подобных проектов также занимались ОНЗиВ и ревельский завод "Ноблесснер". Вербование завода "Ноблесснер" можно разъяснить ходатайством вице-адмирала, командующего Балтийским флотом, Непенина А.И. о достройке подлодки "Тур", строившейся на данном заводе, минным заградителем. Проект переоборудования "Тур" на заводе "Ноблесснер" исполнили в сентябре-октябре 1916 года под наблюдением, и возможно, под общим управлением штабс-капитана корабельного инженера Юркевича В.И. (в предстоящем – главный конструктор французского лайнера "Норманди"). Но завод "Ноблесснер" 5 ноября 1916 года от выполнения заказа отказался, так как не мог гарантировать его выполнения к весне 1917 года.

Капитан первого ранга Быков Б.А., начальник отдела подводного плавания, проект завода "Ноблесснер" не одобрил, так как в нем предлагалось совсем новое по выполнению устройство постановщика мин. Справедливо полагая неосуществимым его внедрение без всесторонних испытаний (как на это было изготовлено на подлодке "Краб"), Быков Б.А. указывал на достоинства варианта предложенного Балтийским заводом.
Мировоззрение отдела подводног

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,101 сек. | 11.45 МБ