Подводный флот Рф (часть 2)

Часть 1

Первым командующим подводными силами Рф был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович. Еще когда он командовал броненосцем "Ретвизан", офицеры этого корабля называли Щенсновича меж собой "Идальго". Так и пошло позже. Очень был похож на Дон-Кихота, как его в книгах отрисовывают: усики, бородка козлиная (эспаньолка). Как он бился за русские лодки. Вот, к примеру, история с Фридрихом Круппом.

ПЛ германской компании Ф.Крупп типа "Карп" (3 единицы)

Начало русско-японской войны 1904 — 1905 гг. послужило толчком не только лишь к постройке ПЛ в Рф (типа "Касатка"), да и заказу их за границей, в том числе в Германии. 6 марта 1904 г. доверенный компании "Фридрих Крупп" К.Л.Вахтер выступил с предложением о постройке на заводе "Германия" (г. Киль) для "русского правительского правительства" 3-х ПЛ со последующими сроками готовности: 1-ая — через 9 месяцев, две следующих — через 11 месяцев со денька подписания договора. В начавшихся определенных переговорах с русской стороны участвовали корабельный инженер И.Г.Бубнов и капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев, разработавшие технические условия и условия испытаний. В их содержались сведения о "приближенных" размерах ПЛ: длина — 39,5 м, поперечник — 2,7 м, водоизмещение — 170 т / 240 т. Два керосиномотора мощностью по 200 л.с. каждый. Скорость надводного хода — 11 узлов, дальность плавания — 1100 миль (9-узловым ходом — 1600 миль). Дальность подводного хода — 27 миль 9-узловым ходом, 55 миль 5,5 -узловым, 80 миль — 4-узловым ходом. Припас плавучести -не наименее 15%. Оговаривалось, что ПЛ "Должна держаться на поверхности во всякую погоду и совершать переходы при ветре силой 6 баллов и соответственном состоянии моря". Припас воздуха на 20 человек для 10 человек экипажа. Два перископа длиной по 4 метра каждый. Вооружение — один торпедный аппарат. Боезапас — 3 торпеды Уайтхеда (одна в аппарате, две — в особых пеналах над ТА.

4 апреля 1904 г. технические условия подписали председатель МТК вице-адмирал Ф.В.Дубасов и представитель конторы Круппа К.Л.Вахтер. 10 апреля последовало разрешение на заказ фирме всех 3-х ПЛ. 24 мая начальник отдела ГУКиС контр-адмирал А.Р.Родионов и К.Л.Вахтер подписали договор. Окончательная сборка ПЛ добивалась неотклонимого присутствия "1-го опытнейшего инженера". Начало испытаний первой из их намечалось на 10 января 1905 г., 2-ух -"через месяц от предшествующей". Цена каждой ПЛ определялась в 1 млн. 200 тыс. марок.
Компания Круппа "Германия" не обладала достаточным опытом строительства ПЛ. Сразу после заключения договора началась постройка кораблей, получивших номера "109", "110" и "111". 2 декабря 1904 г. на завод в Киль прибыли капитан 2 ранга М.НБеклемишев и лейтенант А.О.Гадд, к тому времени корпус первой ПЛ и аккумуляторные батареи были фактически готовы, а керосиномоторы собирались на заводе Кертинга в Ханновере. В первых числах августа 1905 г. начались тесты ПЛ "109", которые проводились только под электродвигателями. Наибольшая скорость на поверхности составила 10,7 уз, после этого лодку подняли на стапель для осмотра и устранения замечаний, а их оказалось много. Требовалось прирастить объем топливных цистерн, усовершенствовать систему погружения и вентиляции, поменять конструкцию рубки, прирастить поперечник входного лючка, доработать управляющее устройство. Русско-японская война близилась к собственному грустному концу, а ПЛ все еще строились.

Отдел сооружений ГУКиС предложил отрешиться от жд транспорта и перегнать готовые ПЛ в Либаву своим ходом, удержав с компании сумму на разборку. Но расходы по страхованию и оплате экипажей превысили бы те 15 тыс. марок на каждую из ПЛ. Решили принять ПЛ в Киле и без помощи других перегнать их. 21 декабря 1905 г. это решение признали окончательным.
31 января 1906 г. завод Кертинга сумел, в конце концов, предъявить 1-ый движок, а месяц спустя удачно прошел тесты и 2-ой. 3 февраля оба мотора доставили в Киль и стали готовить к монтажу на ПЛ "110", которую 30 мая благополучно спустили на воду. Получение оставшихся 4 бензиномоторов задерживалось из-за стачки рабочих.

Срок постройки ПЛ немецкая компания Круп
па не выдержала, и причина задержки выяснилась очень просто…
Сразу с ПЛ для Рф Крупп заложил первую германскую субмарину "U-1", приблизительно того же тоннажа. Строил Ф.Крупп хитро, — по сопоставлению с "русскими" ПЛ германскую лодку строили медлительнее. Потому заказанные Россией лодки в море вышли первыми. Здесь -то и полезли из всех щелей конструктивные недочеты. Дело-то новое. Как что-то произойдет, так германские конструкторы в свою драгоценную "U-1" заносят поправки. К примеру, три готовых отсека ПЛ "U-1" испытали на водонепроницаемость. Носовой торпедный аппарат на русских ПЛ был сдвинут вниз под углом по отношению к ватерлинии, как на старенькых миноносцах. На малых глубинах не выстрелишь — торпеда непременно врежется в грунт. Выяснив это событие, германские конструкторы расположили торпедные аппараты на собственной ПЛ "U-1" горизонтально. А в 3-х ПЛ для Рф этот угол сохранили. Рубки на русских лодка оказались негерметичными, под водой в их находиться никто не мог. На собственной ПЛ "U-1" рубку загерметизировали.
Огрехов на этих первых заказанных ПЛ было много.
В конечном счете компания получила русскую ПЛ более высочайшего свойства, избежав излишних издержек на постройку опытнейших лодок. Конкретно это событие и уверило Э.Н.Щенсновича в необходимости вести постройку ПЛ лишь на российских заводах и по проектам собственных инженеров.

Только 12 июня 1906 г. начали испытывать ПЛ "110", которая во время двухчасового надводного хода под электромоторами достигнула скорости 8,4 уз, после этого приступили к установке керосиномоторов. На всех 3-х русских ПЛ торпедный аппарат был установлен не горизонтально, а со значимым уклоном вниз, как на миноносцах. Из Севастополя в Киль отправили мину Уайтхеда для более четкой подгонки торпедных аппаратов эталона 1904 г. 13 сентября произвели 1-ый выстрел без ударника, потому что его"усы" не дозволили бы закрыть носовую крышку аппарата. Результаты признали "непременно неплохими", но на собственной ПЛ "U-1" компания сразу установила торпедный аппарат горизонтально.
26 сентября на мерной полосы ПЛ "110" так и не достигнула под моторами контрактной скорости, показав на 5 пробега наивысшую всего 10,34 уз.

2 ноября управление завода запросило присылки в Киль комиссии для приемочных испытаний. Но Э.Н.Щенснович предложил ввиду "позднего времени года" перенести тесты на весну, а пока командировать в Киль лейтенанта Т.А.фон лер Рааб-Тилена. На ПЛ "109" и "111" работы велись "вяло", потому что во избежании переделок германские спецы "желают пользоваться плодами головной ПЛ".

21 февраля 1907 г. был утвержден состав комиссии под председательством капитана 1 ранга М.Н.Беклемишева для приемки ПЛ, которые к том времени получили наименования "Карп" ("109"), "Карась" ("110") и "Камбала" ("111"). Из 9 членов комиссии 7 высказались за прием ПЛ при условии устранения 60 пт замечаний, двое воздержались. К акту было приложено отдельное мировоззрение Э.Н.Щенсновича, считавшего огромным конструктивным недочетом отсутствие цистерн высочайшего давления. Но проектом это не предусматривалось.

ПЛ "Карп" приняли в казну по акту комиссии от 27 июля 1907 г.. Вопрос о 2-ух других ПЛ отложили до проведения торпедных стрельб. В течение августа ПЛ попеременно без помощи других выходили в море на расстояние до 28 миль, совершали пробные погружения. Ворачиваясь из 1-го похода, ПЛ "Камбала" столкнулась в Кильской бухте с германским каботажным судном, который получил надводную пробоину в корме, а ПЛ свернула носовую оконечность, по счастью не повредив крепкий корпус. На ремонт ушло 10 дней, и 8 сентября ПРЛ "Камбала" приняли в казну, при условии подмены аккумуляторных батарей, якорей электродвигателей и ряда переделок в системе вентиляции. Через 2 денька комиссия подписала акт и о приемке ПЛ "Карась", на которой также имелась масса недоделок.

В течение лета 1907 г. все 3 ПЛ в сопровождении транспорта "Хабаровск" прибыли в Либаву и вошли в состав Учебного отряда подводного плавания. Продолжавшиеся тесты выявили целый ряд конструктивных недочетов. Так, аккумуляторные батареи не были оборудованы специальной вентиляцией, отсеки не опробированы на давление, внутренние балластные цистерны на большой глубине не продувались сжатым воздухом, а откачивались помпой. Еще на приемочных испытаниях в Германии удалось установить, что наружные балластные цистерны наполнялись водой очень длитель
но (7 минут 38 секунд), хотя по условиям договора время погружения должно было составлять 5 минут. Переделка системы погружения в Киле еще более отодвинула бы сроки приемки, потому ее решили выполнить в Рф за счет завода, который скоро отправил арматуру, документацию и перевел нужные средства. Переделки уменьшили время погружения на 2 минутки 20 секунд, что спецы признали удовлетворительным. Много морок доставила уложенная в корпусе пробка — от попадания воды она набухала и присваивала ПЛ не положительную, а отрицательную плавучесть. Отрывные же кили призванные обеспечивать безопасность в подходящий момент, или не отдавались совершенно, или отсоединялись с трудом, как это случилось поблизости Либавы на ПЛ "Карась" во время учебных погружений в сентябре 1907 г.
22 апреля 1908 г. ПЛ "Камбала" и "Карась" , а 26 апреля ПЛ "Карп" выслали по стальной дороге в Севастополь, а через 2 денька всех их перечислили в Отряд подводного плавания Черноморского флота. В июне речь пошла о довооружении каждой ПЛ 2-мя решетчатыми торпедными аппаратами Джевецкого и размещении цистерны высочайшего давления "методом переделки сейчас имеющихся". Но эти улучшения удалось сделать на 2-ух ПЛ, потому что ПЛ "Камбала" в момент первой ночной атаки 23 мая 1909 г. погибла, протараненная броненосцем "Ростислав".

С ПЛ "Карась" и "Карп" сняли по 12 аккумов, за счет чего одну из внутренних цистерн удалось переработать под цистерну высочайшего давления — безопасность обеспечивалась больше, чем неидеальными отрывами килей.
К началу Первой Мировой войны на Черном море находились в строю ПЛ "Лосось", "Судак", "Карп" и "Карась". С вступлением в строй ПЛ типа "Морж" устаревшие ПЛ сдавались в порт. Судьбу ПЛ "Карп" и "Карась" решила в декабре 1916 г. комиссия под председательством капитана 1 ранга П.П.Остолецкого, ознакомившаяся с их состоянием. Признав обе ПЛ неприменимыми к предстоящей службе, спецы, а именно, отметили, что даже после ремонта "крепость корпуса остается очень пониженной…" 12 февраля ПЛ "Карп" и "Карась" сдали в Севастопольский порт, где они простояли до апреля 1919 г. Покидая город, британцы в числе других ПЛ вывели и затопили на рейде ПЛ "Карп" и "Карась".

Постройка ПЛ типа "Карп" , обладавших рядом существенных конструктивных недочетов, еще раз подтверждает годами испытанную правду — поспешные решения о размещении заказов без достаточного анализа опыта завода-изготовителя изредка приносит подходящие результаты.

21 июня 1905 г. компания Круппа через собственного представителя К.Вахтера предложила выстроить судно водоизмещением 35 т, являвшееся предстоящим развитием ПЛ типа "Форель", но снабженное 2-мя керосиномоторами по 60 л.с. для надводного хода и электромотором мощностью 60 л.с. — для подводного плавания и для зарядки аккумов. Командная башня имела сейчас больший объем, в ней могли поместиться и командир, и штурман, а в носовой части предполагались две кровати для последовательного отдыха экипажа.
Но заведующий подводным плаванием контр-адмирал Э.Н.Щенснович на основании отзыва о проекте И.Г.Бубнова ответил представителю компании Круппа, что "предлагаемый тип лодки без затруднения может быть проектирован нашими инженерами и построен в Рф".

2 сентября 1905 г. в МТК через К.Вахтера поступили чертежи и короткое описание ПЛ водоизмещением 21 т, скоростью 10 / 7 уз, дальностью плавания 250 / 25 миль, снабженной керосинодвигателем и электродвигателем. И.Г.Бубнов выразил мировоззрение, что постройка таких ПЛ для российских компаний не составляет трудности.
Но М.Н.Беклемишев высказался за незамедлительный заказ 5 таких ПЛ. Но предложение Ф.Круппа не приняли по заключению Э.Н.Щенсновича.
"4 декабря 1905 г. Очень секретно.
Мы в текущее время владеем в Балтике 2-мя типами ПЛ (Лэка и Холланда), уже плавающих и поболее либо наименее испытанных. Из Киля прибудут лодки Круппа, на балтийском заводе завершаются лодки Беклемишева и Бубнова. Нужно ждать, что эти последние лодки будут окончены заводом и сданы будущей весной.. Таким макаром, в Балтике будет 4 типа ПЛ. В каждом из их найдутся свои недочеты и свои достоинства, и вызвать лодки к жизни, но не забрасывать их, будет делом личного состава, о подготовке которого мы должны хлопотать. Мы уже более либо наименее познакомились с ПЛ имеемых 2-ух типов. Эти оба — зарубежные типы.

Неуж-то нам и в данном деле быт

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 51 | 0,175 сек. | 12.56 МБ