Подводный флот Рф (часть 3)

Часть 2

Подводный флот России (часть 3)

Намедни Октябрьской революции в состав русского военно-морского флота входили кроме надводных кораблей 52 ПЛ, из которых 41 находилась в строю, 7 — в постройке и сборке, 4 — на хранении в порту.
По количеству ПЛ русский флот не уступал флотам многих больших морских держав. Но значимым недочетом были многотипность ПЛ, также техно и моральная устарелость практически половины их.
На Балтийском море имелись 32 ПЛ 6 типов, на Черном море — 19 ПЛ 7 типов. Одна ПЛ заходила в состав флотилии Северного Ледовитого океана ("Святой Жора").
Только около 60% подводного флота (31 ПЛ типов "Касатка", "Минога", "Морж", "Барс" и "Краб") строились на российских судостроительных заводах по проектам русских конструкторов. Другие ПЛ были или построены в Рф по зарубежным проектам, или куплены у зарубежных компаний. Из 52 ПЛ 49 были торпедными и 3 — минными заградителями. На Балтике ПЛ, находившиеся в строю были сведены в дивизию, на Черном море — в бригаду.

К началу 1918 г. на Балтике ПЛ находились в последующих базах:
В Ревеле — 17 ПЛ (типа "Сом" — "Пескарь", "Белуга", "Щука", "Стерлядь", типа "Кайман" — "Кайман", "Аллигатор", "Крокодил". "Дракон"; типа "Барс" — "Тигр", "Пантера", "Рысь", "Кугуар", "Ягуар", "Единорог", "Тур", "Змея", "Угорь".
В Хельсингфорсе — 4 ПЛ (типа "Барс" — "Кабан", "Волк", "Леопард", "Ёрш").
В Хангэ — 4 ПЛ (типа "АГ" — "АГ-11", "АГ-12", "АГ-15", "АГ-16").
В Петрограде — 7 ПЛ ("Минога", типа "Касатка" — -"Касатка", "Кета", "Макрель", "Окунь", типа "Барс" — "Форель". "Язь"). ПЛ "Форель" и "Язь" были переведены из Ревеля в ноябре 1917 г. ПЛ "Минога", "Касатка", "Кета", "макрель" и "Окунь" прибыли из Финляндии для полгого ремонта 19 декабря 1917 г. ПЛ "АГ-16" до 21 июля 1917 г. именовалась "АГ-13", "Кета" до 17 августа 1917 г. — "Фельдмаршал граф Шереметев".
В связи с признанием 18 (31) декабря 1917 г. гос независимости Финляндии глава Русского правительства Ленин считал полностью нужным полное передислоцирование кораблей Балтийского флота на новейшую систему баз — Кронштадт, Петроград, Сестрорецк, Лужская губа.

15 февраля 1918 г. на флот поступило распоряжение приготовить все находившиеся в Ревеле ледоколы. 16 февраля начальник 1-й бригады крейсеров в Ревеле получил приказание привести корабли в двухсуточную готовность для перехода в Хельсингфорс. В тот же денек Морской генеральный штаб отдал срочную директиву командованию флота, в какой , а именно, предусматривалось перебазирование кораблей из передовых баз (Ревель и Хельсингфорс) в Кронштадт. 17 февраля от имени СНК Центральному комитету Балтийского флота (Центробалту) была передана телеграфом директива Коллегии Народного комиссариата по морским делам, в какой предписывалось начать перевод кораблей из Ревеля в Хельсингфорс, а потом в Кронштадт.. Эти директивы явились начальными документами для подготовки и проведения первой стратегической операции русского АМФ — Ледовитого похода, осуществленного в феврале — апреле 1918 г.
17 февраля начальнику дивизии подводного плавания (эти обязанности временно исполнял капитан 2 ранга В.Ф.Дудкин) было приказано немедля начать перевод в Хельсингфорс всех ПЛ, также плавучих баз и иных вспомогательных судов, зимовавших в Ревеле.
Практически на всех ПЛ дивизии подводного плавания, зимовавших в Ревеле, выполнялся ремонт устройств

20 февраля из Ревеля на буксире ледокола "Волынец" вышли 1-ые 3 ПЛ. Спустя два денька ледокол "Ермак" повел в Хельсингфорс еще 2 ПЛ и два груженых транспорта.
24 февраля из Ревеля вышел транспорт "Европа" вкупе с ПЛ "Тигр" и "Кугуар".
Немецкая авиация пробовала бомбардировками воспрепятствовать переходу кораблей, но это ей не удалось. Балтийские морепл
аватели в очень томных критериях вывели из Ревеля 9 ПЛ типа "Барс". На переходе в Хельсингфорс затонула неисправная ПЛ "Единорог". Эту лодку, не имевшую хода, вел буксир "Германмарк", отщвартовав ее у собственного борта. В лодку всегда поступала вода, потому на буксире безпрерывно работала водяная помпа. Когда же помпа засорилась и ПЛ стала стремительно наполняться водой, швартовы пришлось дать. ПЛ пошла ко дну. У ПЛ "Единорог" оказалась очень типичная судьба. 25 сентября 1917 г. она села на камешки у острова Эрё (Або-Аланский архипелаг), получив при всем этом пробоину. После снятия с камешков, следуя на буксире, опять налетела на подводные рифы и затонула. Была поднята спасательным судном "Волхов" 7 октября 1917 г.
В полдень 25 февраля в Ревель вступили германские войска. Тут они захватили ПЛ типа "Сом" учебного отряда "Белуга", "Пескарь", "Стерлядь" и "Щука" (вступили в строй в 1905 — 1906 гг.), также 4 ПЛ типа "Кайман", вступившие в строй в 1911 г., устаревшие и потому сданные в порт (ПЛ "Крокодил" была переоборудована в зарядную станцию). Не удалось вывести из Ревеля транспорт "Святой Николай", на котором находилось имущество 4-го дивизиона ПЛ типа "АГ", базировавшихся в Хангэ, буксир "Гренен" с имуществом и некими механизмами ПЛ "Угорь", плавучую мастерскую Балтийского судостроительного завода.
Всего из Ревеля было выведено 56 боевых кораблей и судов. Несколько судов были затерты льдами, они пришли в Хельсингфорс сначала марта.

В Хельсингфорсе шла усиленная подготовка к перебазированию кораблей в Кронштадт.
12 марта вышел 1-ый отряд кораблей в составе 4 линкоров и 3 крейсеров. Проводку производили ледоколы "Ермак" и "Волынец". Но скоро военно-политическая обстановка в Финляндии значительно осложнилась. 3 апреля в Хангэ посадилась немецкая дивизия.
Потому мореплаватели 4-го дивизиона были обязаны подорвать ПЛ "АГ-11", "АГ-12", "АГ-15" и "АГ-16" и убить плавбазу "Оланд", чтоб они не достались интервентам.

К этому времени в Хельсингфорс сосредоточились 12 ПЛ типа "Барс", плавбазы "Тосно" и "Вояка", учебное судно "Пётр Величавый", использовавшееся в качестве плавбазы и спасательное судно "Волхов". Идти своим ходом могли только 7 ПЛ. в особенности томным было состояние ПЛ "Кугуар" и "Угорь"

В ночь на 5 апреля начал переход в Кронштадт 2-ой отряд. НА буксире линкора "Андрей Первозванный" шла ПЛ "Тур", у крейсера "Олег" — ПЛ "Тигр", у крейсера "Баян" — ПЛ "Рысь". На траверзе маяка Грохар приблизительно в 6 милях от Хельсингфорса, ПЛ "Рысь" была затерта льдом, ее корпус получил повреждения. Крейсер "Баян" дал буксир. К вечеру 6 апреля этой ПЛ удалось возвратиться в Хельсингфорс.
ПЛ "Тур" и "Тигр" в полдень 11 апреля вошли за ледоколом "Ермак" в Кронштадт. У ПЛ "Тур" были серьезно повреждены носовые балластные цистерны и надстройка, у ПЛ "Тигр" оказалась разбита носовая оконечность. Переход третьего отряда был осуществлен 5 эшелонами с 7 по 12 апреля. В этот отряд входили 48 миноносцев, 10 ПЛ, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей. Это был самый непростой и тяжелый шаг Ледового похода. Германское правительство ултиматически потребовало обезоружить до 12 часов 12 апреля все русские военные корабли, находящиеся в портах Финляндии.
На рассвете 7 апреля сторожевые корабли "Ястреб" и "Руслан" вывели вместе с буксиром "Аркона" из Хельсингфорса 8 ПЛ. 9 апреля покинули гавань ПЛ "Угорь" 9на буксире у транспорта "Иже") и ПЛ "Кугуар" (на буксире у плавбазы "Тосно"). На ПЛ "Кугуар", вышедшей последней, находился временно исполнявший обязанности начальника дивизии капитан 2 ранга В.Ф.Дудкин.
На переходе корабли нередко подвергались сжатию льдами. ПЛ типа "Барс" не имели водонепроницаемых переборок и возникновение пробоины в крепком корпусе могло привести их к смерти. Лодки так покрывались льдом, что иногда над глыбами, громоздившимися на палубах, выселись только рубки. Подводники повсевременно скалывали лед. Часто путь кораблям приходилось прокладывать ломами. В особенности небезопасной была подвижка льдов. Лед наползал на ПЛ, сжимал их. В корпусах создавались вмятины, вылетали заклепки, расползались швы. У многих ПЛ были повреждены крышки носовых торпедных аппаратов, носовые и
балластные цистерны и надстройки, погнулись вертикальные и горизонтальные рули, обломались лопасти винтов.
15 апреля в пришествием мглы ПЛ "Кабан", "Волк", "Ягуар", "Рысь", "Ёрш", "Змея", "Леопард" и плавбаза "Тосно" с ПЛ "Кугуар" на буксире прибыли в Кронштадт, а на последующий денек они перебежали в Петроград.

17 апреля пришла ПЛ "Угорь", 18 апреля — ПЛ "Пантера", 22 апреля — плавбаза -"Вояка".
Таким макаром, переход третьего отряда кораблей был удачно завершен. В Хельсингфорсе из состава дивизии подводного плавания остались транспорт "Европа", плавбаза "Память Азова" и спасательное судно "Волхов", которые не смогли выйти из-за нехватка угля и значимого некомплекта экипажей.
Последние корабли третьего отряда вышли 12 апреля, когда германские войска уже вступили в предместья городка. На последующий денек на рейд Хельсингфорса вошли германские дредноуты "Вестфален", "Позен", броненосец "Беовулф" и открыли артиллерийский огнь по берегу.
В Ледовом походе исключительное мужество и самоотверженность показали В.Ф.Дудкин, С.П.Языков, Г.В.Васильев, Б.М.Ворошилин, Н.А.Горняковский, Г.И.Гутта, А.А.Ждан-Пушкин, Я.К.Зубарев, А.А.Иконников, Н.К.Кечеджи, М.В.Лашманов, Ю.В.Пуарэ, М.Ф.Стороженко, Г.М.Трусов, Г.А.Шредер и многие др.
Спасательное судно "Волхов" вышло из Хельсингфорса 11 мая 1918 г.
Последним его покинуло 28 мая судно "Память Азова", использовавшееся в качестве флагманского корабля старшего морского начальника в Финляндии.
Спасенные ПЛ совместно с маленьким числом ПЛ, находившиеся в Петрограде, составили ядро русских подводных сил.

Русское правительство приняло срочные меры для защиты Кронштадта и Петрограда. В связи с обострением отношений с Германией 14 мая был взорван форт Ино.
Корабельные силы Балтики, приведенные в состояние завышенной боевой готовности, 16 мая 1918 г. были разбиты на 3 категории:
Действующий флот,
Вооруженный резерв,
Корабли на длительном хранении.

В командование дивизией подводных лодок флота Балтийского моря 22 мая вступил капитан 2 ранга К.Е.Введенскицй, основным комиссаром дивизии по политической части был назначен минный машинист И.В.Владимиров.
Заместо 6 дивизионов, из которых ранее состояла дивизия, были сформированы две.
1-ый дивизион (начальник — старший лейтенант К.Л.Соболев, комиссар И.Е.Иванов) являлся запасным и насчитывал 11 ПЛ : "Волк", "Кабан", "Ёрш", "Змея", "Форель", "Кугуар", "Язь", "Угорь", "Кета", "Касатка" и "Окунь". Они все нуждались в ремонте либо находились в достройке.

2-ой дивизион (начальник капитан 2 ранга Я.К.Зубарев,, комиссар С.П.Языков) входили более боеспособные ПЛ — "Тигр", "Пантера", "Рысь", "Тур", "Ягуар", "Леопард", "Минога" и "Макрель".
Дивизия располагала 5 вспомогательными судами.
В течение кампании 1918 г. состав дивизии перетерпел значительные конфигурации. В июле в действующем флоте было оставлено только 6 ПЛ ("Тигр", "Пантера", "Ягуар", "Леопард", "Рысь" и "Тур"), сведенные в отдельный дивизион. В резерве в Петрограде находились ПЛ "Волк", "Кабан", "Ёрш", "Форель", "Минога" и "Макрель", а другие ПЛ (с начала августа также "Минога" и "Макрель"_ — на хранении в Петроградском порту.
ПЛ "Кета" была совершенно исключена из состава флота.

Четыре ПЛ действующего дивизиона вели разведку в Финском и Нарвском заливах, а две — в Ладожском озере с целью воспрепятствовать посадке неприятельских десантов на ближних подступах к Петрограду. Первой вышла 3 июля 1918 г. в Ладожское озеро ПЛ "Кабан", 2-ой — 23 августа — ПЛ "Пантера".

Осенью 1918 г. военно-политическая обстановка резко поменялась. Войска Антанты нанесли поражение истощенной германской армии. 13 ноября ВЦИК принял постановление об аннулировании Брестского мирного контракта Но поражение Германии в войне позволило США, Англии и Франции использовать освободившиеся силы для усиления вооруженной борьбы против Русской Рф.

Летом 1918 г. основным фронтом стал Восточный, упиравшийся своим южным флангом в Каспийское море. Удерживая в собственных руках дельту Волги и контролируя северную часть Каспия, русские войска не давали способности объединиться армиям генерала Деникина и ад

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 54 | 0,329 сек. | 13 МБ