Подводный флот Рф: перспективы и ожидания

Подводный флот России: перспективы и ожидания15 июня 2010 года в Северодвинске был выведен из дока Северного машиностроительного предприятия новый подводный крейсер проекта 885. Таким макаром, на сей день в Рф построены головные подлодки новых серий 3-х главных классов: РПКСН проекта 955 («Юрий Долгорукий»), ДЭПЛ проекта 677 («Санкт-Петербург») и в конце концов ПЛАРК проекта 885 («Северодвинск»).

На этот промежный предел стоит направить внимание, чтоб осознать, какие перспективы ожидают российский подводный флот и на каких субмаринах будут служить те будущие офицеры и матросы, которые сейчас пока только кончают 9-11-й классы средних школ.

4-ое ПОКОЛЕНИЕ

История нового, 4-ого поколения российских подводных лодок началась на рубеже 70-80-х годов прошедшего века, сходу после того, как были сформированы требования и началась подготовка к строительству субмарин третьего поколения — проектов 941, 945, 949, 971 и других. Новое поколение лодок должно было развить фуррор, который удалось достигнуть с созданием субмарин третьего поколения, способных, невзирая на некие недочеты, конкурировать с южноамериканскими и английскими аналогами-ровесниками по способностям оборудования и уровню скрытности.

Подводный флот России: перспективы и ожидания

По традиции русского Военно-морского флота предусматривалось одновременное строительство нескольких проектов субмарин для выполнения разных задач — стратегических, противоавианосных, многоцелевых, противолодочных и специального предназначения. Но в конце 80-х годов уже стало ясно, что схожая практика приводит к неоправданному увеличению расходов на ВМФ, и по примеру возможного противника было решено свести это обилие к трем главным классам: два класса атомных ПЛ — стратегические и многоцелевые и один класс многоцелевых дизель-электрических ПЛ.

В конечном итоге работы над новыми лодками привели к созданию 3-х проектов, которые были утверждены в качестве главных. Роль нового «стратега» предназначалась проекту 955 «Борей», нового многоцелевого подводного крейсера — проекту 885 «Ясень». Многообещающие дизельные субмарины планировалось строить по проекту 677 «Лада».

К огорчению, воплощение этих планов пришлось на очень тяжелое для нашей страны время. Распад СССР и разрушение индустрии, сначала оборонной, привели к тому, что в 90-х и большей части 2000-х годов флот получал подлодки «советского задела», не мечтая о новых субмаринах. Строительство же последних продвигалось с большущими трудностями. Меж тем численность подплава русского ВМФ резко сокращалась за счет вывода из его состава огромного количества лодок ранешних проектов, при этом многие боевые единицы, номинально остававшиеся в строю, могли годами не выходить в море.

В конечном итоге к истинному времени в русском подводном флоте сложилась последующая ситуация.

МОРСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

В текущее время в составе русских МСЯС находится 6 РПК СН проекта 667БДРМ (постройки 80-х — начала 90-х), 5 РПК СН проекта 667 БДР (построены в 70-80-е), один РПК СН проекта 955 (спущен на воду в 2007 году, в строй еще не введен). Не считая того, в строю Военно-морского флота Рф остается три РПК СН проекта 941, один из которых («Дмитрий Донской») после переоборудования употребляется для испытаний ракетного комплекса Д-30 с МБР «Булава», а еще два ожидают решения собственной судьбы.

Подводный флот России: перспективы и ожидания

Сейчас идет строительство еще 3-х подводных ракетоносцев проекта 955. Два из их должны быть сданы ВМФ РФ в течение 2011 года, а 3-ий — в 2014-м либо 2015-м. История этого проекта достаточно драматична: строительство головного корабля официально началось в 1995 году, но практически не продвигалось из-за недофинансирования. В предстоящем проекту пришлось пережить суров
ую переработку, когда после нескольких неудачных пусков отказались от многообещающего ракетного комплекса «Барк» в пользу «Булавы», разработка которой перевоплотился в реальную драму. В итоге обновление морских СЯС Рф затягивается. Сейчас на решение заморочек «Булавы» выделены очень значимые умственные, денежные и промышленные ресурсы, и это позволяет надежды: в наиблежайшей перспективе ракета будет принята на вооружение.

Подводный флот России: перспективы и ожидания

В целом, невзирая на имеющиеся трудности, состояние морских стратегических ядерных сил Рф на фоне других частей российского подводного флота можно считать более благополучным. Их база — 6 РПК СН проекта 667БДРМ в текущее время проходит ремонт с перевооружением на МБР «Синева», и ожидается, что они сохранятся в составе ВМФ до 2020-х годов, а при условии предстоящей модернизации — и долее.

С учетом строительства серии кораблей проекта 955 (предполагая, что все препядствия «Булавы» получится убрать в течение наиблежайшего года) и принимая во внимание ограничения Контракта СНВ-3, подписанного весной текущего года, можно сказать, что наличие в строю 6 РПК СН проекта 667БДРМ и строительство того же количества «Бореев» позволят снять с повестки денька вопрос обновления русских МСЯС на наиблежайшие 20 лет.

«УБИЙЦЫ АВИАНОСЦЕВ»

На сегодняшний денек в составе ВМФ Рф сохраняется восемь атомных подводных крейсеров проекта 949А «Антей». Эти лодки, строительство которых началось в 80-х годах, являются одними из самых современных в составе русского Военно-морского флота, но состояние этого компонента подплава можно именовать кризисным. Сначала из-за выхода из строя МКРЦ «Легенда» и списания большей части самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, также сложностей с вводом в эксплуатацию новейшей МКРЦ «Лиана». В итоге лодки этого типа могут использовать для наведения собственных ракет П-700 только собственные средства обнаружения, что исключает применение данного ракетного орудия на полную дальность и просит сближения с целью.

Подводный флот России: перспективы и ожидания

2-ой и поболее суровой неувязкой является узенькая специализация этих подводных крейсеров. «Заточенные» на борьбу с авианосными соединениями ВМС США, субмарины проекта 949А оказались очень большими, сложными и дорогостоящими в постройке и эксплуатации кораблями, предназначение которых в современных критериях непонятно. Вприбавок огромные размеры делают эти лодки очень видными, а еще они достаточно гулкие.

Продлить срок эксплуатации «Антеев» и расширить их способности можно методом полгого ремонта и модернизации с подменой на лодках ракетного комплекса «Гранит» на новый РК с универсальными пусковыми установками. Такое перевооружение дозволит «Антеям» использовать широкую номенклатуру современных крылатых ракет и сделает их многоцелевыми кораблями. Но всех недочетов проекта такая модернизация не уберет, а не считая того, окажется очень долговременной и дорогостоящей.

СУБМАРИНЫ-ОХОТНИКИ

В декабре 2009 года в состав ВМФ Рф была введена атомная подлодка К-152 «Нерпа». Новенькая АПЛ проекта 971И создана для передачи в лизинг ВМС Индии. Ранее на субмарине пройдет подготовку уже сформированный индийский экипаж.

Подводный флот России: перспективы и ожидания

Этот факт в особенности увлекателен с учетом состояния группировки российских многоцелевых атомных подводных лодок. Последняя многоцелевая АПЛ вошла в состав Военно-морского флота Рф в 2001 году. Это была однотипная с «Нерпой» субмарина «Гепард». На сей день в строю ВМФ РФ находится, не считая «Нерпы», 12 субмарин проекта 971, средний возраст которых превосходит 15 лет. Кроме этих АПЛ флот также располагает многоцелевыми АПЛ других проектов — 671РТМК (четыре единицы) и 945 (три единицы). В наиблежайшие полтор
а 10-ка лет более половины лодок этого класса выйдут из строя, а именно все субмарины проекта 671РТМК и проекта 945, также построенные первыми АПЛ проекта 971. Такое сокращение, если его не восполнить вводом в состав флота новых субмарин, приведет к тому, что к середине — концу 2020-х годов группировка многоцелевых атомных подлодок ВМФ РФ не сумеет делать боевые задачки — даже настолько принципиальные, как прикрытие русских стратегических подводных крейсеров на боевой службе, а о выделении сколько-либо приметного количества АПЛ для выполнения задач в удаленных районах Мирового океана не будет и речи.

Каким образом этой ситуации реально избежать?

В постройке для ВМФ в текущее время находится две многоцелевые АПЛ проекта 885. Как понятно, головной корабль проекта — К-329 «Северодвинск» не так давно был выведен из построечного цеха. Имеющиеся планы предугадывают ввод в строй флота 6 АПЛ данного типа в течение ближайших 10 лет, и они, разумеется, не сумеют поменять все 27 многоцелевых субмарин (включая противоавианосные 949А), входящих в состав ВМФ на данный момент.

Подводный флот России: перспективы и ожидания

Головную лодку проекта 885 намеревались заложить еще на рубеже 80-90-х годов, но денежные ограничения и распад СССР отложили начало работ до 1993 года. Потом потянулась долгая эпопея ее постройки. Вначале предполагалось, что этот корабль передадут мореплавателям в 1998-м, и появились слухи о закладке еще 2-ух либо 3-х корпусов проекта 885. Но в 1996 году в связи с отсутствием финансирования строительство фактически заморозили.

В 1998 году сроки ввода в строй двинулись на начало 2000-х, потом на 2005-й, на 2007-й… К работам на лодке приступили вновь только в 2004 году. После возобновления финансирования проект пришлось модернизировать — оборудование, закладывавшееся создателями субмарины в конце 80-х, устарело и достраивать крейсер с ним было глупо. Не считая того, по неким сведениям, появились трудности и с главной энергетической установкой последнего поколения, которую пришлось дорабатывать.

На поверку оказались несоответствующими реальности и слухи о строительстве последующих корпусов проекта 885, типо заложенных еще в 90-х. В действительности к работам на втором корабле улучшенного проекта 885М, получившем имя «Казань», приступили исключительно в 2009 году.

Необходимо отметить, что необходимость постройки серии из 6 крейсеров проекта 885 вызывает вопросы. Для того чтоб разобраться с этой темой, нужно осознать происхождение и оценить свойства «Северодвинска». Это большой подводный корабль стандартным водоизмещением 9700 и полным — более 13 500 тонн, длиной около 120 метров и шириной 13 метров. Он обладает большой скоростью хода (по неким данным, до 33 узлов) и имеет массивное вооружение: 8 торпедных аппаратов калибром 533 и 650 мм, также 8 пусковых установок шахтного типа, в каждой из которых может быть расположено до 3-х крылатых ракет разных типов.

Лодка вооружена массивным радиоэлектронным оборудованием и гидроакустикой, а цена ее постройки, по неким данным, приближается к двум млрд баксов. Более близким по функциональности и чертам аналогом российского проекта является южноамериканский проект SSN-21 Sea Wolf. «Си Вулфы» также представляют собой большие, скоростные, тяжеловооруженные и дорогостоящие боевые единицы. В конце 80-х они предполагались как ответ на ввод в состав ВМФ СССР подлодок проекта 971. Тогда США желали выстроить 30 субмарин данного типа. Но в связи с окончанием прохладной войны надобность в схожей серии отпала и в 1989-2005 годах южноамериканские ВМС получили всего три лодки, при всем этом стоимость каждой субмарины достигнула 4 млрд баксов. В качестве основной АПЛ последнего поколения была выбрана наименьшая по размерам и не настолько выдающаяся по ТТХ «Вирджиния». Подлодки этого типа планируется выстроить в количестве 30 единиц для подмены устаревающих субмарин типа «Лос-Анджелес».

Подводный флот России: перспективы и ожидания

В связи с этим появляется вопрос: необходимо ли Рф сейчас строительство серии схожих «Си Вулфу» кораблей, свойства которых в свое вр
емя рассчитывались исходя из предполагавшейся большой войны с самым могущественным на земле противником? Либо, беря во внимание текущую международную обстановку, можно ограничиться вводом в строй 2-3 субмарин проекта 885 (885М), а в качестве основной атомной лодки на перспективу избрать более дешевенький вариант, сохраняющий за счет современного оборудования и вооружения нужные способности.

Изложенные выше суждения по поводу грядущего значимого сокращения группировки многоцелевых атомных лодок позволяют прийти к выводу: строительство в наиблежайшие полтора десятилетия более дешевенькой «массовой» АПЛ в количестве хотя бы 12-15 единиц является актуально нужным. По главным чертам такая лодка должна соответствовать АПЛ проекта 971 либо даже 671РТМ, превосходя эти субмарины по уровню скрытности и, очевидно, способностям оборудования и вооружения. Судя по некой инфы, разработка подобного проекта ведется рядом конструкторских бюро.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЛОДКИ

Еще в конце 90-х годов прошедшего века был поставлен вопрос о необходимости подмены лодок проекта 877, составляющих сейчас базу российского дизельного подплава. Поставки субмарин этого проекта для российского ВМФ завершились в 1994 году. В текущее время в составе нашего флота находится согласно сведениям разных источников от 12 до 15 ДЭПЛ данного типа, самые старенькые из которых были построены сначала 80-х годов.

Подводный флот России: перспективы и ожидания

В качестве вариантов подмены рассматривалась постройка или улучшенных лодок проекта 636/636М, или новейших ПЛ проекта 677. 1-ый вариант обещал возможность относительно дешевенького и резвого обновления подплава благодаря конструктивной близости субмарин проектов 636 и 877, вкупе с тем способности последних должны были существенно возрасти за счет нового оборудования. 2-ой же был более рискован — лодка проекта 677 являлась полностью новым продуктом, освоение которого в критериях постсоветского развала индустрии сулило огромные трудности.

Все же в 1997 году заложили головную субмарину проекта 677, но спустили ее на воду только через восемь лет, а ввод ПЛ в строй состоялся в конечном итоге исключительно в мае 2010-го. При всем этом лодка принята в «ограниченную эксплуатацию» — на ней, по имеющейся инфы, не установлен штатный гидроакустический комплекс, с разработкой которого появились трудности, есть трудности и с главной энергетической установкой.

Подводный флот России: перспективы и ожидания

Затягивание ввода в строй головной лодки «подвесило» и судьбу последующих субмарин проекта — Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь», заложенных в 2005 и 2006 годах. Они в итоге пока даже не спущены на воду. Получится ли поправить возникшие проблемы без ухудшения ТТХ лодки и в какие сроки это можно сделать — пока непонятно.

В итоге на сей день складывается феноминальная ситуация: уже практически 15 лет имея в руках удачный, современный, конкурентоспособный проект 636, пользующийся спросом на мировом рынке и за счет неизменного усовершенствования поддерживающий свою конкурентоспособность, Наша родина не строит эти лодки себе. Попытавшись сделать ставку на новый проект 677, наша страна столкнулась с рядом организационных и технических заморочек, в итоге которых обновление дизельного подплава задерживается вот уже на 10 лет. При ином развитии событий флот в течение прошедших 10 лет мог бы получить 6, а может быть, и восемь подлодок 636-го проекта. Не исключено, что он их в конечном итоге получит — но на полтора 10-ка лет позднее, чем следовало бы.

ВАРИАНТЫ Грядущего

Обновление русского Военно-морского флота, включая подплав, прямо находится в зависимости от того, какие средства страна сумеет выделить на решение этой задачки и как кропотливо будет держать под контролем их расходование. По заявлениям представителей Минобороны РФ, для настоящего финансирования нужд Вооруженных Сил нужно израсходовать в наиблежайшие 10 лет 28-36 трлн рублей. В случае же принятия менее накладного, 13-триллионного варианта Гос программки вооружений на 2010-2020 годы финансирование ВМ
Ф пойдет по остаточному принципу — ценностью будут воспользоваться стратегические ядерные силы, ВВС и ПВО. Согласно инфы из ряда источников в данном случае пополнение флота новыми кораблями станет осуществляться за счет реализации не входящей в ГПВ объединенной программки военного и штатского судостроения. При всем этом кроме фактически вопросов финансирования следует решить массу заморочек с реорганизацией и модернизацией судостроительной индустрии.

Как в случае того либо другого варианта развития событий будет смотреться русский подплав 15 лет спустя? Можно выделить последующие главные сценарии:

1. Малый. В отсутствие нужного финансирования развитие получат только «защищенные» статьи, в случае с подводным флотом — это морские стратегические ядерные силы. Группировка многоцелевых АПЛ сохранит 2-3 субмарины проекта 949А и 6-7 лодок проекта 971, также получит 4-6 кораблей проекта 885. В общей трудности в ее составе окажется 10-16 АПЛ. Группировка дизельных лодок будет включать 5-6 последних субмарин проекта 877 и аналогичное число лодок проекта 677 и/либо 636М. С учетом удаленности друг от друга главных морских театров Наша родина не получит способности сделать ни на одном из их более либо наименее сильную подводную группировку, не допуская критичного ослабления других. Способности подплава по выполнению боевых задач резко сократятся.

2. Допустимый. При более значимых объемах финансирования можно сделать нужные меры по сохранению в строю большего числа лодок «советских проектов». Модернизация всех 12 имеющихся «Барсов» и, к примеру, 4 лодок проекта 949А в купе с вводом 6 АПЛ проекта 885 и, может быть, 2-3 первых лодок нового проекта дозволит удержать численность группировки многоцелевых лодок на уровне 22-25 единиц, что несколько облегчит положение. Группировка дизельных субмарин, стопроцентно избавившись от устаревших субмарин проекта 877, будет насчитывать 12-15 новых ПЛ.

3. Лучший. Постоянное финансирование в купе с модернизацией кораблестроения дозволит, а именно, вполне обновить состав МСЯС, не утруждая себя модернизацией РПК СН старенькых проектов. Группировка многоцелевых лодок сохранит старенькые боевые единицы: 4-6 субмарин проекта 949А, прошедших глубокую модернизацию, и 8-10 ПЛ проекта 871, также улучшенных. Заказ на строительство лодок проекта 885 будет сокращен до 2-3 единиц, но вкупе с тем флот получит 12-15 более малогабаритных и дешевеньких субмарин. В данном случае численность группировки многоцелевых АПЛ как минимум остается на сегодняшнем уровне, а может быть, и несколько вырастет при одновременном улучшении свойства. Группировка дизельных лодок в данном случае будет насчитывать до 20 единиц проекта 677 и/либо 636М, а возможно, и какого-то другого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 51 | 0,160 сек. | 12.58 МБ