В 50-е годы, в самом начале прохладной войны , СССР и США — равномерно увеличивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг дружке превентивными ударами и ударами возмездия. Вот тогда Сталин дал Берия скрытый приказ: найти такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу засекретили , его заглавие на карте Крыма больше не упоминалось.
Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок Сталин рассматривал и визировал лично.
База подлодок либо объект 825 коротко:
начали строить в 1957, окончили в 1961;
строили поначалу военные, позже присоединились Московские, Тбилиские и Харьковские метростроители;
завод и арсенал противоатомное убежище первой категории на 3000 человек и автономностью 30 суток
Толщина скального грунта над объектом 126 метров в высшей точке;
в режиме укрытия в канале базировалось 9 (8+одна в доке) лодок проекта 613 и 633;
Длина канала 505м; ширина аква поверхности от 6 до 8,5; глубина от 6 до 8,5
комплекс брошен в 1995 году, музей открыт 3 Июня 2003 года
завод и минно-торпедная часть для посещения закрыты. Демонстрируют ареснал, док, канал в районе дока.
Общая панорама Балаклавской бухты. Выход в Темное море, порталы, город и просто прекрасный вид… В центре — гора, под который и находится арсенал, канал и завод для ремонта, обслуживания и экипировки подводных лодок.



Портал для выхода лодок в Темное море



Вход в Арсенал


Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории стойкости с пробивкой скального грунта высочайшей степени защищенности и обеспеченности. Он имел огромные производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода восьми подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была на сто процентов изолирована от окружающего мира при помощи перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через особый канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и исключительно в ночное время. Потому сосчитать количество лодок, на которых к тому же нередко меняли бортовые номера, в Балаклаве было практически нереально.





Входной портал. Справа — вход на завод и в минно-торпедную часть



В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной — 8,5. Это уникальнейшее сооружение размещается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в горе, высота которой добивается 126 метров. Рядом располагались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Наибольший поперечник штольни — 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло вполне «закупоривать» подземный объект. Таковой же ботопорт, но только наименьшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка заходила в надводном положении, ботопорт запирался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался ботопор