Что это были за войска?
В июне 1941 года Пограничные войска Народного комиссариата внутренних дел СССР находились под общим командованием Л. П. Берии. Они состояли из 18 пограничных округов, которые содержали в себе 94 пограничных отряда, 8 отдельных отрядов пограничных кораблей, 23 отдельных пограничных комендатуры, 10 отдельных авиационных эскадрилий и 2 кавалерийских полка. Общая их численность составляла 168135 человек, морские части Пограничных войск имели в наличие 11 сторожевых кораблей, 223 сторожевых катера и 180 рейдовых и вспомогательных катеров (всего 414 боевых единиц), авиация Погранвойск имела на собственном составе 129 самолетов.
Намедни войны, предпринимая общие меры к отражению вероятной злости управление СССР повысило плотность охраны западной части гос границы страны: от Баренцева до Темного моря. Этот участок тогда охранялся 8-ю пограничными окрестностями, которые содержали в себе 49 погранотрядов, 7 отрядов пограничных кораблей, 10 отдельных пограничных комендатур и 3 отдельные авиационные эскадрильи. Их общая численность составляла 87459 человек, из которых 80% личного состава находились конкретно на госгранице, на советско-германской границе — 40963 человек. Из 1747 погранзастав, охранявших муниципальную границу Русского Союза, 715 застав были на западной границе страны.
Организационно каждый погранотряд состоял из 4-х пограничных комендатур, в каждой было 4 линейные заставы и 1-на запасная застава, маневренной группы (резерв пограничного отряда из 4-х застав, общей численностью 200 – 250 пограничников), школы младшего начсостава – 100 человек, штаба, разведывательного отделения, политоргана и тыла. Всего в отряде было до 2000 штыков. Каждый погранотряд охранял сухопутный участок границы протяженностью до 180 км, на морском побережье – до 450 км.
Пограничные заставы входили в состав пограничных комендатур — по 4 погранзаставы. Пограничная комендатура, как часть погранотряда, обеспечивала защиту границы на участке до 50 км и занималась конкретным управлением погранзаставами. У коменданта пограничной комендатуры был боевой резерв — запасная застава численностью 42 пограничника, на её вооружении было 2 станковыми пулеметами, 4 ручных пулемета, 34 винтовки. Запасная застава имела увеличенный боезапас, грузовой автотранспорт либо 2 – 3 пароконные повозки.
Штатная численность погранзастав в июне 1941 года была от 42 до 64 человека, зависимо от определенных критерий местности и других критерий обстановки. Состав заставы численностью в 42 пограничника: начальник погранзаставы и его заместитель, старшина и 4 командира отделений, другие рядовые пограничники. На её вооружение был: 1-н станковый пулемет Максим, 3-ри ручных пулемета Дегтярева и 37-мь пятизарядных винтовок эталона 1891/30 года; боезапас погранзаставы составлял: патронов калибра 7,62 мм – по 200 штук на каждую винтовку и по 1600 штук на каждый ручной пулемет Дегтярёва, 2400 штук на станковый пулемет, ручных гранат РГД – по 4 единицы на каждого бойца и 10 противотанковых гранат на всю погранзаставу.
Состав пограничной заставе численностью 64 пограничника: начальник заставы и два заместителя, 1-н старшина и 7 командиров отделений. На вооружение заставы: 2-ва станковых пулемета Максим, 4-ре ручных пулемета Дегтярёва и 56 винтовок. Соответственно, количество боеприпасов было больше, чем в заставе с 42 бойцами. По указанию начальника погранотряда на погранзаставы, где складывалась более
угрожаемая обстановка, количество боеприпасов было повышали в полтора раза, но следующее развитие событий показало, что и этого боезапаса хватало всего на 1 – 2 денька обороны. Техническим средством связи погранзаставы был телефон. Транспортным средством застав были 2-ве пароконные повозки.
В апреле 1941 года в пограничные окрестность на западной границе Русского Союза стали поступать ротные минометы и пистолеты-пулеметы: поступило 50 мм минометов – 357 единиц, 3517 единиц пистолетов-пулеметов Дегтярева и 18 первых противотанковых ружей.
Любая погранзастава круглые сутки охраняла неизменный участок госграницы протяженностью в 6 – 8 км, зависимо от определенных критерий обстановки, местности. В конечном итоге понятно, что состав и вооружение погранзаставы позволял ей удачно вести борьбу с одиночными нарушителями границы, диверсионно — разведывательными группами и маленькими отрядами неприятеля (от отделения до 2-х взводов пехотной роты). И все же погранвойска смогли достойно противостоять намного их превышавшим по численности и вооружению войскам вермахта, внеся ещё одну геройскую страничку в историю россии.
Ещё нужно отметить, что пограничные войска были приведены в полную боевую готовность 21 июня. Они отличались высочайшей боеспособностью в силу собственной службы – опасность могла угрожать каждый денек, практически были элитной частью Вооруженных сил СССР.

Дозор русских пограничников. Последние мирные деньки, июнь 1941 г.
Начало войны
Первыми, кто нашел неприятеля и вступил в бой, были пограничные наряды находившиеся на службе. Используя заблаговременно приготовленные огневые позиции, а так же природные убежища, наряды вступили в бой с противником и тем дали сигнал об угрозы на заставы. Многие из бойцов погибли в первом же бою, а оставшиеся в живых отошли к укреплениям застав и врубились в оборонительные деяния. В полосе, где наступали главные ударные группировки вермахта, их передовые подразделения противника в главном представляли танковые и моторизованные части, которые в силу собственного полного приемущества по численности и вооружению, могли победить сопротивление застав сравнимо стремительно – 1-2 часа. К тому же обычно главные части не останавливались, а шли далее, заставу, если не удавалось взять её слету, блокировали маленькими силами, потом подавляли огнем сопротивление, и добивали выживших. Время от времени приходилось добивать последних бойцов, засевших в подвалах, при помощи сапёров, подрывая фугасы.
Заставы, которые не были на острие основных ударом, выдержали подольше, отбивая огнём пулеметов и винтовок атаки пехоты противника, выдерживая артобстрелы и авианалёты. Резервы комендатур и погранотрядов, в боях застав практически не участвуя, они обычно дрались уже в рядах подразделений Красноватой Армии, участвовали в ликвидировании неприятельских десантов, диверсионно-разведывательных отрядов неприятеля, либо погибали в схватке с ними. Некие были разбиты во время движения к заставам, натолкнувшись на наступающие колонны вермахта. Но не нужно мыслить, что все пограничники полегли в ожесточенных боях, некие заставы получили приказ отступить, пограничники совместно с частями Красноватой Армии, продолжали вести войну и участвовали в победе над противником, в восстановлении границ СССР.
Посреди невозвратных утрат пограничников в боях в июне 1941 года, более 90% составили категорию т. н. “пропавших без вести”. Их смерть не была напрасной, она была оправдана тем, что, погибая целыми заставами, они выигрывали время для выхода на оборонительные позиции частей прикрытия границы РККА, а части прикрытия в свою очередь, обеспечивали развертывание главных сил армий и фронтов для их последующих действий. Уже сначала войны «блицкриг» «споткнулся» о Пограничные войска НКВД СССР.
Примеры боёв пограничников
— 12-й погранотряд войск НКВД, на начало войны, насчитывал 1190 человек личного состава, и оборонял границу на участке побережья Балтийского моря от мыса Колка до Паланги. В 6.25 утра 22 июня 25-я погранзастава была атакована передовыми подразделениями 291-й пехотно
й дивизии вермахта. Погранзаставы были заведены со собственных позиций и в Руцаву, там находился штаб 5-й комендатуры и 5-я запасная застава. В Руцаве из их были сформированы взводы и роты. К 13.30 22 июня сводная погранчасть заняла оборонительные позиции в районе Руцавы. В 15.30 перед районом обороны пограничников появилась разведка дивизии противника из 14 мотоциклистов, её пропустили в размещение и убили. В 16.20 появилась 2-я разведывательная группа противника, которая насчитывала уже 30 мотоциклистов, её также убили. В 17.30 колонна неприятеля силой до 1-го пехотного батальона подошла к району обороны погранцов. Пограничникам удалось её также взять врасплох – под огнём пограничников, противник даже не стал разворачиваться в боевой порядок и сходу побежал. С тыла стукнул запасный взвод пограничников, итоге в жестоком бою, который перерос в рукопашную схватку, силы противника были уничтожены. Утраты германцев составили более 250 человек, было захвачено — 45 байков, 6 станковых и 12 ручных пулемётов, много другого орудия. В 20.30 вермахт учёл ошибки и бросил в бой пехотный батальон, усиленный ротой бронетранспортёров и оборону пограничников была прорвана, они отступили в район жд станции Отцу, А потом, после 2-х часов боя, в район местечка Ница. В 14.30 23 июня остатки отряда были вновь атакованы и окружёны в районе Бернаши, где все и легли в последнем бою.
Другая, большая часть отряда, включая его штаб, была окружена, совместно с частью 67-й стрелковой дивизии, в Либаве. 25-го июня пограничники совместно с 114-м стрелковым полком пробовали прорваться из окружения, но безуспешно. В конечном итоге из Либавского окружения сумей прорваться только 165 пограничников.
— 22 июня 1941 года, после нанесения артиллерийских ударов, противник попробовал организовать бессчетные переправы с местности Румынии через пограничные реки, с целью захвата мостов и плацдармов, для развития предстоящего пришествия. Но неприятель всюду был встречен отлично организованным огнем пограничников. Погранзаставы всюду были поддержаны огнем артиллерии и помощью личного состава рот и батальонов войск прикрытия РККА. Наступающим передовым частям германских, румынских и венгерских войск были нанесены тяжёлые утраты в живой силе и они отошли на начальные позиции. Главные бои шли около жд и шоссейных мостов через реку Пруток, в конечном итоге, с целью недопущения их попадания в руки неприятеля они были уничтожены.
Увлекательной особенностью обстановки на этом участке фронта начавшейся Величавой Российскей войны, было проведение не только лишь оборонительных, да и удачных наступательных операций русских войск с посадкой десантов на местность Румынии. 23-25 июня бойцы-пограничники Измаильского отряда совместно с отрядом пограничных кораблей, которые охраняли муниципальную границу Русского Союза по реке Дунай, провели удачные десанты на румынскую местность. Их поддерживали подразделения 51-й стрелковой дивизии. После первых удачных действий, Военный Совет и Командующий 9-й армии Черевиченко решили выполнить крупную десантную операцию с захватом румынского городка Килия-Веке. Там размещались артиллерийские батареи, которые препятствовали действиям русских кораблей на Дунае. Командование десантом возглавил моряк-пограничник капитан-лейтенант Кубышкин И. К.
В ночь на 26 июня 1941 года пограничные корабли Черноморского отряда высадили десант из подразделений погранотряда, совместно с подразделениями 23 стрелкового полка 51 стрелковой дивизии, они с ходу штурмовали позиции румынской армии. Румыны ожесточённо сопротивлялся, но к 10 часам утра десант захватил плацдарм шириною до 4 км и глубиной до 3 км, разгромив румынский пехотный батальон, пограничную заставу и ликвидировав артиллерийский дивизион. В течение 27 июня неприятель практически беспрерывно штурмовал наш десант, но русские бойцы, поддерживаемые артиллерией пограничных кораблей, удачно отражал эти атаки. Это позволило командованию вывести русские военные, транспортные и пассажирские корабли и суда, находившиеся на Дунае, из под неприятельского огня, была исключена возможность захвата их противником. В ночь на 28 июня по приказу командования армией, русский десант удачно был возвращён на собственный сберегал.
25 июня 1941 года было издано особое постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) Русского Союза, по нему войска НКВД поучили задачку охраны тыла действующей армии. 2 июля 1941 года все пограничные части, подразделения, которые находились в оперативном руково