Повороты сюжета

Повороты сюжетаРазработки российских конструкторских бюро не уступают забугорным

Да, опять о десантном вертолетоносце Mistral, который Франция навязывает Рф. «Но сколько можно?» – взмолится читатель. Сколько необходимо. Тем более, что жизнь поворачивает этот сюжет все новыми гранями. Уже увидено, что военно-технический и коммерческий вопрос о приобретении корабля плавненько перетек в политическую плоскость.

Тут, правда, имеют в виду сначала напряженность, возникшую в отношениях меж странами НАТО. На сцене с одной стороны – страны Балтии, которые решительно против франко-российской сделки, и Соединенные Штаты, которые прибалтов как бы поддерживают, с другой – Париж, утверждающий, что грядущий договор – инструмент «укрепления доверия меж Москвой и Западом». Остальные члены Североатлантического альянса пока играют роли статистов, ждя, чья в конечном итоге возьмет, и в глубине души надеясь, что Наша родина закажет и у их чего-нибудть из орудия – ведь во времена кризиса это не вредоносно.

Но на данный момент Mistral все более становится и неувязкой внутриполитической. При этом противоборство по вопросу «быть либо не быть «Мистралю» происходит совсем не по партийной принадлежности. Против сделки выступают не только лишь коммунисты, да и сторонники либеральных демократов, и даже единоросов. Что совершенно невиданно в новой русской политической практике.

Представления разделились и в правительстве. Совсем невообразимый до этого эпизод случился на заседании президентской комиссии по модернизации, состоявшемся 11 февраля в Томском политехническом институте. На нем вице-премьер и министр денег РФ Алексей Кудрин процитировал слова из дневника министра денег Рф Сергея Витте, который более 100 годов назад записал: «Сегодня я снял средства с броненосца и дал их на учреждение Томского технологического института». Ясно, что немногословный государь Кудрин дозволил для себя цитату не напрасно, а с очевидным намеком на те большие средства, которые потребуются на покупку французского вертолетоносца, полезность от приобретения которого совсем не явна, а средства не предусмотрены бюджетом. В ответ Дмитрий Медведев увидел: «Я понимаю, почему вы начали с этого, так как вот от броненосца отказались и одну задачку решили. Означает – откажитесь от чего-то другого, и будет тогда вкладывательный и инноваторский рай в нашей стране. Но нам необходимо решать эти задачки параллельно». Непременно, это верное суждение. Но «решать задачки параллельно» лучше не во вред для себя.

Повороты сюжета

«Красавец» Mistral.

Выражаясь языком моряков, «раздрай» воззрений по поводу Mistral – явление закономерное. Ведь предполагаемая покупка вертолетоносца – в одном ряду таких различных, но драматических и даже катастрофических событий, как трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, подрыв «Невского экспресса», пожар в «Хромой лошади», провал выступлений русских спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере.

Подводных камешков у предполагаемой сделки много. Но до этого обратимся к мотивам, которыми управляется Елисейский дворец. Вот что пишет по этому поводу политический обозреватель агентства РИА Анонсы Андрей Федяшин: «На правительство Саркози «мистрали» давят к тому же чисто экономически. С подписанием сделки можно будет обеспечить работой несколько тыщ корабелов на верфях в Сен-Назере, а без нее несколько тыщ утратить. С такими вещами во время выхода из кризиса не шутят». Непременно, президент Франции желает заработать очки, сохранив занятость на французских верфях. И не случаем на пресс-конференции в Париже Николя Саркози гласил о 2-ух кораблях, которые будут построены во Франции, и о 2-ух собранных по лицензии из французских девайсов на русских верфях. Русская же сторона говорит о формуле «один + три», другими словами один корабль строится во Франции, а три в Рф. Разумеется, это один из основных пт разногласий, по поводу которых ведутся переговоры в Париже. Естественно, русские деятели, лоббирующие интересы оборонно-промышленного комплекса Франции, выстроили бы
и все четыре вертолетоносца в Сен-Назере. Там и небо голубее, и сахар слаще. Но такое решение навряд ли усвоют в Отечестве. Вот и приходится торговаться.

Меж тем, экономический кризис лютует не только лишь во Франции. В Рф благоденствие тоже не наблюдается. И если на верфях в Сен-Назере число занятых корабелов не сократится, то их число уменьшится на русских предприятиях. А ведь впереди у Рф вереница выборов.

Повороты сюжета

Корабль управления проекта 968 «Борей».

Повороты сюжета

Штабной корабль проекта 1077.

Бюджет на военное судостроение в текущем году секвестрирован практически на 15 миллиардов. рублей. Как раз столько, по самым умеренным оценкам, обойдется строительство во Франции головного вертолетоносца для ВМФ РФ. Таким макаром, судостроительной отрасли Рф будет нанесен двойной удар.

Очередной будет косвенным. Приобретение Mistral плохо скажется на военно-техническом сотрудничестве Рф с другими странами. Желающих брать наши корабли и другое орудие очень поубавится, «раз уж сами российские приобретают такое…»

На данный момент стильно уничижительно откликаться о способностях русских кораблестроителей. При этом нередко хула исходит от высокопоставленных военных и военно-морских деятелей. Их суждения подхватывают некие представители сми. К примеру, «военно-морской эксперт» такого же агентства РИА Анонсы Максим Бекасов утверждает: «Некогда мыслить и длительно взвешивать. Непростительно годами проектировать и десятилетиями строить корабли, страдая чувством пафосного патриотизма. Пока мы думаем, форштевни американских авианосцев режут волны Атлантики, Индийского и Тихого океанов. Там, где сейчас Андреевский флаг возникает еще очень редко». Вообще-то мыслить никогда не вредоносно, в особенности в военной сфере. Еще больше непростительно, если не криминально, десятилетиями затягивать платежи по договорам и при вступлении в должность каждого нового главкома ВМФ, которые у нас изменяются почаще, чем сходят на воду корабли, заносить конструктивные коррективы в утвержденные проекты. И пафосный патриотизм тут ни при чем. От возникновения кораблей типа Mistral в составе русского ВМФ, южноамериканские авианосцы не закончат «резать волны» Мирового океана. По сопоставлению с ними французские вертолетоносцы – картонные коробки, менее того.

Повороты сюжета

Штабной эскадренный корабль с авиационным прикрытием.

К тому же эти коробки нам будут продавать без важнейшего в их – электрической внутренности. В этом заверил прибалтийских партнеров по НАТО особый эмиссар Парижа – секретарь по европейским делам Пьер Лелуш. На переговорах в литовской столице он успокаивал собственных собеседников, что, дескать, идет речь о «гражданском судне», нечто вроде парома. А для чего российскому ВМФ необходимо штатское судно? Отбиваясь от критики союзников по НАТО, Франция говорит о гуманитарных миссиях, которые будут делать эти паромы. Но ведь закупать их собирается Военно-морской флот, а не МЧС.

Помнится, главком ВМФ Рф адмирал Владимир Высоцкий гласил о совершенно ином назначении вертолетоносцев. В 2009 г. он заявил последующее: «В августовском конфликте в прошедшем году таковой корабль дозволил бы Черноморскому флоту выполнить задачки за 40 минут. Нам же пригодилось на это 26 часов». Эта реплика, естественно, метафора, и касалась она посадки десанта морской пехоты в абхазском порту Очамчира. Резвее и с Mistral не вышло бы. Суток пять-шесть пригодилось бы кораблю для приема бронетехники и вертолетов, перехода к месту посадки. К тому времени и война завершилась бы.

Не считая того, история, как понятно, не терпит сослагательного наклонения. А если б грузинские ракетные катера действовали искусно и решительно, а не устраивали глуповатые демонстрации? Такая большая цель, как Mistral, навряд ли бы уклонилась от попадания противокорабельной ракеты «Термит» с практически 500-кил
ограммовой боевой частью. Тогда и: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»?Зато сколько козырей заявление Владимира Высоцкого отдало странам Балтии, Грузии и неким другим государствам! Хотя главком произнес чистую правду. Ведь сначало вертолетоносцы этого типа классифицировались как «поливалентные (то бишь – многоцелевые) интервенционные корабли» (batiment d’intervention polyvalent) и только позднее их систематизацию «смягчили», причислив к «кораблям переброски и управления» (batiments de projection et de commandement). Главное их назначение – посадка десантов ударных подразделений на местность других государств, существенно более слабеньких в военном отношении. Так как сильный противник в два счета потопит этих «поливалентных интервенционистов».

Повороты сюжета

Авианесущий катамаран.

В канун визита русского президента в Париж сторонники приобретения французских вертолетоносцев развернули активную пропагандистскую кампанию в поддержку решения по их покупке. Говорилось, к примеру, о том, что они – чуть не безупречное средство для борьбы с пиратами у берегов Сомали. Но до недавнешних пор ни один из французских вертолетоносцев в таких операциях никогда не задействовался. Не привлекались к ним и бессчетные южноамериканские универсальные десантные корабли (УДК) и корабли-доки, также их английские «одноклассники», при этом развернутые в Индийском океане. Просто так как это очень драгоценное наслаждение. И только тогда, когда речь зашла о продаже вертолетоносцев Рф, французы направили к Африканскому Рогу вертолетоносец Tonnerre, чтобы прибавить аргументов в пользу покупки ВМФ РФ таких кораблей.

Утверждалось также, что эти вертолетоносцы будут употребляться не как десантные, как корабли управления. Но мы знаем, что поставят их нам без электрических средств, нужных для воплощения командно-штабных функций. Потому придется, как это не унизительно для русских лоббистов французских кораблей, обращаться к российским разработчикам соответственной техники. Они, очевидно, есть. И при нужных объемах и серьезных сроках финансирования спецы концернов «Моринформсистема–Агат» и «Гранит-Электрон», также других компаний нужные системы управления создадут.

Но тогда появляется вопрос о «коробке» за 400-500 млн. евро. В ответ звучит: не по силам российским кораблестроителям такие корабли строить. Они, очевидно, не знают, что в русском ВМФ имелись корабли управления, переделанные из крейсеров проекта 68бис. Им на замену должны были придти сконструированные в Северном ПКБ особые корабли проекта 968 «Борей» водоизмещением около 14000 т. Проект был доведен до стадии технического, другими словами корабль можно было закладывать. Но свободных стапелей тогда не оказалось, а из-за насыщения электрическими средствами «управленец» вышел дорогой. В том же Северном ПКБ на базе крейсеров проекта 1164 были продолжены работы в этом направлении. Штабной корабль проекта 1077 имел водоизмещение 12910 т, на него базировались 6 вертолетов Ка-27. Но снова же из-за высочайшей цены электроники и отсутствия свободных стапельных мест от его строительства отказались.

Повороты сюжета

Авианесущий тримаран.

В том же бюро родился и проект штабного эскадренного корабля с авиационным прикрытием, который мог принимать не только лишь вертолеты, да и самолеты укороченного взлета и посадки Як-141. На самом деле дела, речь шла о легком авианосце. Бюро предложило ВМФ сходу три варианта: однокорпусного («Меркурий») и очень уникальные – катамарана и тримарана с малой площадью ватерлинии («Дельфин»). Последние две разработки были симпатичными, но уж очень для тех пор пионерскими. Потому от многокорпусных кораблей отказались, остановив выбор на однокорпусном варианте. Последующую разработку «Меркурия» передали Невскому ПКБ, но поначалу в эру перестройки программку сотворения Як-141 приостановили, а позже наступил разрушение СССР…

Другими словами, русские проектировщики владеют большенными заделами, ежели французские, по кораблям управления. Неувязка в другом. Управлять-то фактически нечем. Корабельный состав ВМФ РФ быстро стареет и сокращаетс
я.

Имеется значимый опыт и проектирования десантно-вертолетных кораблей. Невское ПКБ еще в конце 70-х гг. прошедшего века присупило к разработке универсального вертолетоносного корабля-дока (УВКД) проекта 11780 (предполагаемый к закладке корпус даже получил заглавие «Кременчуг») стандартным водоизмещением 25000 т и 30-узловой скоростью полного хода. В обиходе его назвали «Иваном Таравой», так как почти во всем он был должен делать те же функции, что и 1-ые южноамериканские УДК типа Tarawa. Вобщем, «круг обязанностей» русского корабля оказался обширнее. В десантном варианте он нес 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29, 2 десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 либо 4 десантных катера проекта 1176 и мог перекидывать к месту посадки до 1000 морских пехотинцев. В противолодочном варианте корабль воспринимал 25 вертолетов Ка-27. По сопоставлению с «Иваном Таравой» французский Mistral – просто самоходная баржа.

Повороты сюжета

«Иван Тарава» – универсальный вертолетоносный корабль-док проекта 11780.

Повороты сюжета

Десантный корабль-док проекта 1609.

В конце 80-х гг. Невское ПКБ сделало три варианта десантного корабля-дока проекта 1609 водоизмещением от 19500 до 24000 т и длиной от 204 до 214 м. В окончательном, более крупнотоннажном варианте, для посадки десанта должны были употребляться 12 вертолетов Ка-29 и до 10 десантных катеров (с проектами выше перечисленных кораблей можно познакомиться в брошюре А.Н. Соколова «Альтернатива. Непостроенные корабли Русского правительского и русского флота», выпущенной издательством «Военная книга» в 2008 г.).

Почему-либо заказчики из ВМФ не обратились к российским разработчикам, когда воспринимали решение, по правде говоря достаточно странноватое, о приобретении вертолетоносцев, способных делать функции штабных кораблей. Как не обращались они к заводам, где вероятна сборка таких никак не сложных по архитектуре кораблей. Хотя, как гласили нам руководители «Адмиралтейских верфей» и Балтийского завода, они выполнили бы таковой заказ без заморочек.

А вот со строительством во Франции трудности появятся. Уже на данный момент ясно, что придется переделывать лифты под русские вертолеты Ка-29 и Ка-31. Их габариты не позволяют использовать те, что имеются на Mistral. Потребуются и другие бессчетные переделки. Из-за неминуемых задержек с разработкой и созданием электрической внутренности кораблю придется дожидаться достройки или во Франции, что чревато суровыми штрафными санкциями, или у стены какого-либо русского завода, где этот «шедевр» будет заржавевать и потихонечку разворовываться. Правда, все это дозволит очень комфортабельно «пилить» средства.

Очередной аргумент приверженцев Mistral – дескать, русские танкодесантные корабли, которые вчетверо меньше французского, «съедают» втрое больше горючего. Вправду, российскее дизелестроение в постсоветскую эру переживает глубочайший кризис. Это – не грех, а неудача данной отрасли машиностроения. Но если не годятся русские движки, их просто закупить за рубежом. Финская компания Wartsila, которая производит главные и вспомогательные дизели для Mistral – давнешний партнер нашей страны и, непременно, продала бы свои движки по стоимости более применимой, ежели французская компания DCNS в «комплекте» с вертолетоносцем. Это относится и электросудовым системам, и движителям типа Alstrom. Они свободно продаются на международном рынке.

Повороты сюжета

Работы по проекту многообещающего боевого корабля Swordship пошли бы на пользу российско-французскому сотрудничеству

Представим, что у русских военно-морских начальников стойкая аллергия к российским заводам. Тогда можно заказать строительство корпуса, который соответствует не военным, а штатским эталонам, за рубежом. К примеру, в той же Финляндии либо Польше, а то и в Индонезии. Тогда и этот корпус обойдется в 30-40, максимум – в 50 млн. евро, но не в 400-500 млн.!

Вообщ
ем, военно-техническое сотрудничество с забугорными странами – очень полезно. Но для Рф оно должно простираться на многообещающие направления, а не на то, что мы можем сделать на данный момент сами. Скажем, с теми же французами стоило бы вместе поработать над видом многообещающего боевого корабля Swordship («Корабль-меч»), над созданием которого трудится компания DCNS.

Разумеется, что одна из обстоятельств заказа военных кораблей за рубежом – не в неспособности русских проектировщиков и судостроителей сделать вертолетоносец, может быть, и в кооперации с забугорными партнерами, а в отсутствии в русском военно-морском ведомстве профессионалов, способных составить грамотное тактико-техническое задание на таковой корабль. Здесь же необходимо «думать и длительно взвешивать». Ведь еще проще, отбросив «пафосный патриотизм», приобрести готовое и транжирить муниципальные средства.

Вот эти происшествия и вызывают политическое напряжение в русском обществе. И прохладный французский ветер мистраль может принести много проблем, а то и бед, так как он все посильнее раскачивает российскую лодку.

Повороты сюжета

Кажется, проку от пожарного «Мистраля» было бы больше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,120 сек. | 11.89 МБ