152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»

152-мм самоходная гаубица 2С19 "Мста-С"
Сначала 80-х годов ГРАУ выдало руководимому Л.И. Горлицким КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм для подмены в войсках гаубицы 2С3 «Акация». Артчасть предполагалась универсальной — для внедрения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью главных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.

Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (сейчас ФГУП «Уральский завод транспортного машиностроения») — головной разработчик шасси «Объект 316» и машины в целом, также Тульское КБ приборостроения (сейчас НПО «Точность») — разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске — качающейся части. Основным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В. Томашева.
В 1989 году новенькая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий русской армии под обозначением 

Гаубица 2А65 «Мста-Б»

2С19 «Мста-С» (С — самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на «Уралтрансмаше» сделали особый тренажер 2Х51 «Бункеровка» для обучения расчетов САУ. 1-ые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш». Скоро специально для производства машин в нужных для Русской Армии количествах выстроили завод в г. Стерлитамаке (Башкирия).

152-мм самоходная гаубица 2С19 "Мста-С"

«Мста-С» создана для ликвидирования тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пт управления, также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огнь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных критериях. При стрельбе употребляются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без утраты в скорострельности.

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некими исключениями. Так, бронирование самоходки более слабенькое, чем у танка: лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и изготовлена из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон поперечником 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы движок, коробка, приводы управления и подвеска.

Двигатель-марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый скоростной 4-тактный дизель жидкостного остывания мощностью 840 л.с., способный работать на 6 видах горючего. Его коробка имеет семь передач фронтального хода и одну заднего. Электрическое оборудование содержит в себе четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В.
Ходовая часть САУ подобна танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из 6 опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и 5 поддерживающих роликов. Подвеска независящая с длинноватыми торсионами, из-за чего надлежащие катки правого и левого бортов размещены не соосно (катки левого борта сдвинуты вперед на 110 мм). 1-ый, 2-ой и 6-ой катки имеют регулируемые телескопические рессоры, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При всем этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, снаряженная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже взята у Т-80.

Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматической подачи и хранения снарядов (содержит в себе сборочный поток подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, наружные проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта — 13500 кг.

152-мм самоходная гаубица 2С19 "Мста-С"
3ОФ39 «Краснополь»

Нарезная 152-мм гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется ОФС 3ОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 и АРС 3ОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела 3ВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа 3НС3О (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела 3ВДЦ8, также спецбоеприпасами. Может быть внедрение и всех типов штатных боеприпасов гаубиц Д-20 и 2С3, также управляемых снарядов с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь» в составе выстрела 3ВОФ64. Подсветка целей делается передовыми артиллерийскими наблюдателями при помощи устройств 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 либо 1Д26.

Весь боекомплект размещен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор — 20 ОФС и 30 АРС), также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.

Система перезарядки позволяет вести огнь при всех углах наведения по направлению и возвышению орудия с наибольшей скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превосходит 42 кг, потому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматом. Механизм для подачи зарядов — автоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет располагать все штатные типы снарядов, а поиск подходящего из их и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Не считая того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответственного типа. Доставку избранных снарядов и зарядов к орудию производят два независящих сборочного потока. Любой из их обслуживается своим заряжающим, что увеличивает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный сборочный поток подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается вовнутрь. Стреляные гильзы автоматом выбрасываются через лючок под стволом орудия, что существенно уменьшает загазованность боевого отделения.
Место командира

САУ оборудована 2-мя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого размещено на лобовом листе башни. 1-ый из их имеет 3,7-кратное повышение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что наклон машины не превосходит 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 наращивает в 5,5 раза в границах углов наведения от -4° до +55°.

Привод 2Э46 гаубицы электронный: по вертикали — автоматом, по горизонтали — от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он делает только одну операцию — держит управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критичных ситуациях командир машины имеет возможность без помощи других наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При выключении электропитания применяется запасная система ручного заряжания и наведения. «Мста-С» вооружена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем — командирской либо старшего офицера.

Пулеметно-зенитная установка с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7), смонтированная на командирской башенке и созданная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, подобна используемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 «Утес» обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов за минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из 5 лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном либо отказавшем основном движке употребляется автономный агрегат питания АП-18Д — газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы — 8 часов.

Члены экипажа переговариваются при помощи аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Наружняя связь осуществляется при помощи УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).

152-мм самоходная гаубица 2С19 "Мста-С"
Индийская САУ «Bhim»

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного деяния с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного мотора; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных устройства (ТДП).

Самоходки 2С19 организационно объединены в ОБАК «Капустник», который является базисным звеном для формирования всех артиллерийских соединений.

В первый раз «Мста-С» была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковском в августе 1992 года, потом на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале 1993 года, где показала хорошие ходовые и огневые свойства. А именно, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами «Краснополь» оказались пораженными 38 целей.
После модернизации СУО, самоходка получила обозначение 2С19М.
Гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм (2С19М1 «Мста-С»), которая может вести стрельбу снарядами «Краснополь-М», также западными боеприпасами такого же калибра. Такая машина была в первый раз представлена на выставке вооружений «Eurosatory 2000» в Ле Бурже (19-23 июня 2000 года). Специалисты оценивают цена одной САУ в 1,6 млн. долл.

Свойства 2С19 «Мста-С»

Длина с пушкой вперед, мм 11917
Длина корпуса, мм 6040
Ширина по бортовым экранам, мм 3584
Высота по крышу башни, мм 2985
Колея, мм 2800
Клиренс, мм 435
Вооружение (боезапас) 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50),
зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (300)
Наибольшая дальность стрельбы, км 24,7*
Малая дальность стрельбы, км 6,5
Скорострельность, выстр./мин 7-8
Угол возвышения/склонения, град +68/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Исходная скорость ОФС, м/с 828
Масса ОФС, кг 43,56
Масса установки, т 42 ± 2,5%
Экипаж, чел 5
Движок (тип) В-84А (Д, V12)**
Мощность мотора, л.с. 840
Наибольшая скорость движения, км/час 60
Припас хода, км 500

* для ОФС с газогенератором — 28,5 км
** Может устанавливаться движок В-46-6, задросселированный до 780 л.с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,113 сек. | 12.87 МБ