Пока начальники спорят, армия посиживает на голодном пайке

Нужно разобраться – необходимы ли БМД-4 и "Спрут" русским Воздушно-десантным войскам

Тема обеспечения воздушно-десантных войск бронетехникой уже не раз дискуссировалась на страничках «Независимого военного обозрения (см. мою статью в «НВО» от 20.08.10.)

Но, тема эта как представляется заслуживает куда более внимательного дела – и сначала в том что касается судьбы БМД-4 и сопутствующих вопросов, относящихся к развитию вооружений для ВДВ.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке

MT-ЛБ в варианте, воорженном 23 мм пушкой ГШ-23 и 12,7 пулеметом "Корд".

НЕЗАСЛУЖЕННО ОБИЖЕННАЯ БМД

БМД-4 в принципе отвечает всем современным требованиям. Малость повторю: базисное шасси – БМД-3, вооружение – БМП-3. Напомню: БМП-3 находится в производстве с 1979 года. Перейдем к рассмотрению ТТХ машины. Все рассматривать не будем, только выборочно, проблемные моменты в сопоставлении БМД-4 и БМД-2 (БТР-Д).

Масса машины – более 13 тонн. Здесь же появляется вопрос: а мало ли это? По всей видимости, масса запредельная. К примеру, масса БТР-Д – 8 тонн, Ил-76 способен транспортировать три единицы БТР-Д (БМД-2), а БМД-4 только одну. Снова вопрос: где взять столько самолетов? Ответа нет, как и нет такового количества самолетов.

Коробка на машине гидромеханическая. Обычная в управлении, но еще труднее по устройству в отличие от механической коробки БМД-2, отсюда и некие препядствия. В устройстве коробки имеются три массивных фильтра для чистки масла и достаточно много различных клапанов. А именно, используются качественные ГСМ ТСЗп-8 (МГЕ-25Т), жесткие требования на наличие воды и различных примесей, также высочайшие требования к квалификации обслуживающего персонала – а именно, механика-водителя.

Вес коробки БМД-4 более 600 кг, у БМД-2 более 200 кг, разница значимая.

Ремонт коробки БМД-4 делается лишь на заводе-изготовителе, у БМД-2 коробку можно чинить в полевых критериях.

Движок на БМД-4 такого же семейства, что и на БМД-1, -2 и БТР-Д, только эти движки различные по мощности и массе, рассматривать их не будем. Недочет один, снова же масса мотора БМД-4 и габариты выше.

Вооружение аналогично БМП-3: 100-мм пушка 2А70 и 30-мм пушка 2А72, СУО в принципе та же. Масса боекомплекта БМД-4 выше, чем масса боекомплекта БМД-2, а это, в свою очередь, вызывает делему с обеспечением боеприпасами, требуется повышение количества транспорта или количества подач боеприпасов в день.

Машина 2С25 «Спрут» 125-мм САУ, на самом деле дела, та же БМД-3, только другое вооружение.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке

«Спрут» обеспечен 125-мм пушкой 2А75, аналог 125-мм танковой пушке 2А46 танка Т-72. Автомат заряжания пушки, по всей видимости, также позаимствован у Т-72. В целом комплекс вооружения издавна проверен, надежен и приреканий не вызывает. Тем паче танк Т-72 является самым продаваемым за предел и самым воюющим российским танком, другой рекламы и не нужно. Но масса машины – 18 тонн (!), что уже очевидно чрезвычайно для авиадесантной машины.

Ну и вес 125-мм боеприпасов очевидно высок и несравним даже с боеприпасом «Ноны» и гаубицы Д-30 со всеми вытекающими от сюда последствиями. При всем этом по своим боевым качествам 120-мм ОФ снаряд «Ноны» превосходит 125-мм ОФ и сравним с боевым могуществом 152-мм ОФ гаубицы. Если наличие «Спрута» в Сухопутных войсках и морской пехоте нужно, просто доказать и исторически подтверждается, то присутствие таковой тяжеленной и габаритной машины в ВДВ неясно. Ведь есть ПТРК, которые более всего подходят десантникам, к тому же в ВДВ была уже схожая машина АСУ-85, от нее в последствии отказались, хотя в целом десантники давали ей неплохую оценку – да вот весила она 15 тонн.

Финансовая СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Сейчас закупочная стоимость на БМД-4 и «Спрут» колеблется в границах нескольких 10-ов миллионов рублей за одну машину. Это совершенно точно завышенная стоимость, при этом в разы, и ни чем же не обусловлена, очевидно машины столько не стоят. В чем причина? Для примера: сейчас цена танк
а Т-90 находится на уровне 55–60 млн. руб. за одну машину зависимо от комплектации, (цифра взята из СМИ). Несложно прийти к выводу: при таких ценах ВДВ вправду будут на голодном пайке.

В связи с тем, что машины более сложные, то и цена эксплуатации возросла по сопоставлению с БМД-2. Взять хотя бы ГСМ, масла дороже, расход горючего выше.

Ремонт машины, по всей видимости, будет проводиться на заводе-изготовителе по понятным причинам. В войсках ремонт тоже станет дороже, потому что там в главном создают сварочные работы по корпусу машины. Корпус дюралевый, а эти работы всегда были дорогими, к тому же требуется сварщик высочайшей квалификации, с ними в войсках тоже всегда была неувязка. Запасные части к гидромеханической коробки дороже, чем к механической, ну и требования к сборке также еще выше.

В связи с тем, что цена эксплуатации возросла, цена подготовки экипажей тоже возросла. Тем паче сложность машины предъявляет завышенные требования к экипажам, потому что МО РФ фактически отказалось от контрактной армии, а 1-го года службы очевидно недостаточно для службы на таких машинах.

Зарубежный ОПЫТ

Разглядим военную технику для ВДВ в забугорных армиях.

В ФРГ с середины 70-х годов для воздушно-десантных войск разрабатывается боевая гусеничная машина «Визель».

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке

Корпус машины сделан из железных листов. Боевой вес составляет 2,6 тонны. Машина создана для транспортировки различного вооружения, разрабатываются также самоходные ЗРК и огнемет, командирская и санитарная машины.

Китай. С середины 1990-х годов в КНР велись активные работы в области сотворения боевых машин десанта для увеличения боевых способностей воздушно-десантных частей НОАК. В первый раз новенькая машина, получившая обозначение ZLC-2000, была продемонстрирована на учениях воздушно-десантных частей НОАК сначала 2005 года. Боевая масса – 8 тонн. Вооружение аналогично БМД-2.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке

США. На современном шаге развития воздушно-десантные подразделения США являются легковооруженной пехотой, которая имеет на вооружении современную легкобронированную технику и артиллерию, способную десантироваться парашютным либо посадочным методом в район боевого предназначения. После войны во Вьетнаме развитие парашютной техники достигнуло такового уровня, что стало вероятным проводить десантирование бронированной техники типа универсальный бронетранспортер М113 и легкий танк М551 «Шеридан» (Sheridan). Современная боевая машина «Страйкер» (Stryker) из-за значимого веса не может десантировать парашютным методом с самолетов ВТА. Кстати, М113 уже более 50 лет находится на вооружении и, по заявлениям американских военных, еще столько же будет служить.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке

Опыт интернациональной военной коалиции (МВК) по применению боевой техники в Афганистане и Ираке показал, что применение БМП и гусеничных БТР очень недешево, и равномерно перебежало на применение колесных БТР и бронеавтомобилей. Таковой переход связан в главном с 2-мя факторами: отсутствием у противника огромного количества томного вооружения и экономической необходимостью.

Предлагаю подробнее разглядеть данную делему методом сопоставления эффективности внедрения гусеничной БМП (БТР) и колесного бронированного автомобиля (КБА).

Главные аспекты оценки:

цена производства БМП выше в разы цены КБА, НИОКР можно и не упоминать – и так понятно;
издержки на эксплуатацию БМП выше, чем на КБА, с учетом издержек на транспортирование и хранение;
время, затраченное на создание БМП, выше, чем на КБА;
время, затрачиваемое на подготовку экипажей для БМП, и цена этой подготовки выше, чем для КБА;
цена рем
онта БМП выше, чем у КБА;
развернуть и начать создание БМП труднее, чем у КБА;
цена модернизации и полгого ремонта БМП выше, чем у КБА;
цена утилизации БМП выше, чем у КБА.

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу: нужна обычная, дешевая машина, лучше колесная, но у колесной машины есть ограничения по проходимости и массе возимого снаряжения, вооружения и вещественных средств. Соответственно теряются универсальность и способность использовать ее в разных критериях местности. К тому же не во всех природно-климатических зонах может быть применение колесных машин, а отсутствие плавучести очень ограничивает область внедрения.

Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке

БМД-4: машина, вокруг которой ведутся споры.

ПУТИ РЕШЕНИЯ Заморочек

Какие же пути решения заморочек? А все просто, находить ничего не нужно, выдумывать велик тоже не нужно, все издавна уже выдумано. Как говорится: «Все новое – это отлично забытое старое».

Итак вот заместо БМД-4 и «Спрута» необходимо использовать «Нону»; в боекомплект ввести 100-мм ПТУР «Басня» либо «Аркан», обеспечив тем возможность уничтожать бронированные цели, соответственно отпадет надобность в «Спруте». После таковой модернизации «Нона» будет делать три огневые задачки: гаубицы, миномета и ПТРК, тем паче что провести такую модернизацию не составит огромного труда, потому что в ее боекомплект уже введен управляемый снаряд «Китолов-2». Это наиблежайшая перспектива.

На долгосрочную перспективу нужно провести углубленное исследование внедрения ВВТ в ВДВ, начиная с 1 августа 1930 года и заканчивая сегодняшним деньком, выработать четкую концепцию боевой машины десанта с учетом всех политических и экономических реалий.

Корпус машины должен быть железным.

Вооружение машины – вынесенное и быстросъемное, в последнем случае буксируемое.

База машины – гусеничная либо колесная.

Несколько пояснений: металлической корпус дешевле дюралевого, в войсковых критериях его легче чинить. В бою при появлении пожара машина с дюралевым корпусом, обычно, сгорает дотла. В боевых критериях при выходе из строя шасси с машины можно снять вооружение, боеприпасы и использовать в пешем порядке.

Здесь есть два пути — сделать новейшую машину либо избрать что-то из имеющегося в наличии.

1-ый путь дорогостоящий и долгий, остается 2-ой. Из всего диапазона имеющихся в наличии машин более всего подходит только МТ-ЛБ, из колесных машин пока ничего подходящего. Правда, есть «Тигр» и машина итальянской компании Iveco, но у их ограничения по проходимости и массе перевозимого снаряжения. Если брать «УАЗ», а в русские времена многие ДШБ были ими вооружены, то сейчас его все равно необходимо модернизировать, хотя бы поставить дизельный движок.

НАШ КАНДИДАТ – МТ-ЛБ

Итак, что такое МТ-ЛБ. Проведем лаконичный анализ ее, если можно так сказать, деловых свойств. Масса – 9700 кг, золотая середина меж БТР-Д и БМД-4. Даже если на МТ-ЛБ установить вооружение БМД-4, масса ее при всем этом не превзойдет 13 тонн.

Цена МТ-ЛБ. Завод после полгого ремонта реализует ее за 1 млн. руб., это «ничто» по сопоставлению с ценой БМД-4, с установкой на нее различного вооружения цена навряд ли превзойдет 5 млн. руб. Проведем сравнительный анализ БМД-4 и МТ-ЛБ по главным показателям: огневая мощь, защищенность, подвижность и командная маневренность.

Огневая мощь МТ-ЛБ не идет не в какое сопоставление с БМД-4, ее, можно сказать, нет, но на МТ-ЛБ можно установить весь диапазон вооружения – начиная с многокалиберных пулеметов, ПТРК, ЗРК и заканчивая артиллерийскими комплексами калибра 120-мм. Защищенность также не идет не в какое сопоставление с БМД-4, но снова же на нее можно установить разнесенное легкосъемное бронирование. Подвижность: скорость по шоссе у БМД-4 выше, но на пересеченной местности они сравниваются, а таковой показатель, как проходимость, даже можно и не пробовать ассоциировать, у МТ-ЛБ она просто умопомрачительная.

Командная маневренность – показатель относительный, потому что находится в зависимости от подготовки командного состава и наличия технических средств управления, потому его можно не рассматривать.

Перечисленный выше перечень можно в принципе продолжить, но рассматривать каждую машину не б

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,128 сек. | 11.47 МБ