Тема обеспечения воздушно-десантных войск бронетехникой уже не раз дискуссировалась на страничках «Независимого военного обозрения (см. мою статью в «НВО» от 20.08.10.)
Но, тема эта как представляется заслуживает куда более внимательного дела – и сначала в том что касается судьбы БМД-4 и сопутствующих вопросов, относящихся к развитию вооружений для ВДВ.

MT-ЛБ в варианте, воорженном 23 мм пушкой ГШ-23 и 12,7 пулеметом "Корд".
НЕЗАСЛУЖЕННО ОБИЖЕННАЯ БМД
БМД-4 в принципе отвечает всем современным требованиям. Малость повторю: базисное шасси – БМД-3, вооружение – БМП-3. Напомню: БМП-3 находится в производстве с 1979 года. Перейдем к рассмотрению ТТХ машины. Все рассматривать не будем, только выборочно, проблемные моменты в сопоставлении БМД-4 и БМД-2 (БТР-Д).
Масса машины – более 13 тонн. Здесь же появляется вопрос: а мало ли это? По всей видимости, масса запредельная. К примеру, масса БТР-Д – 8 тонн, Ил-76 способен транспортировать три единицы БТР-Д (БМД-2), а БМД-4 только одну. Снова вопрос: где взять столько самолетов? Ответа нет, как и нет такового количества самолетов.
Коробка на машине гидромеханическая. Обычная в управлении, но еще труднее по устройству в отличие от механической коробки БМД-2, отсюда и некие препядствия. В устройстве коробки имеются три массивных фильтра для чистки масла и достаточно много различных клапанов. А именно, используются качественные ГСМ ТСЗп-8 (МГЕ-25Т), жесткие требования на наличие воды и различных примесей, также высочайшие требования к квалификации обслуживающего персонала – а именно, механика-водителя.
Вес коробки БМД-4 более 600 кг, у БМД-2 более 200 кг, разница значимая.
Ремонт коробки БМД-4 делается лишь на заводе-изготовителе, у БМД-2 коробку можно чинить в полевых критериях.
Движок на БМД-4 такого же семейства, что и на БМД-1, -2 и БТР-Д, только эти движки различные по мощности и массе, рассматривать их не будем. Недочет один, снова же масса мотора БМД-4 и габариты выше.
Вооружение аналогично БМП-3: 100-мм пушка 2А70 и 30-мм пушка 2А72, СУО в принципе та же. Масса боекомплекта БМД-4 выше, чем масса боекомплекта БМД-2, а это, в свою очередь, вызывает делему с обеспечением боеприпасами, требуется повышение количества транспорта или количества подач боеприпасов в день.
Машина 2С25 «Спрут» 125-мм САУ, на самом деле дела, та же БМД-3, только другое вооружение.

«Спрут» обеспечен 125-мм пушкой 2А75, аналог 125-мм танковой пушке 2А46 танка Т-72. Автомат заряжания пушки, по всей видимости, также позаимствован у Т-72. В целом комплекс вооружения издавна проверен, надежен и приреканий не вызывает. Тем паче танк Т-72 является самым продаваемым за предел и самым воюющим российским танком, другой рекламы и не нужно. Но масса машины – 18 тонн (!), что уже очевидно чрезвычайно для авиадесантной машины.
Ну и вес 125-мм боеприпасов очевидно высок и несравним даже с боеприпасом «Ноны» и гаубицы Д-30 со всеми вытекающими от сюда последствиями. При всем этом по своим боевым качествам 120-мм ОФ снаряд «Ноны» превосходит 125-мм ОФ и сравним с боевым могуществом 152-мм ОФ гаубицы. Если наличие «Спрута» в Сухопутных войсках и морской пехоте нужно, просто доказать и исторически подтверждается, то присутствие таковой тяжеленной и габаритной машины в ВДВ неясно. Ведь есть ПТРК, которые более всего подходят десантникам, к тому же в ВДВ была уже схожая машина АСУ-85, от нее в последствии отказались, хотя в целом десантники давали ей неплохую оценку – да вот весила она 15 тонн.
Финансовая СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Сейчас закупочная стоимость на БМД-4 и «Спрут» колеблется в границах нескольких 10-ов миллионов рублей за одну машину. Это совершенно точно завышенная стоимость, при этом в разы, и ни чем же не обусловлена, очевидно машины столько не стоят. В чем причина? Для примера: сейчас цена танк
а Т-90 находится на уровне 55–60 млн. руб. за одну машину зависимо от комплектации, (цифра взята из СМИ). Несложно прийти к выводу: при таких ценах ВДВ вправду будут на голодном пайке.
В связи с тем, что машины более сложные, то и цена эксплуатации возросла по сопоставлению с БМД-2. Взять хотя бы ГСМ, масла дороже, расход горючего выше.
Ремонт машины, по всей видимости, будет проводиться на заводе-изготовителе по понятным причинам. В войсках ремонт тоже станет дороже, потому что там в главном создают сварочные работы по корпусу машины. Корпус дюралевый, а эти работы всегда были дорогими, к тому же требуется сварщик высочайшей квалификации, с ними в войсках тоже всегда была неувязка. Запасные части к гидромеханической коробки дороже, чем к механической, ну и требования к сборке также еще выше.
В связи с тем, что цена эксплуатации возросла, цена подготовки экипажей тоже возросла. Тем паче сложность машины предъявляет завышенные требования к экипажам, потому что МО РФ фактически отказалось от контрактной армии, а 1-го года службы очевидно недостаточно для службы на таких машинах.
Зарубежный ОПЫТ
Разглядим военную технику для ВДВ в забугорных армиях.
В ФРГ с середины 70-х годов для воздушно-десантных войск разрабатывается боевая гусеничная машина «Визель».

Корпус машины сделан из железных листов. Боевой вес составляет 2,6 тонны. Машина создана для транспортировки различного вооружения, разрабатываются также самоходные ЗРК и огнемет, командирская и санитарная машины.
Китай. С середины 1990-х годов в КНР велись активные работы в области сотворения боевых машин десанта для увеличения боевых способностей воздушно-десантных частей НОАК. В первый раз новенькая машина, получившая обозначение ZLC-2000, была продемонстрирована на учениях воздушно-десантных частей НОАК сначала 2005 года. Боевая масса – 8 тонн. Вооружение аналогично БМД-2.

США. На современном шаге развития воздушно-десантные подразделения США являются легковооруженной пехотой, которая имеет на вооружении современную легкобронированную технику и артиллерию, способную десантироваться парашютным либо посадочным методом в район боевого предназначения. После войны во Вьетнаме развитие парашютной техники достигнуло такового уровня, что стало вероятным проводить десантирование бронированной техники типа универсальный бронетранспортер М113 и легкий танк М551 «Шеридан» (Sheridan). Современная боевая машина «Страйкер» (Stryker) из-за значимого веса не может десантировать парашютным методом с самолетов ВТА. Кстати, М113 уже более 50 лет находится на вооружении и, по заявлениям американских военных, еще столько же будет служить.

Опыт интернациональной военной коалиции (МВК) по применению боевой техники в Афганистане и Ираке показал, что применение БМП и гусеничных БТР очень недешево, и равномерно перебежало на применение колесных БТР и бронеавтомобилей. Таковой переход связан в главном с 2-мя факторами: отсутствием у противника огромного количества томного вооружения и экономической необходимостью.
Предлагаю подробнее разглядеть данную делему методом сопоставления эффективности внедрения гусеничной БМП (БТР) и колесного бронированного автомобиля (КБА).
Главные аспекты оценки:
цена производства БМП выше в разы цены КБА, НИОКР можно и не упоминать – и так понятно;
издержки на эксплуатацию БМП выше, чем на КБА, с учетом издержек на транспортирование и хранение;
время, затраченное на создание БМП, выше, чем на КБА;
время, затрачиваемое на подготовку экипажей для БМП, и цена этой подготовки выше, чем для КБА;
цена рем
онта БМП выше, чем у КБА;
развернуть и начать создание БМП труднее, чем у КБА;
цена модернизации и полгого ремонта БМП выше, чем у КБА;
цена утилизации БМП выше, чем у КБА.
Из всего вышесказанного можно прийти к выводу: нужна обычная, дешевая машина, лучше колесная, но у колесной машины есть ограничения по проходимости и массе возимого снаряжения, вооружения и вещественных средств. Соответственно теряются универсальность и способность использовать ее в разных критериях местности. К тому же не во всех природно-климатических зонах может быть применение колесных машин, а отсутствие плавучести очень ограничивает область внедрения.

БМД-4: машина, вокруг которой ведутся споры.
ПУТИ РЕШЕНИЯ Заморочек
Какие же пути решения заморочек? А все просто, находить ничего не нужно, выдумывать велик тоже не нужно, все издавна уже выдумано. Как говорится: «Все новое – это отлично забытое старое».
Итак вот заместо БМД-4 и «Спрута» необходимо использовать «Нону»; в боекомплект ввести 100-мм ПТУР «Басня» либо «Аркан», обеспечив тем возможность уничтожать бронированные цели, соответственно отпадет надобность в «Спруте». После таковой модернизации «Нона» будет делать три огневые задачки: гаубицы, миномета и ПТРК, тем паче что провести такую модернизацию не составит огромного труда, потому что в ее боекомплект уже введен управляемый снаряд «Китолов-2». Это наиблежайшая перспектива.
На долгосрочную перспективу нужно провести углубленное исследование внедрения ВВТ в ВДВ, начиная с 1 августа 1930 года и заканчивая сегодняшним деньком, выработать четкую концепцию боевой машины десанта с учетом всех политических и экономических реалий.
Корпус машины должен быть железным.
Вооружение машины – вынесенное и быстросъемное, в последнем случае буксируемое.
База машины – гусеничная либо колесная.
Несколько пояснений: металлической корпус дешевле дюралевого, в войсковых критериях его легче чинить. В бою при появлении пожара машина с дюралевым корпусом, обычно, сгорает дотла. В боевых критериях при выходе из строя шасси с машины можно снять вооружение, боеприпасы и использовать в пешем порядке.
Здесь есть два пути — сделать новейшую машину либо избрать что-то из имеющегося в наличии.
1-ый путь дорогостоящий и долгий, остается 2-ой. Из всего диапазона имеющихся в наличии машин более всего подходит только МТ-ЛБ, из колесных машин пока ничего подходящего. Правда, есть «Тигр» и машина итальянской компании Iveco, но у их ограничения по проходимости и массе перевозимого снаряжения. Если брать «УАЗ», а в русские времена многие ДШБ были ими вооружены, то сейчас его все равно необходимо модернизировать, хотя бы поставить дизельный движок.
НАШ КАНДИДАТ – МТ-ЛБ
Итак, что такое МТ-ЛБ. Проведем лаконичный анализ ее, если можно так сказать, деловых свойств. Масса – 9700 кг, золотая середина меж БТР-Д и БМД-4. Даже если на МТ-ЛБ установить вооружение БМД-4, масса ее при всем этом не превзойдет 13 тонн.
Цена МТ-ЛБ. Завод после полгого ремонта реализует ее за 1 млн. руб., это «ничто» по сопоставлению с ценой БМД-4, с установкой на нее различного вооружения цена навряд ли превзойдет 5 млн. руб. Проведем сравнительный анализ БМД-4 и МТ-ЛБ по главным показателям: огневая мощь, защищенность, подвижность и командная маневренность.
Огневая мощь МТ-ЛБ не идет не в какое сопоставление с БМД-4, ее, можно сказать, нет, но на МТ-ЛБ можно установить весь диапазон вооружения – начиная с многокалиберных пулеметов, ПТРК, ЗРК и заканчивая артиллерийскими комплексами калибра 120-мм. Защищенность также не идет не в какое сопоставление с БМД-4, но снова же на нее можно установить разнесенное легкосъемное бронирование. Подвижность: скорость по шоссе у БМД-4 выше, но на пересеченной местности они сравниваются, а таковой показатель, как проходимость, даже можно и не пробовать ассоциировать, у МТ-ЛБ она просто умопомрачительная.
Командная маневренность – показатель относительный, потому что находится в зависимости от подготовки командного состава и наличия технических средств управления, потому его можно не рассматривать.
Перечисленный выше перечень можно в принципе продолжить, но рассматривать каждую машину не б