Полет Эрзерумского сокола

Полет Эрзерумского орла

Хроника кавказских войн хранит внутри себя много примеров того, как военнослужащие российской императорской армии, люди отважные, полные решимости и сильные духом, в процессе боевых действий иногда совершали такие изумительные поступки, что и до настоящего времени поражают человеческое воображение. Наибольшее количество таких вот типичных "рекордов" выпадает на период мирового военного пожара 1914- 1918 годов. Тогда операции российских войск на малоазиатском театре военных действий в дореволюционной российскей историографии получили заглавие 2-ой кавказской войны.

Заместо сердца огненный мотор

Посреди лиц, прославивших знамена отдельной Кавказской армии, числится имя георгиевского кавалера летчика 4-го Кавказского корпусного авиаотряда прапорщика Владимира Петрова, в первый раз в мире совершившего рекордный перелет на расстояние более четырехсот верст, ведя воздушную разведку в тяжелейших горно-климатических критериях местного театра военных действий.

А начал он собственный боевой путь в Карской крепостной воздухоплавательной роте, в составе которой пребывало авиазвено, состоявшее из 3-х аэропланов. Наш герой поступил туда вольноопределяющимся (добровольцем) с началом военных действий как выпускник Тифлисского аэроклуба.

Летать на Кавказе приходилось неописуемо много. Ведь, как оказывается, на 1200-километровой фронтовой полосе единственно применимым и очень действенным методом получения разведданных, принесшим много дивидендов штабам Кавказских войск, являлись полеты над вражескими тылами. К этому понуждала сначала боевая обстановка фронтального края, который с российской стороны никак не был насыщен в достаточной мере человеческим контингентом и техникой, как требовалось.

Если на европейском театре военных действий той же протяженности исключительно в 1-ые месяцы войны действующая армия состояла из нескольких миллионов активных бойцов, то на Кавказском фронте численность российских войск даже на рубеже 1916 — 1917 годов не превосходила цифру раз в 10 наименьшую.
Вот почему воздушная разведка стала козырной картой в руках командования отдельной Кавказской армии. Тем паче что прямо до середины лета 1917 года в боевых порядках противостоящей 3-й турецкой армии авиации не наблюдалось совсем.

Время от времени летчики Кавказских корпусных авиаотрядов привлекались для решения нехарактерных им боевых задач по латанию дыр во фронтовом "заборе", "заштопать" которые не хватало наземных частей. А все дело в том, что сплошная линия боевых позиций, протянувшихся от побережья Темного моря до Хамадана (Иран), как такая по условиям горно-пустынной местности отсутствовала напрочь. Части и соединения Кавказских войск группировались в сводные отряды там, где имелись хотя бы простые колесные дороги либо вьючные тропы, и вели взаимодействие меж собой в момент проведения боевых операций.

Приходилось полководцам посылать в бой к черту на кулички, туда, где ощущался недочет, а то и совсем имело место отсутствие каких-то наземных войск, необыкновенные воздушные подкрепления. Они одним своим возникновением вносили хаос и расстройство в боевые порядки врага.

Русским летчикам приходилось летать и вести войну на устаревших морально и на физическом уровне моделях боевых машин. С началом войны две третьих войск Кавказского военного окрестность направились на европейский театр военных действий, прихватив с собой все мало-мальски ценное в боевом отношении, авиатехнику в том числе. Оставленный на долю летчиков Кавказской армии хлам даже именовать аэропланами язык не поворачивался. На их не то чтоб делать поставленные командованием боевые задачки, но иногда просто подниматься в воздух без известной толики риска было нереально.

На этом неудачи российских летчиков не исчерпывались. Им приходилось летать в критериях высокогорья, что было тогда не под силу даже полностью совершенным на тот момент моделям аэропланов, беря во внимание их такие еще слабенькие тактико-технические свойства, как грузоподъемность, потолок высоты, скорость и дальность полета. А что все-таки тогда гласить о том старье, которое имелось под рукою у летчиков 1-го и 4-го Кавказских корпусных авиа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,251 сек. | 11.42 МБ